Уход за пациентом с ангиной
Таким заболеванием, как острый тонзиллит чаще всего болеют дети, поскольку иммунная система у них еще слаба. Лечение ангины у детей – дело весьма серьезное, поскольку неправильный подход может стать причиной довольно печальных последствий. Как правило, ангиной дети болеют в возрасте от 3 до 6 лет.
Ангина у детей может быть следствием проникновения в организм вирусов или бактерий. Чаще всего заболевание развивается по вирусному типу. Нередко причиной является и стрептококк группы А. Дети заболевают чаще всего после контакта ребенком, больным ангиной либо заражаются через употребление еды и напитков.
Симптоматика ангины
У малышей ангина появляется обычно неожиданно и сопровождается болью в горле и повышенной температурой. Ребенок слабеет, теряет аппетит и жалуется на головные боли. Это и является первыми признаками заболевания. Спустя 3 дня они начинают постепенно проходить, и состояние ребенка улучшается.
Основные симптомы заболевания:
- острая боль в горле;
- высокая температура (до 40 градусов);
- затрудненное открытие рта;
- боль во время глотания, причем даже слюны;
- пропадает голос, он становится сиплым;
- появление плохого запаха изо рта;
- головная боль:
- слабость во всем теле;
- увеличение лимфатических узлов;
- появление налета из гноя на миндалинах.
Диагностика заболевания
Что касается причины появления ангины, для ее точного определения необходимо сдать следующие анализы:
- мазок из горла, что позволит определить ставшую причиной заболевания инфекцию (вирус, бактерия);
- анализ крови.
Чтобы понять тип ангины, есть несколько критериев. При ангине бактериального типа у ребенка появляются следующие симптомы:
- миндалины покрыты налетом светло-желтого цвета;
- боль в лимфатических узлах и их увеличение;
- температура в районе 38 градусов;
- отсутствие кашля;
- это, как правило, дети о 15 лет.
Для того, чтобы ответить на вопрос, как вылечить ангину у ребенка, нужно определить тип заболевания. Если ребенок заболел ангиной вирусного типа, лечение проводится с помощью антисептических и противовирусных и жаропонижающих препаратов. Если же причиной заболевания стала бактерия, тогда в качестве основного метода лечения используется прием антибиотиков.
При наличии хотя бы 3 признаков из указанного списка на 60% можно предположить, что ангину вызвала стрептококковая инфекция. Если же 3-4 признака отсутствуют, можно на 80% утверждать, что ангина не является стрептококковой. Однако 100% гарантию никто не даст, для этого требуются анализы в лабораторных условиях. В таких случаях, как правило, назначаются антибиотики, но чаще всего это делается с целью перестраховки.
Как лечится ангина
Для лечения ангины у ребенка используют следующие препараты:
- Ибупрофен. Данное средство применяют тогда, когда заболевание сопровождается очень высокой температурой (от 38,5 градусов).Помогает справиться с лихорадкой и уменьшить отек с болью. Прежде чем применять лекарство, необходимо очень внимательно изучить инструкцию.
- Парацетамол. Помогает справиться с температурой и болью при ангине. Препарат используется часто без назначения врача, однако не нужно забывать ознакомиться с инструкцией, особенно когда его принимает ребенок.
- Антибиотики. Используются при бактериальной ангине для борьбы с инфекцией бактериального характера.
- Антисептики местного назначения. Их используют на начальной стадии ангины. К данным препаратам относят Мирамистин, Оросепт, Ингалипт. Они направлены на дезинфекцию и уменьшение боли.
- Стоматодин, Люголь. Используется для снятия гнойного налета с помощью ватных палочек.
- Растворы для полоскания горла с применением фурацилина, перманганата калия (0,1%), хлорофилипта.
В момент, когда ангина только появляется, полоскание лучше всего проводить каждый час. Однако если ребенок еще маленький и не может самостоятельно полоскать горло, гной удаляется с помощью ватного тампона с Люголем.
Ангина у ребенка до года проявляется несколько по-другому:
- обильное слюноотделение, вызванное затрудненным и болезненным глотанием;
- полная потеря аппетита;
- беспокойство, капризы;
- миндалины покрываются гноем;
- резко повышается температура.
Уход за ребенком при ангине
Ребенку, который болен ангиной, прописывается постельный режим.Чем больше отдыха, тем лучше самочувствие будет у ребенка. Необходимо обильное питье, так как при повышенной температуре организм нуждается в большом количестве воды, при ее недостатке может начаться обезвоживание. Лечить горло и снять болевые ощущения можно при полоскании раствором воды с солью в пропорции 1:1. Необходимо соблюдать правила личной гигиены, часто мыть руки. У ребенка должна быть своя, отдельная от остальных, посуда. Кроме того, помещение необходимо регулярно проветривать и производить влажную уборку. Ребенок считается не заразным спустя сутки после спада температуры.
Если ангину не лечить, последствия
При бактериальной ангине не стоит пускать все на самотек, так как если не применить антибиотики, начнется осложнение, и инфекция может распространиться на нос и уши малыша.
В этом случае ребенку будет не только тяжело глотать, но и дышать. В некоторых случаях заболевание без лечения приводит к менингиту или же перитонзиллярному абсцессу. Распространение инфекции может продолжиться на другие части тела, результатом чего может стать ревматическая лихорадка, из-за которой начинаются проблемы с суставами и сердцем. Ангина у детей опасна еще и тем, что без лечения может произойти инфицирование легки. Может развиться пневмония и пиелонефрит.
