В течение недели брат был болен ангиной

В течение недели брат был болен ангиной thumbnail
  • Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.
    разбор предложения. цифра 4.
    ОЧЕНЬ СРОЧНО…….
  • Распространите предложения пользуясь вопросами правого столбика.
  • СРОЧНО!!! ДАМ ЕЩЕ БАЛЛОВ! Составьте хороший текст на тему:»Моя группа»(тоесть студентов)
  • Кто может помочь Срочно нужно
  • Прочитай текст. Найди и подчеркни глаголы в каком времени стоят эти глаголы? Знамени глаголами в настоящем времени и запишите текст.
  • помогите пожалуйста;)
    нужно составить текст с наречиями на тему «наступление весны»
  • пожалуйста ответе….

    …………..

  • Перепишите предложения , исправив ошибки в оформлении прямой речи .
    1) Вот остался я один с кошками и думаю : «выкурю-ка я сначала трубочку, а уж потом рассажу этих кошек по клеткам «.

    2) «Опять какие- нибудь проказы ! -Сказал смеясь Григорий Иванович. — Ну ,хорошо,хорошо «.

    3) » А при чём тут поколение ? -подумал Подгорин . — ведь Лосев старше меня лет на шесть , не больше…»

    Помогите пожалуйста дам 30 баллов

  • антоним к слову денежный мешок
  • Выпиши словарные слова:
    Зелень, медаль, сирень, ворота, голова, золото, берёза, озеро, больница, лебедь.
  • 5 предложений с осложняющими членами предложения из романа Толстого «Анна Каренина »
  • Дятель
    1.худ.описание
    слова-помощники: нарядный, ярко-красная,черные,атласные,,острый,упругий,прямой,длинный и липкий,красивая,доктор.
    2.Деловое описание.
    Слова-помощники: Длина 22-27 см,черный,белый,красный,буровато- белые,белы пятна, клюв черный, ноги тёмно-бурые,длинный и липкий, личинки,насекомые,добывает на стволах и на земле, повсюду в России
  • Сочинение-рассуждение 15.3 ,,Великодушие,,
    Срочно!!!! нужно привести пример из жизни пожалуйста
  • Срооочно, помогите сделать русский. Даю 20 баллов!!!!!!!
  • Ребят,помогите 5.прошу вас мне очень нужно
  • помогите написать сочинение на тему «Почему человек должен учиться»
  • решите плииз.Нужно до завтра
  • Ребят можете задать пять вопросов к тексту детство Никиты с ответами пожалуйста
  • ПОЛНЫЙ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИЗ ТЕКСТА:Птица набрала высоту , бесшумно полетела к лесу и растаяла в звёздной сырой ночи
  • Выпиши только слова, называющие предметы.
    Петь, пение, песенный, запеть, припев, припевать, напевный, певец
  • Помогите Распечатка с 2 Номером СРОЧНО
  • помогите надо составить предложение на тему добро по схеме 4
  • Как читать этот стих по англиски но только русскими буквами )

    We’ve got a lot of mushrooms
    And we’ve got a lot of meat
    Let’s make something
    Really good to eat

    I love cooking
    I can fry and boil and bake
    Just give me a recipe
    There’s nothing I can’t make

    we,ve got a lot of onions
    and we,ve got a lot of rice
    let,s make dinner
    it will be so nice

  • Написать сочинение -рассуждение ,раскрывая смысл высказывания Игоря Григорьевича Милославского поречи можно понять об интелектуальном уровне личности первый показатель здесь умение четко и связнл излагать свои мысли
  • Раздели текст на предложения. Вспомни правила оформления предложения. Запиши текст правильно.
    Летнее утро ребята на речке ловить рыбу в ведёрке карась и окунь
  • Синтаксический разбор предложения солнечный шар исчез полностью , оставив лишь небольшой отблеск фиолетового цвета
  • Как читаеться этот стих по русски англисскими буквами

    We’ve got a lot of mushrooms
    And we’ve got a lot of meat
    Let’s make something
    Really good to eat

    I love cooking
    I can fry and boil and bake
    Just give me a recipe
    There’s nothing I can’t make

    we,ve got a lot of onions
    and we,ve got a lot of rice
    let,s make dinner
    it will be so nice

  • сочинение по русскому языку помогите пж
  • раставить знак прпинания.ладно пока тогда
  • раставить знак припинания ладно пока тогда
  • пожалуйств напишите ответ
  • Проанализируйте данные ниже примеры. Объясните причины возникновения ошибок в рекламных объявлениях и сообщениях. Спишите, исправляя ошибки:

    1. Требуется повар на пирожки.