Чтобы поставить точный диагноз, никаких дополнительных исследований не требуется. Врачу достаточно посмотреть на горло пациента, чтобы определить заболевание. В дополнении к осмотру специалист должен опросить родителей по поводу симптомов, наблюдавшихся у малыша дома. На основе данной информации врач может поставить точный диагноз.
В каких случаях необходимо вызывать скорую помощь
В том случае, если ребенок не может ни пить, ни есть из-за того, что у него очень сильно болит горло или ему сложно дышать, а также глотать, необходимо вызвать скорую помощь.
Это следует сделать и тогда, когда у ребенка, больного ангиной, появляется сильное слюнотечение или же ребенок начинает бредить. Это происходит при высокой температуре тела (39-40 градусов). При увеличении отека или же проблемах с открытием рта и появлением боли в челюсти тоже следует обратиться за неотложной помощью. Еще один повод вызвать неотложку – если малыш очень вялый и не ходит в туалет более 12 часов.
Источник
Ñîñòàâíûå ýëåìåíòû ëèìôîãëîòî÷íîãî êîëüöà Ïèðîãîâà-Âàëüäåéåðà. Àíàëèç îñòðûõ è õðîíè÷åñêèõ òîíçèëëèòîâ. Äèôôåðåíöèàëüíî-äèàãíîñòè÷åñêèå ïðèçíàêè ëàêóíàðíîé àíãèíû è äèôòåðèè ðîòîãëîòêè. Ðîëü ìåäèöèíñêîé ñåñòðû ïðè ëå÷åíèè ïàòîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé ãëîòêè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè óõîäå çà áîëüíûìè ñ çàáîëåâàíèÿìèãëîòêè
Ñîñòàâíûå ýëåìåíòû ëèìôîãëîòî÷íîãî êîëüöà Ïèðîãîâà — Âàëüäåéåðà: íåáíûå ìèíäàëèíû (1, 2-ÿ); ãëîòî÷íàÿ (3-ÿ); ÿçû÷íàÿ (4-ÿ); òðóáíûå (5, 6-ÿ).
Ôàðèíãîñêîïè÷åñêàÿ êàðòèíà.
1. Íåáíàÿ ìèíäàëèíà.
2. Ïåðåäíÿÿ íåáíàÿ äóæêà
3. Çàäíÿÿ íåáíàÿ äóæêà.
4. Ìÿãêîå íåáî.
5. Çàäíÿÿ ñòåíêà ãëîòêè.
6. Êîðåíü ÿçûêà.
7. Øïàòåëü.
Àíãèíà ( òîíçèëëèò)- îñòðîå âîñïàëåíèå íåáíûõ ìèíäàëèí- ÿâëÿåòñÿ îáùèì èíôåêöèîííûì çàáîëåâàíèåì ñ ÿðêî âûðàæåííûìè ìåñòíûìè èçìåíåíèÿìè ëèìôàäåíîèäíîé òêàíè ãëîòêè. Ýòèîëîãèÿ- ãåìîëèòè÷åñêèé ñòðåïòîêîêê, ñòàôèëîêîêê, àäåíîâèðóñû, ýòåðîâèðóñû..Ïîìèìî íåáíûõ ìèíäàëèí, â îñòðîå âîñïàëåíèå â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ìîãóò âîâëåêàòüñÿ è äðóãèå ñêîïëåíèÿ ëèìôîèäíîé òêàíè, â ÷àñòíîñòè ðàñïîëîæåííûå â íîñîãëîòêå, íà êîðíå ÿçûêà, â áîêîâûõ ñòåíêàõ ãëîòêè è â ãîðòàíè.
Ñðåäè îñòðûõ òîíçèëëèòîâ íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ êàòàðàëüíàÿ, ëàêóíàðíàÿ è ôîëëèêóëÿðíàÿ àíãèíû
Êëàññèôèêàöèÿ òîíçèëëèòîâ
I. ÎÑÒÐÛÅ
1. Ïåðâè÷íûå: êàòàðàëüíàÿ, ëàêóíàðíàÿ, ôîëëèêóëÿðíàÿ, ÿçâåííî-ïëåí÷àòàÿ àíãèíû.
2. Âòîðè÷íûå:
à) ïðè îñòðûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ — äèôòåðèè, ñêàðëàòèíå, òóëÿðåìèè, áðþøíîì òèôå;
á) ïðè çàáîëåâàíèÿõ ñèñòåìû êðîâè — èíôåêöèîííîì ìîíîíóêëåîçå, àãðàíóëîöèòîçå, ëåéêîçàõ.
II. ÕÐÎÍÈ×ÅÑÊÈÅ
1. Íåñïåöèôè÷åñêèå:
à) êîìïåíñèðîâàííàÿ ôîðìà;
á) äåêîìïåíñèðîâàííàÿ.
2. Ñïåöèôè÷åñêèå: ïðè èíôåêöèîííûõ ãðàíóëåìàõ — òóáåðêóëåçå, ñèôèëèñå, ñêëåðîìå.
Äëÿ êàòàðàëüíîé àíãèíû õàðàêòåðíî ïðåâàëèðîâàíèå îáùèõ ÿâëåíèé (ïîâûøåííàÿ òåìïåðàòóðà, áîëü â ãîðëå, íåäîìîãàíèå, ëåéêîöèòîç, óñêîðåííàÿ ÑÎÝ), íàä ìåñòíûìè (ãèïåðåìèÿ, èíôèëüòðàöèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè íåáíûõ ìèíäàëèí). Íåîáõîäèìî ÷åòêîå ïðåäñòàâëåíèå î äèôôåðåíöèàëüíîäèàãíîñòè÷åñêèõ ðàçëè÷èÿõ ìåæäó êàòàðàëüíîé àíãèíîé è îñòðûì ôàðèíãèòîì, ëàêóíàðíîé àíãèíîé è äèôòåðèåé çåâà, ôîëëèêóëÿðíîé àíãèíîé . òîíçèëëèò àíãèíà äèôòåðèÿ ðîòîãëîòêà
Ëàêóíàðíàÿ, ôîëëèêóëÿðíàÿ àíãèíû
Äëÿ ýòèõ ôîðì àíãèí õàðàêòåðíû: áûñòðîå íàðàñòàíèå îáùèõ ñèìïòîìîâ (òåìïåðàòóðà, ãîëîâíàÿ áîëü, ðåçêàÿ áîëü â ãîðëå, íåéòðîôèëüíûé, ëåéêîöèòîç ñî ñäâèãîì âëåâî, óñêîðåííàÿ ÑÎÝ, áåëîê â ìî÷å, íàðóøåíèÿ ñî ñòîðîíû ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû (òàõèêàðäèÿ). Ôàðèíãîñêîïè÷åñêè: ïðè ëàêóíàðíîé àíãèíå îòìå÷àåòñÿ ïîÿâëåíèå íà ãèïåðåìèðîâàííîé ñëèçèñòîé îáîëî÷êå íåáíûõ ìèíäàëèí âíà÷àëå â óñòüÿõ ëàêóí, à çàòåì ïî âñåé ìèíäàëèíå æåëòîâàòî — áåëûõ, ëåãêî ñíèìàþùèõñÿ «âàòíèêîì» íàëåòîâ, íå ðàñïðîñòðàíÿþùèõñÿ çà ïðåäåëû ìèíäàëèí.
Ëå÷åíèå. Ïðè ëå÷åíèè àíãèí îáÿçàòåëåí ïîñòåëüíûé ðåæèì. Åäèíûì ïðàâèëîì äëÿ áîëüíîãî àíãèíîé ÿâëÿåòñÿ èçîëÿöèÿ åãî îò îêðóæàþùèõ, ó÷èòûâàÿ èíôåêöèîííóþ ïðèðîäó çàáîëåâàíèÿ. Áîëüíîìó âûäåëÿþò îòäåëüíóþ ïîñóäó äëÿ ïðèåìà ïèùè, ïðîâåòðèâàþò ïîìåùåíèå è îáëó÷àþò êâàðöåâîé ëàìïîé. Íåîáõîäèìî ñîáëþäàòü ïðàâèëà ëè÷íîé ãèãèåíû (èñïîëüçîâàíèå ìàðëåâîé ìàñêè, äåçèíôåêöèÿ ðóê è ò. ä. ). Èç ýòèîòðîïíûõ ñðåäñòâ íàèáîëåå öåëåñîîáðàçíî íàçíà÷åíèå àíòèáèîòèêîâ ïåíèöèëëèíîâîãî ðÿäà. Êóðñ 5-7 äíåé. Ñðîê íåòðóäîñïîñîáíîñòè — 10 — 12 äíåé. Êðèòåðèè âûçäîðîâëåíèÿ ïðè àíãèíàõ: Íîðìàëèçàöèÿ òåìïåðàòóðû, íîðìàëèçàöèÿ ôàðèíãîñêîïè÷åñêîé êàðòèíû, îòñóòñòâèå èçìåíåíèé â îáùåì, àíàëèçå êðîâè (îáùåå êîëè÷åñòâî ëåéêîöèòîâ, ëåéêîöèòàðíàÿ ôîðìóëà, ÑÎÝ), ìî÷è, îòñóòñòâèå èçìåíåíèé íà ÝÊÃ.
Èç ìåñòíûõ îñëîæíåíèé àíãèí íàèáîëåå ÷àñòîå — ïàðàòîíçèëëèò (ïàðàòîíçèëëÿðíûé àáñöåññ), ÿâëÿþùèéñÿ ñëåäñòâèåì ðàñïðîñòðàíåíèÿ âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà íà îêîëîìèíäàëèêîâóþ êëåò÷àòêó. Ëå÷åíèå äàííîãî îñëîæíåíèÿ äîëæíî áûòü êîìïëåêñíûì: õèðóðãè÷åñêèì (âñêðûòèå àáñöåññà) è êîíñåðâàòèâíûì (ìåñòíûì è îáùèì). Îáÿçàòåëüíûì ÿâëÿåòñÿ ïîâòîðíîå ïîñåùåíèå áîëüíûìè ËÎÐ âðà÷à ïîñëå âñêðûòèÿ àáñöåññà äëÿ ðàçâåäåíèÿ êðàåâ ðàçðåçà (íà ñëåäóþùèå ñóòêè ïîñëå îïåðàöèè) ÷òî ÿâëÿåòñÿ ñðåäñòâîì ïðîôèëàêòèêè ðåöèäèâà ýòîãî îñëîæíåíèÿ è ïîñëåäóþùåé (íå ðàíåå, ÷åì ÷åðåç ìåñÿö) òîíçèëëýêòîìèè.