    2. Продаю. Полушубок из лисы мужской.

    3. Куплю коляску для девочки б/у светлого цвета.

    4. «Полидент»: с зубной болью круглосуточно.

    5. Чистка ковровых изделий, удаление пятен, поднятие ворса, восстановление цвета, в том числе у заказчика.

  • гора-горный,школа-пришкольный,……….обозначьте части слова
  • Составь небольшой рассказ по вопросам. Озаглавь его. Запиши. Найди и подчеркни обстоятельство.
    1. Какую игру ты любишь больше всего?
    2. Почему она тебе нравиться
    3. С кем ты играешь ?
    4. Какие качества характера, На твой взгляд, развивает эта игра?
    5. Умеешь ли ты проигрывать?
  • Помогите Разобрать по составу слова: ПОЕЗД и БАБОЧКА
  • Помогите пожалуйста определите подлежащее и сказуемое в предложении чтение лучшее развлечение для меня
  • Укажите верное написание выделенного слова и его обьяснение.
    ))ТО ЖЕ выражение готовности к решительным действиям появилось на его лице.
    1. ТОЖЕ — всегда пишется слитно
    2. ТО ЖЕ- всегда пишется раздельно
    3. ТОЖЕ — здесь сочинительный союз, поэтому пишется сильно
    4 ТО ЖЕ- здесь это местоимение ТО с частницей ЖЕ , поэтому пишется раздельно
    ))) Был он известен выдающимся музыкальными способностями , а ТАК (ЖЕ) глубокими познание в области астрономии
    1. ТАКЖЕ- всегда пишется раздельно
    2. ТАКЖЕ — здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно
    3. ТАК ЖЕ — здесь это наречие ТАК с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно
    НАПИШИ ПОЧЕМУ ТЫ ЭТО ВЫБРАЛ
  • Текст о животном, 8-10 предложений, спасибо.
  • Пожалуйста помогите с д.з
    Запишите словосочет.согласуя прилаг.с существ.из скобок.Составьте с ними несколько предл.
    1Интересный (кино, произведение)2Новый (кафе, метро)3Теплый(сапоги,кофе)4Известный( имя, фамилия)5Хищный(зверь,рысь)6Яркий(пламя,огонь)7Верный(друг, решение)
  • Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.

    1) В конце монографии вы можете увидеть библиографический список литературы.
    2) Строго выполняя напутствия отца, герой не уставал лицемерить всем без исключения.
    3) Некоторые люди принимают желательное за действительное.
    4) Неустанная любовь художника к пейзажу известна всем.
    5) Директор сегодня подписал заявление о представлении мне отпуска.
    6) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.
    7) Мы услышали превосходную декларацию стихов Марины Цветаевой на этом конкурсе.
    8) В кабинете директора проводился форум учителей.

  • Определите, к какому стилю принадлежит текст. Приведите доказательства.

    При обучении в школе основное внимание уделяется чтению, письму и счету, у детей стараются выработать навыки, отвлекающие ребенка от сенсорного опыта. Это отчуждение усиливается в старших классах, где потребность в словах и числах возрастает и приходится отказываться от детских представлений. Только в детских садах и начальной школе образование основано на соединении всех важнейших способностей человеческого разума; затем от этого соединения отказываются, ибо оно мешает развитию необходимого уровня абстрагирования.
    Между тем мышление само по себе никогда не приводит ни к ка-ким знаниям о внешних объектах. Исходным пунктом всех исследований служит чувственное восприятие. Истинность теоретического мышления достигается за счет связи его со всей суммой данных чувственного опыта. Более того, описывая процесс собственного научного мышления, Альберт Эйнштейн отмечал, что слова не играют, по-видимому, ни малейшей роли в механизме его собственного мышления. По утверждению ученого, психическими элементами его мышления являлись некие более или менее ясные знаки или образы, которые он мог произвольно воспроизводить и комбинировать. Эти элементы, по признанию Эйнштейна, были обычно визуального или изредка двигательного типа. Слова или другие условные знаки ему приходилось с трудом подыскивать только на второй стадии, когда эта игра ассоциаций давала некоторый результат и могла быть при желании воспроизведена в форме текста и условных знаков.