Äèôôåðåíöèàëüíî-äèàãíîñòè÷åñêèå ïðèçíàêè ëàêóíàðíîé àíãèíû èäèôòåðèè ðîòîãëîòêè
Êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè | Ëàêóíàðíàÿ àíãèíà | Äèôòåðèÿ çåâà |
Îáùåå ñîñòîÿíèå | Ñðåäíåé òÿæåñòè | Òÿæåëîå (ïðè ðàñïðîñòðàíåííîé ôîðìå), ñ òåíäåíöèåé ê óõóäøåíèþ. Áîëüíîé àïàòè÷åí, âÿë, çåìëèñòûé îòòåíîê êîæíûõ ïîêðîâîâ |
Òåìïåðàòóðà | 39-40° | Îò ñóáôåáðèëüíîé äî 38-38,6°, ïîñòîÿííàÿ |
Ïóëüñ | Ñîîòâåòñòâóåò òåìïåðàòóðå (ïîäúåì íà 1 ãðàäóñ — ó÷àùåíèå ïóëüñà íà 10 óäàðîâ) |  íà÷àëå áðàäèêàðäèÿ, çàòåì òàõèêàðäèÿ. Ïóëüñ àðèòìè÷íûé, ñëàáîãî íàïîëíåíèÿ |
Æàëîáû | Íà ñèëüíóþ áîëü ïðè ãëîòàíèè | Áîëü ïðè ãëîòàíèè óìåðåííàÿ |
Ôàðèíãîñêîïè÷åñêàÿ êàðòèíà: | ||
Ñîñòîÿíèå ìèíäàëèí | Äâóñòîðîííÿÿ óìåðåííàÿ Ðåçêîå ïðèïóõàíèå íåáíûõ ìèíäàëèí, îòåê, âêëþ÷àÿ èíôèëüòðàöèÿ ìèíäàëèí äóæêè, ìÿãêîå íåáî, ÿçû÷îê. Ïðîöåññ ìîæåò áûòü îä | |
Íàëåòû | Ðàñïðîñòðàíåíû â ïðåäåëàõ ìèíäàëèí, ïîâåðõíîñòíûå, ëåãêî ñíèìàþòñÿ | Âûõîëÿò çà ïðåäåëû ìèíäàëèí, ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ íà äóæêè, ìÿãêîå íåáî, áîêîâûå è çàäíèå ñòåíêè ãëîòêè. Íàëåòû ãëóáîêèå, ñíèìàþòñÿ ñ òðóäîì (â òèïè÷íûõ ñëó÷àÿõ), îñòàâëÿÿ ýðîçèâíóþ êðîâîòî÷àùóþ ïîâåðõíîñòü |
Öâåò íàëåòîâ | Æåëòûé Ñåðîáåëûé, ãðÿçíîñåðûé | |
Ðåãèîíàëüíûå ëèìôîóçëû | Óâåëè÷åíû, îòäåëüíûå, ëåãêî ïðîùóïûâàþòñÿ, ðåçêî áîëåçíåííûå | Çíà÷èòåëüíîå äâóñòîðîííåå ïðèïóõàíèå ïîä÷åëþñòíûõ ëèìôîóçëîâ ñ ñàìîãî íà÷àëà çàáîëåâàíèÿ. Îòåê ïîäêîæíîé êëåò÷àòêè øåè, ñãëàæåííîñòü åå êîíòóðîâ |
Áàêòåðèîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå | Êîêêîâàÿ ôîðìà, îòðèöàòåëüíîå íà íàëè÷èå äèôòåðèéíûõ ïàëî÷åê | Ïîëîæèòåëüíîå (â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ) íà íàëè÷èå äèôòåðèéíûõ ïàëî÷åê Ëåôëåðà. |
Ïðè òîêñè÷åñêîé äèôòåðèè ðîòîãëîòêè íàáëþäàþòñÿ ðåçêî âûðàæåííûå ïðîÿâëåíèÿ èíòîêñèêàöèè, «íîæíèöû» ìåæäó òåìïåðàòóðíîé ðåàêöèåé (â ñðåäíåì 38,0 — 38,5° Ñ) è èçìåíåíèÿìè ñî ñòîðîíû ñåðäå÷íîé äåÿòåëüíîñòè (áðàäèêàðäèÿ, à çàòåì òàõèêàðäèÿ, àðèòìèÿ, ãëóõèå òîíû).
Ôàðèíãîñêîïè÷åñêè — ãðÿçíîñåðûé òðóäíî ñíèìàåìûé «âàòíèêîì» íàëåò, ðàñïðîñòðàíÿþùèéñÿ çà ïðåäåëû ìèíäàëèí íà áîêîâûå ñòåíêè ãëîòêè, ìÿãêîå íåáî, ÿçû÷îê.
Ïðè ïðîâåäåíèè äèôôåðåíöèàëüíîé äèàãíîñòèêè ïîä÷åðêèâàåòñÿ íåîáõîäèìîñòü îáÿçàòåëüíîé ñðî÷íîé ãîñïèòàëèçàöèè â èíôåêöèîííîå îòäåëåíèå áîëüíûõ ñ ïîäîçðåíèåì íà äèôòåðèþ, ïîäà÷à ýêñòðåííîãî èçâåùåíèÿ â Ãîññàíýïèäíàäçîð, ñîáëþäåíèå ýïèäåìèîëîãè÷åñêîãî ðåæèìà, ââåäåíèå ïðîòèâîäèôòåðèéíîé ñûâîðîòêè ïî ìåòîäó Áåçðåäêè.
Õðîíè÷åñêèé òîíçèëëèò íîñèò èíôåêöèîííîàëëåðãè÷åñêèé õàðàêòåð.
Ìåñòíûå ïðèçíàêè:
à) ãèïåðåìèÿ è âàëèêîîáðàçíîå óòîëùåíèå êðàåâ ïåðåäíèõ íåáíûõ äóæåê;
á) ðóáöîâûå ñïàéêè ìåæäó ïåðåäíèìè íåáíûìè äóæêàìè è ìèíäàëèíàìè;
â) ðàçðûõëåííûå è ðóáöîâî-èçìåíåííûå íåáíûå ìèíäàëèíû;
ã) êàçåîçíûé äåòðèò èëè ãíîéíîêàçåîçíûå ïðîáêè â ëàêóíàõ ìèíäàëèí;
ä) óâåëè÷åííûå, áîëåçíåííûå ëèìôàòè÷åñêèå óçëû ïîçàäè óãëà íèæíåé ÷åëþñòè è ïî ïåðåäíåìó êðàþ âåðõíåé òðåòè ãðóäèííîêëþ÷è÷íîñîñöåâèäíûõ ìûøö (ðåãèîíàëüíûé ëèìôàäåíèò).
Ðàçëè÷àþò êîìïåíñèðîâàííóþ è äåêîìïåíñèðîâàííóþ ôîðìû õðîíè÷åñêîãî òîíçèëëèòà.
Ïðè ïåðâîé ôîðìå èìåþòñÿ òîëüêî ìåñòíûå ïðèçíàêè âîñïàëåíèÿ íåáíûõ ìèíäàëèí, áàðüåðíàÿ ôóíêöèÿ êîòîðûõ è ðåàêòèâíîñòü îðãàíèçìà óðàâíîâåøèâàþò ñîñòîÿíèå ìåñòíîãî âîñïàëåíèÿ, ïîýòîìó îáùåé ðåàêöèè íå âîçíèêàåò.
Ïðè âòîðîé ôîðìå, ïîìèìî ìåñòíûõ ïðèçíàêîâ èìåþò ìåñòî ðàçëè÷íûå ïðîÿâëåíèÿ äåêîìïåíñàöèè â âèäå ðåöèäèâèðóþùèõ àíãèí, ïàðàòîíçèëëÿðíûõ àáñöåññîâ, ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèé îòäåëüíûõ îðãàíîâ è ñèñòåì.
Çàáîëåâàíèÿ, ñâÿçàííûå ñ õðîíè÷åñêèì òîíçèëëèòîì, ìíîãîîáðàçíû. Ýòî êîëàãåíîâûå áîëåçíè (ðåâìàòèçì, ñèñòåìíàÿ êðàñíàÿ âîë÷àíêà, ñêëåðîäåðìèÿ è äð. ), ðÿä çàáîëåâàíèé êîæè (ïñîðèàç, ýêçåìà), òèðåîòîêñèêîç è ò. ä.
Õðîíè÷åñêèé òîíçèëëèò íåðåäêî ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé ñóáôåáðèëüíîé òåìïåðàòóðû, îòÿãîùàåò òå÷åíèå âåãåòîñîñóäèñòîé äèñòîíèè, âåñòèáóëÿðíîé äèñôóíêöèè.  ìåõàíèçìå òîíçèëëîãåííûõ ïîðàæåíèé ñåðäöà îïðåäåëåííîå çíà÷åíèå èìåþò íåðâíîðåôëåêòîðíûé êîìïîíåíò, èíôåêöèîííî-òîêñè÷åñêèé è àëëåðãè÷åñêèé ôàêòîðû.
Âèäû êîíñåðâàòèâíîãî ëå÷åíèÿ õðîíè÷åñêîãî òîíçèëëèòà:
1. Ñàíàöèÿ íåáíûõ ìèíäàëèí è ðåãèîíàëüíûõ ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ (ïðîìûâàíèå ëàêóí àíòèñåïòè÷åñêèìè ðàñòâîðàìè, ââåäåíèå â ëàêóíû ëåêàðñòâåííûõ ïàñò, óëüòðàôèîëåòîâîå îáëó÷åíèå, ôîíîôîðåç, ÓÂ×, ÑÂ×, ãðÿçåëå÷åíèå è äð. ).
2. Ãèïîñåíñèáèëèçèðóþùèå ñðåäñòâà (ïðåïàðàòû êàëüöèÿ, àñêîðáèíîâàÿ êèñëîòà, àíòèãèñòàìèííûå ïðåïàðàòû, ìàëûå äîçû àëëåðãåíîâ è äð. ).
3. Ñðåäñòâà, íàïðàâëåííûå íà ïîâûøåíèå åñòåñòâåííîé ðåçèñòåíòíîñòè îðãàíèçìà (ðåæèì äíÿ, ðàöèîíàëüíîå ïèòàíèå, âèòàìèíû, ñàíàòîðíî-êóðîðòíîå ëå÷åíèå è äð.).