  • Отметь предложение, в котором слово «выбрасывать» употребляется в переносном значении. Объясни свой выбор.
    1) Змея молнией выбрасывает примерно треть тела.
    2) Папа выбросил старый телевизор.
    3) Таня выбросила из головы все грустные мысли.
    4) Я сегодня помог маме и выбросил мусор.
  • ответь письмео почему я люблю свою родину срочно
  • ЛЮДИ ПОМОГИТЕ СРОЧНО,ПОЖАЛУЙСТА. 1)Яркие искры заиграли в каплях росы на цветах. Разобрать под цыфрой 4
  • Отметь словосочетание. Объясни свой выбор.
    1) змея выбрасывает 2) в природе 3) редко превышает
  • укажите исконно русское слово
  • Запишите слова в начальной форме.Выделите основу.
    Вечером,на дороге,мосты,морем,подарки,веткой,малышам,другу.
  • Помогите пожалуйста)
    Перепишите, вставляя вместо точек полную или краткую форму прилагательных, данных в скобках.
    1) Цель похода была … для всех участников. Погода стояла …, но ветреная (ясная, ясна). 2) Учебник по физике мне очень … .Журнал «Знание – сила» … и интересный (нужный, нужен). 3) В течение недели брат был … ангиной (больной, болен).4) Тёплый сентябрь … для Подмосковья (обычный, обычен). 5) Наш класс … за организацию школьной выставки (ответственный, ответственен). 6) Стилю рассказов А. П. Чехова … лаконизм (свойственный, свойственен).
  • помогите пожалуйста
    придумайте предложения с этими словами: несообразительный, нерасторопный, неловкий , разиня
    Заранее спасибо***
  • помогите просклонять числительное 211

Источник

birmaga.ru В течение недели брат был болен ангиной   1 2 3 4 … 8 9

Задание 48. Раскройте скобки, заключенные в них слова поставьте в нужной форме.

1. В «Похождениях бравого солдата Швейка» ярко проявился сатирический талант (Ярослав Гашек). 2. Наше знакомство с (Чарли Чаплин) состоялось в период немого кино. 3. В медицине и биологии долгое время господствовали ошибочные положения, разработанные немецким ученым (Рудольф Вирхов). 4. В произведениях (Жорж Санд), французской писательницы, затрагиваются многие социальные проблемы. 5. Работы (М.И. Туган-Барановский) отражали понимание экономических проблем России. 6. Похождения итальянского авантюриста 18 века (Казанова) послужили сюжетом для кинофильма. 7. В классической японской литературе видное место занимают стихи принцессы (Нукада).

Стилистическое употребление прилагательных
Задание 49. В отрывке из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» выделите все прилагательные. Определите их грамматическую и стилистическую роль в тексте.

Лошади стали у почтового домика. Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом; мой приезд разбудил его; он привстал… Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел… Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить гордого мужчину в хилого старика.

Полная и краткая форма имен прилагательных
Задание 50. Составьте предложения с данными словосочетаниями.

Улица узкая – улица узка.

Мысль серьезная – мысль серьезна.

Малыш больной – малыш болен.

Потолок низкий – потолок низок.

Погода хорошая – погода хороша.
Задание 51. Объясните употребление полной и краткой формы прилагательного в приведенных ниже примерах.

1. Книга полезная. Книга полезна детям. 2. Эта задача трудная. Эта задача трудна для пятиклассника. 3. Озеро глубокое. Озеро глубоко для детей. 4. Девушка грустная. Девушка сегодня грустна. 5. Берег крутой. Этот берег крут для спуска.

Задание 52. В каких из приведенных ниже сочетаний возможна замена краткой формой, в каких – нет? Объясните.

Белый снег – белый стих.

Глухой согласный – глухой человек.

Круглый шар – круглый сирота.

Тупой угол – тупой человек.

Короткие волны – короткие волосы.
Задание 53. Выберите нужную форму, дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.

1. Лектор (известен, известный) своими выступлениями. 2. Требования к ученикам (своевременны, своевременные). 3. Учитель был (добр, добрый), но и (требователен, требовательный) ко всем ученикам. 4. Изменения в результатах работы (очевидны, очевидные) для всех. 5. Пропуск занятий (нежелателен, нежелательный). 6. Место секретаря сейчас (свободно, свободное).
Задание 54. Определите семантические или стилистические отличия между полными и краткими прилагательными.