Êóðñû êîíñåðâàòèâíîé òåðàïèè õðîíè÷åñêîãî òîíçèëëèòà ïðîâîäÿò äâà ðàçà â ãîä, ëó÷øå âåñíîé è îñåíüþ, â òå÷åíèå 2-3 ëåò. Ýôôåêòèâíîñòü ëå÷åíèÿ — 70-85%.
Òîíçèëëýêòîìèÿ — ïîëíîå óäàëåíèå íåáíûõ ìèíäàëèí — ïîêàçàíà ïðè äåêîìïåíñàöèè õðîíè÷åñêîãî òîíçèëëèòà â âèäå ðåöèäèâèðóþùèõ àíãèí [ïðè íåýôôåêòèâíîñòè ïîëíîöåííîãî êîíñåðâàòèâíîãî ëå÷åíèÿ), ïðè ðåöèäèâàõ ïàðàòîíçèëëÿðíûõ àáñöåññîâ, âûðàæåííîé òîíçèëëîãåííîé èíòîêñèêàöèè, çàáîëåâàíèè îòäàëåííûõ îðãàíîâ è ñèñòåì.
Äèñïàíñåðíûé ó÷åò áîëüíûõ õðîíè÷åñêèì òîíçèëëèòîì ó îòîðèíîëàðèíãîëîãà — íàèáîëåå ýôôåêòèâíûé ìåòîä àêòèâíîãî âûÿâëåíèÿ è ëå÷åíèÿ ýòîãî çàáîëåâàíèÿ. Áîëüíûå îñìàòðèâàþòñÿ 1 ðàç â 3 ìåñÿöà. Åñëè íå îòìå÷àåòñÿ îáîñòðåíèé, êîëè÷åñòâî îñìîòðîâ ñîêðàùàåòñÿ äî 2 ðàç â ãîä. Åñëè êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå îêàçàëîñü ýôôåêòèâíûì, ðåöèäèâîâ àíãèí íåò, ïàöèåíòà ñ äèñïàíñåðíîãî ó÷åòà ñíèìàþò ÷åðåç òðè ãîäà ïîñëå ïîñëåäíåãî êóðñà. Ëèö, ïåðåíåñøèõ òîíçèëëýêòîìèþ, ñíèìàþò ñ ó÷åòà ÷åðåç 6 ìåñÿöåâ.
Ïðè àäåíîèäàõ ( ãèïåðïëàçèÿ ãëîòî÷íîé ìèíäàëèíû), ïîìèìî çàòðóäíåíèÿ íîñîâîãî äûõàíèÿ, èìååò ìåñòî íàðóøåíèå ðîñòà ñêåëåòà ëèöà, ìîãóò íàáëþäàòüñÿ ðàññòðîéñòâî ñíà, ðàññåÿííîñòü è çàáûâ÷èâîñòü, ãîëîâíàÿ áîëü è ãîëîâîêðóæåíèå, íî÷íîå íåäåðæàíèå ìî÷è (ó 15% áîëüíûõ àäåíîèäàìè), ëàðèíãîñïàçì è ò. ä.
«Àäåíîèäíûé» òèï ëèöà — ëèöî âûòÿíóòî, âåðõíÿÿ ÷åëþñòü êëèíîîáðàçíàÿ, «ãîòè÷åñêîå íåáî», ðîò ïîëóîòêðûò, âåðõíèå çóáû ðàñïîëîæåíû áåñïîðÿäî÷íî, íàðóøåíèå ïðèêóñà ,ðåçöû çíà÷èòåëüíî âûñòóïàþò âïåðåä. Äëèòåëüíîå ðîòîâîå äûõàíèå âåäåò ê íàðóøåíèþ ôîðìèðîâàíèÿ ãðóäíîé êëåòêè — «êóðèíàÿ ãðóäü». Îêîí÷àòåëüíûé äèàãíîç ñòàâèòñÿ ïîñëå çàäíåé ðèíîñêîïèè èëè ïàëüöåâîãî èññëåäîâàíèÿ íîñîãëîòêè. Ëå÷åíèå, êàê ïðàâèëî, õèðóðãè÷åñêîå — àäåíîòîìèÿ.
Îñòðûé ôàðèíãèò — âîñïàëåíèå ñëèçèñòîé ãëîòêè, äëÿ êîòîðîãî õàðàêòåðíû ïðåèìóùåñòâåííî ìåñòíûå èçìåíåíèÿ (ñóõîñòü â ãîðëå, ïåðøåíèå, äèôôóçíàÿ ãèïåðåìèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ãëîòêè, ïðåèìóùåñòâåííî åå çàäíåé ñòåíêè), îòñóòñòâèå íàðóøåíèé îáùåãî ñàìî÷óâñòâèÿ.
Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà êàòàðàëüíîé àíãèíû è îñòðîãîôàðèíãèòà
Êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè | Êàòàðàëüíàÿ àíãèíà | Îñòðûé ôàðèíãèò |
Òåìïåðàòóðà òåëà | Îáû÷íî íåçíà÷èòåëüíî ïîâûøåíà | Íîðìàëüíàÿ |
Ñóáúåêòèâíûå îùóùåíèÿ | Áîëü ïðè ãëîòàíèè | Ïåðøåíèå, ùåêîòàíèå, ñóõîñòü â ãîðëå |
Ôàðèíãîñêîïèÿ | Ãèïåðåìèÿ è èíôèëüòðàöèÿ íåáíûõ ìèíäàëèí | Ãèïåðåìèÿ ìèíäàëèí, ìÿãêîãî íåáà, çàäíåé ñòåíêè ãëîòêè |
Ðåàêöèÿ ñî ñòîðîíû ëèìôîóçëîâ | Íåáîëüøàÿ ïðèïóõëîñòü, áîëåçíåííîñòü | Îòñóòñòâóþò |
Ñîïóòñòâóþùèå ÿâëåíèÿ | Îòñóòñòâóþò | Õðèïîòà |
Äîïîëíèòåëüíî | ||
Èçìåíåíèÿ ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè | Óìåðåííûé ëåéêîöèòîç, óñêîðåííàÿ ÑÎÝ | Áåç èçìåíåíèé |
Õðîíè÷åñêèé ôàðèíãèò. Ñðåäè ìíîãî÷èñëåííûõ ïðè÷èí õðîíè÷åñêèõ ôàðèíãèòîâ ñóùåñòâåííîå ìåñòî çàíèìàþò ïðîôåññèîíàëüíûå âðåäíîñòè è ýêîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû. Êëèíè÷åñêèå ôîðìû õðîíè÷åñêîãî ôàðèíãèòà: êàòàðàëüíûé, ãèïåðòðîôè÷åñêèé, àòðîôè÷åñêèé.
Ïðèíöû ëå÷åíèÿ õðîíè÷åñêîãî ôàðèíãèòà: ùàäÿùàÿ äèåòà, óñòðàíåíèå ïðè÷èíû, ìåñòíûå ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûå ñðåäñòâà, êðèîòåðàïèÿ.
Ëå÷åíèå ìíîãèõ ïàòîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé ãëîòêè ïðåäïîëàãàåò àêòèâíóþ ðîëü ìåäèöèíñêîé ñåñòðû.
Äëÿ ëå÷åíèÿ ìíîãèõ çàáîëåâàíèé ãëîòêè èñïîëüçóþò ëåêàðñòâåííûå âåùåñòâà â âèäå ïîëîñêàíèé, èíãàëÿöèé, ïðîìûâàíèå ëàêóí íåáíûõ ìèíäàëèí. Ìåäñåñòðà ãîòîâèò ðàñòâîð ëåêàðñòâåííîãî âåùåñòâà íà îäíó ïðîöåäóðó. Ðåöåïòóðó ðàñòâîðîâ äëÿ ïîëîñêàíèÿ è ñõåìó ïðèìåíåíèÿ îïðåäåëÿåò âðà÷.
 îáÿçàííîñòè ìåäñåñòðû âõîäèò íàó÷èòü áîëüíîãî ïðàâèëüíîìó ïîëîñêàíèþ ãîðëà. Ðàñòâîð äîëæåí èìåòü òåìïåðàòóðó 40 — 42° Ñ îáúåìîì 200 — 250 ìë íà îäíó ïðîöåäóðó. Ëåêàðñòâî íàáèðàþò â ðîò â íåáîëüøîì êîëè÷åñòâå, íå ãëîòàÿ, çàïðîêèäûâàþò ãîëîâó íàçàä, ïîëîùóò è âûïë¸âûâàþò.  òå÷åíèå äíÿ ïîëîñêàíèå ïîâòîðÿþò 3-5 ðàç, îáÿçàòåëüíî ïîñëå ïðèåìà ïèùè.
Èíãàëÿöèè ïðîâîäèò ìåäñåñòðà â ñïåöèàëüíî îáîðóäîâàííîì êàáèíåòå èëè ñ ïîìîùüþ ïîðòàòèâíîãî èíãàëÿòîðà.
Ìåäñåñòðà, âûïîëíÿþùàÿ ñìàçûâàíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ãëîòêè, íàïðèìåð, ðàñòâîðîì Ëþãîëÿ, èñïîëüçóåò âàòíûé òàìïîí, ñîáëþäàÿ âñå òðåáîâàíèÿ àñåïòèêè. Îíà äîëæíà óìåòü ïðèãîòîâèòü ñîãðåâàþùèé êîìïðåññ íà øåþ.
Ìåäñåñòðà íåïîñðåäñòâåííî ïðèíèìàåò ó÷àñòèå â ïîäãîòîâêå è ïðîâåäåíèè îïåðàöèè, ÷àùå âñåãî àäåíîòîìèè èëè òîíçèëëýêòîìèè. Îíà ãîòîâèò è îáðàáàòûâàåò îïåðàöèîííûé èíñòðóìåíòàðèé è ìàòåðèàë, ó÷àñòâóåò â îïåðàöèè, ôèêñèðóÿ ðåáåíêà, Íóæíî ïîìíèòü, ÷òî íàèáîëåå ÷àñòûì è îïàñíûì îñëîæíåíèåì òàêèõ îïåðàöèé ÿâëÿåòñÿ ðàíåå ïîñëåîïåðàöèîííîå êðîâîòå÷åíèå. Ïîýòîìó áîëüíîìó ïîñëå âìåøàòåëüñòâà çàïðåùàåòñÿ ãëîòàòü, îí äîëæåí ñïëåâûâàòü ñëþíó â ñïåöèàëüíî ïðèãîòîâëåííóþ ïðîñòûíþ. Ïîä íàáëþäåíèåì ìåäïåðñîíàëà ïîñëå îïåðàöèè (åñëè îíà ñäåëàíà â àìáóëàòîðíûõ óñëîâèÿõ), áîëüíîé íàõîäèòñÿ â òå÷åíèå 1,5-2 ÷àñîâ. Ïðè ïîÿâëåíèè â ñëþíå êðîâè ìåäñåñòðà îáÿçàíà ñðî÷íî ñîîáùèòü âðà÷ó è ïîäãîòîâèòüñÿ ê îñòàíîâêå êðîâîòå÷åíèÿ. Ïðèãîòîâèòü èíñòðóìåíòàðèé, ââåñòè ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à íåîáõîäèìûå ëåêàðñòâåííûå âåùåñòâà è äð.