1. «Михаил Иванович, осталось три шприца по пятисот кубиков. Прекращать?» Степа меня опередил: «Бери еще двести. Я здоровый, перенесу» (Н. Амосов). – Жив. Егор-то мой? Здоров? Батюшка да зайди ты в избу (Л. Толстой). 2. Доктор, что-то чудится, будто ваша личность мне закомая… — А мне ваша личность незнакома, — сказал врач (Е. Евтушенко). 3. Рожица хитрющая, как бы виноватая (В. Барковский) – Да разве я виновата? (Ф. Абрамов). 4. Крики их (птиц) протяжны и серебряны (В. Солоухин). 5. Маленькая, породистая, несколько гордо откинутая назад серебряная голова (И. Бунин). 6. У подъезда гостиницы «Ореанда» стоит бородатый швейцар в ливрее с серебряными галунами (В. Каверин). 7. Нет более полного счастья, как сознание целесообразности жизни и творческой работы, где общая цель – счастье твоей родины (А.Н. Толстой). 8. Мир был для него полон чужих, равнодушных людей, и жил он среди них одинокий, такой же равнодушный, как и они (И. Мележ). 9. Вообще жизнь темна и загадочна (А. Чехов). 10. Поручик Арчаковский – личность довольно темная, едва ли не шулер (А. Куприн). 11. Алексеев казался Петру непонятным, даже загадочным, как существо иной породы (Г. Николаева). 12. – Я не знаю, – неуверенно сказала Настя, – наша бригада слабая… (Ф. Абрамов). 13. Вообще проверка по латинскому языку была слаба: мать в нем знала меньше Темы (Н. Гарин-Михайловский).

Задание 55. В каких предложениях возможна взаимозамена полных и кратких прилагательных, а в каких – невозможна и почему?

1. Только такой представлялась ему подруга – свежа, нежна, весела, добра, красива так, что вот пришла, и вся изба стала золотой (А.Н. Толстой). 2. И Нинке тоже весело смотреть на деда. Был он чернобород, красногуб, щеки румянец залил, только руки дрожат. Лежат они на белой салфетке, широкие, корявые, и дрожат. 3. К вагону стали подходить пассажиры. Они были понурые, невыспавшиеся, и Нинке было жаль их. 4. Пели они весело, а глаза были строги и печальны, а когда песня кончилась, надолго замолчали (В. Потанин). 5. Вон зоотехница-то пришла один раз на двор, а Куров поглядел, да и говорит: «Добра девка, только ноги дома оставила». Нету, значит, ног-то почти. Как палочки. 6. А Мишка? Да разве Мишка худ парень? 7. Все было студено, солнечно, широко. 8. Ведь надо же понять, что любовь хороша и уместна лишь в молодости (В. Белов). 9. Они (стебельки) не понравились бы мне: очень уж приторно пахучи. Трубочки одуванчиков с ободранной кожицей все-таки неприятно горьки, а молоденькие листья липы, наоборот, пресноваты (В. Солоухин) 10. – И тут, Александр Кузьмич, я с вами совершенно согласная (Б. Ахмадулина).
Задание 56. Укажите нестандартные падежные формы имен прилагательных и причины их употребления.

1. Не по хорошу мил, а по милу хорош. 2. С высока полета вскружится голова. 3. Лживому надо памятну быть. Ври да помни! 4. Не отведывай счастья, не купив коня хрома! 5. И на добра коня спотыкачка бывает. 6. Скупу человеку убавит Бог веку. 7. Богу молись, а добра ума держись! 8. За товарища сыграю, За товарища спою, За товарища оставлю буйну голову свою (В. Солоухин).
Задание 57. Выберите вместо точек полную или краткую форму прилагательных, данных в скобках.

В течение недели брат был (больной, болен) ангиной. Журнал «Техника – молодежи» (нужный, нужен) и (интересный, интересен) для широкой аудитории. Теплый сентябрь (обычный, обычен) для наших широт. Зимние температуры в этом году крайне (низкие, низки). Индийские слоны (умные, умны) и (трудолюбивые, трудолюбивы).

Задание 58. Составьте текст – описание «Осенний день», используя полные и краткие формы прилагательных.
Задание 59. Составьте предложения с вариантами прилагательных, учитывая их стилистическую окраску.

Острый – остр – остер (разг.). Полный – полон – полн (уст.). Почтенный – почтен – почтенен.
Задание 60. Объясните различия в значениях полных и кратких форм прилагательных. Составьте предложения с этими прилагательными.

Плохой – плох, глухой – глух, волен – вольный, прав – правый, беден – бедный, виден – видный, ответствен – ответственный, готов – готовый, жив – живой.
Задание 61. От данных прилагательных образуйте краткие формы. Определите, в каких случаях образование таких форм невозможно и назовите факторы, накладывающие ограничение на образование таких форм.

Бурый, родственный, большой, бледно-розовый, древний, вороной, добрососедский, искренний, светлый, соленый, облезлый, гнедой, безмолвный, фисташковый, примирительный, благонамеренный, сине-зеленый, отсталый, маленький, геройский, чистейший.
Задание 62. В следующих отрывках из сказок А.С. Пушкина1 найдите краткие формы прилагательных. Соотнесите их с полными формами и охарактеризуйте это соотношение. Встречаются ли здесь формы, похожие на краткие, но таковыми не являющиеся? Свой ответ аргументируйте.

(1) Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.
(2) Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь- поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.
(3) И кого не спросит он,

Всем вопрос его мудрен;

Кто в глаза ему смеется,

Кто скорее отвернется;

К красну солнцу наконец

Обратился молодец.
(4) А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.
(5) Объявили царску волю –

Ей и сыну злую долю,

Прочитали вслух указ,

И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили…
(6) Под окно за пряжу села

Ждать хозяев, а глядела

Все на яблоко. Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!
(7) Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.
(8) Сам себя ты, грешник, мучишь;

Убирайся, цел пока;

Оттащите старика!
Задание 63. Определите смысловые и стилистические различия между краткими и полными формами следующих прилагательных. Составьте словосочетания, иллюстрирующие эти различия.

Грамотен – грамотный, велик – великий, должен – должный, глух – глухой, дорог – дорогой, благодарен – благодарный, свободный – свободен, обязан – обязанный, готов – готовый, широкий – широк, больной – болен, зелен – зеленый, виноват – виноватый.
Задание 64. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм. Определите, в каких случаях допустимо использование а) только краткой формы, б) только полной формы, в) обеих форм. Свой выбор мотивируйте.

1. Я (сыт – сытый). 2. Сегодня он (сердит – сердитый). 3. Профессор (доволен – довольный) успехами студентов. 4. Больной еще (слаб – слабый). 5. Вода в реке была (темна – темная) и (холодна – холодная). 6. Константин Сергеевич очень (умен – умный). 7. Эти многоугольники (симметричны – симметричные). 8. Он слишком (застенчив – застенчивый). 9. Эти ошибки легко (исправимы – исправимые). 10. Эта река слишком (мелководна – мелководная) для судоходства. 11. Кто (бодр – бодрый) душой, тот всегда (весел – веселый) и (здоров – здоровый). 12. Мясо уже почти (готово – готовое). 13. Стены в этой крепости (высоки – высокие).

Задание 65. Выберите нужную форму, дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.

1. Актер был (естествен, естественен) в своем поведении. 2. Директор школы (ответствен, ответственен) за каждого ученика. 3. Старый лес (величествен, величественен). 4. Вид этого юноши был (легкомыслен, легкомысленен). 5. Этот момент был для всех (торжествен, торжественен).
Задание 66. Образуйте по данным образцам краткие формы прилагательных. Образец: Знойный день. – День зноен.

Стройный юноша. Спокойный сон. Достойный уважения человек. Недостойный внимания поступок. Непреклонный характер. Безукоризненный ответ. Несомненный успех. Двусмысленный разговор. Торжественный вечер. Величественный вид. Мужественный боец. Невежественный ученик. Безнравственный выбор. Медленный шаг.
Задание 67. Определите стилистическую роль выделенных прилагательных.

1. Глаза же у матушки-государыни оказались светло-серые, лучистые, с хитрыми морщинками по краям. 2. Царица равнодушно скользнула своим светоносным взором снизу вверх, с полуторааршинного мальчугана на саженного индейца. 3. На первый взгляд обычный вечерний ландшафт: разноцветные рекламы, волшебно-светозарная змея автомобильного потока. 4. Под мышкой незнакомец держал ложнокожаную папку на молнии. 5. Почему честный, законопослушный человек должен нервничать из-за визита милиции, хотя бы даже и криминальной? (Б. Акунин). 6. Пришел, наконец, этот день – канун отъезда – день прощания с живыми и мертвыми, и рано утром я поехала на Новодевичье (Г. Вишневская). 7. Как и все сильные, замкнуто-волевые люди, рассчитывающие в своей жизни в основном на самих себя, Михеев был сдержанно добр и сдержанно отзывчив на всякое проявление такой вот сдержанной доброты. Ему казалось, что он безошибочно может отличать в людях и в их отношениях между собой истинное добро от интеллигентно-воспитанного участия (Ю. Скоп). 8. – Што? – не вдруг сонным, ленивым голосом ответствовал тот (А. Алексеев). 9. – У меня есть одна-единственная зацепка, и она связана с тем местом, где живет Соловьев (А. Маринина). 10. – Матка-то твоя, как ящерка с возом-то, где ползком, где скоком, до того послушна была в оглоблях. Не то, что ты теперешной(…) А ведь я тебя еще вот эконьким помню-то, — бывало, бежишь по мосту весь праздничный (В. Белов). 11. Сейчас летать стало проще. Гагарину, наверно, было страшно. Страшновато и сейчас, но не так, как впервые (Е. Евтушенко).

Задание 68. Прочитайте выдержки из журнальной статьи, в которой подробно описывается такой способ придания выразительности прилагательным, как редуплицирование (удвоение). Приведите свои примеры на все случаи удвоения прилагательного.

По своей структуре редуплицированные формы прилагательных и наречий в русском языке могут быть разбиты на три типа. Тип 1 – простое удвоение (красивый – красивый, темно – темно и т.п.). Тип 2 – удвоение, содержащее форму с суффиксом –ым в первой части (белым – бело, полным – полно и т.п.); этот тип отличается следующими особенностями: в такого рода построениях используется ограниченное количество прилагательных и наречий; они употребляются только в краткой форме и, следовательно, могут быть только сказуемыми: комната полным – полна, но не полным – полная комната, в них используются только формы женского и среднего рода: ночь была темным – темна, в лесу было белым – бело, но вряд ли зал был полным – полон(…) Тип 3 – удвоение, содержащее во второй части прилагательное, наречие или причастие, образованное при помощи приставки или суффикса (ломаный – переломанный, грустный – прегрустный, страшный – престрашный, строго – настрого, здоров – здоровешенек, жив – живехонек и т.п.). Возможны и удвоения с формой на -ым в первой части и уменьшительной формой – во второй (пьяным – пьянешенек, веселым – веселешенька и т.п.). Встречаются и другие типы удвоений, менее распространенные, например: А ночь темнущая – темна (Д. Фурманов. Чапаев); Правейшее – правая рука (Б. Пильняк. О Кей. Американский роман).

Удвоения с уменьшительными формами во второй части, как неоднократно отмечалось, типичны для устного поэтического творчества, а также для «народной» речи. Можно, очевидно, добавить, что они могут характеризовать также утрированно эмоциональную, сентиментально-«сюсюкающую» речь, прежде всего, похоже, женскую, особенно обращенную к детям. В целом же их использование в современном языке весьма ограничено. Чаще всего они служат целям стилизации под народно-поэтическую речь (…)

Какова же функция удвоенных форм прилагательных и наречий в современном русском языке? В.П. Берков, например, полагает, что в первую очередь они используются как один из способов выражения интенсивности признака, который может быть назван «редуплицированным интенсивом» (…) В.В. Виноградов писал, что усилительные обороты с повторением формы прилагательного типа тихий – тихий, простой – простой и т.п. синонимичны «с формами прилагательных, выражающих безотносительную предельную степень признака». Такие формы в специальной литературе называются абсолютным суперлативом или элативом.

Элативное значение – это значение предельной степени признака или безотносительно большой меры признака. Оно выражается формами превосходной степени –ейший,-айший в предложениях типа Он умнейший человек; Погода стояла чудеснейшай и т.п., лишенных компонента сравнения.

(Ю. Воротников. – Русская речь.2002. №1)

  следующая страница >> В течение недели брат был болен ангиной  

Источник

Читайте также:  Ангина как сбить температуру у взрослого