1. Ïðèãîòîâëåíèå ãëîòî÷íîãî âàòîäåðæàòåëÿ
Äëÿ ñìàçûâàíèÿ ãëîòêè ïîëüçóþòñÿ äëèííûì òîíêèì çîíäîì ñ âèíòîâîé íàðåçêîé íà êîíöå. Íàìàòûâàòü âàòó íà çîíä íóæíî òóãî, îñòðûé êîíåö åãî ñëåäóåò õîðîøî ïðèêðûâàòü âàòîé, ÷òîáû íå íàíåñòè òðàâìó ñòåíêå ãëîòêè. Èñïîëüçóþò ñòåðèëüíóþ âàòó
Ãëîòî÷íûé âàòîäåðæàòåëü.
2. Âçÿòèå ìàçêà èç ãëîòêè
Ìàçîê áåðåòñÿ äëÿ âûÿâëåíèÿ ïàòîãåííîé ôëîðû. Áîëüíîé îòêðûâàåò ðîò, ÿçûê îòäàâëèâàþò øïàòåëåì (êàê ïðè ôàðèíãîñêîïèè), ñòåðèëüíîé ïàëî÷êîé ñ âàòîé áåðåòñÿ ìàçîê ñî ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. «Âàòíèê» ïîìåùàåòñÿ â ñòåðèëüíóþ ïðîáèðêó, êîòîðàÿ íàïðàâëÿåòñÿ â ëàáîðàòîðèþ.
3. Ñìàçûâàíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ãëîòêè
Ñìàçûâàíèå ïðèìåíÿþò äëÿ ìåñòíîãî ëå÷åíèÿ õðîíè÷åñêîãî ôàðèíãèòà è òîíçèëëèòà. Èñïîëüçóåòñÿ ãëîòî÷íûé âàòîäåðæàòåëü, èçîãíóâ ïîä óãëîì. Ïîñëå ôàðèíãîñêîïèè «âàòíèêîì», ñìî÷åííûì â ëåêàðñòâåííîì âåùåñòâå. îäíîâðåìåííî ñìàçûâàþò íåáíûå ìèíäàëèíû, çàäíþþ ñòåíêó ãëîòêè, èíîãäà íîñî- è ãîðòàíîãëîòêó. Ïðè ñìàçûâàíèè íåáíûõ ìèíäàëèí (ïðè õðîíè÷åñêîì òîíçèëëèòå) èñïîëüçóþò ëþãîëåâñêèé ðàñòâîð, 5% éîäíóþ íàñòîéêó, 0,25% ðàñòâîð ôîðìàëèíà è äð.  ñëó÷àå âûðàæåííîãî ðâîòíîãî ðåôëåêñà ïåðåä âûøå óêàçàííîé ïðîöåäóðîé ïðîèçâîäèòñÿ ïîâåðõíîñòíàÿ àíåñòåçèÿ ðàñòâîðîì ëèäîêàèíà è äð.
Ìåòîäèêà ñìàçûâàíèÿ ëåêàðñòâåííûìè âåùåñòâàìè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ãëîòêè.
4. Ïðîìûâàíèå ëàêóí íåáíûõ ìèíäàëèí
Äëÿ ïðîìûâàíèÿ ëàêóí ìèíäàëèí ìîæíî èñïîëüçîâàòü ðàñòâîðû àíòèáèîòèêîâ, àíòèñåïòè÷åñêèå ðàñòâîðû (2-3% âîäíûé ðàñòâîð áîðíîé êèñëîòû, ðàñòâîð ôóðàöèëèíà 1:5000, ðàñòâîð ìàðãàíöåâîêèñëîãî êàëèÿ è äð. ). Èñïîëüçóþòñÿ øïðèöû ðàçëè÷íîé åìêîñòè (20,0-100,0). Ñ ïîìîùüþ ðåçèíîâîé òðóáêè øïðèö ñîåäèíÿþò ñ ìåòàëëè÷åñêîé êàíþëåé ñ çàãíóòûì çàêðóãëåííûì êîíöîì.
Êàíþëÿ ïîä êîíòðîëåì çðåíèÿ ââîäèòñÿ ïîî÷åðåäíî âî âñå îáîçðèìûå ëàêóíû, è îíè ïðîìûâàþòñÿ æèäêîñòüþ ïîä íåáîëüøèì äàâëåíèåì . Ïðîìûâàíèå ëàêóí ïðîèçâîäèòñÿ åæåäíåâíî èëè ÷åðåç äåíü, ïðîäîëæèòåëüíîñòü êóðñà — 10 ïðîìûâàíèé.  ãîä ïîâòîðÿåòñÿ 2-3 êóðñà.
Ïðîìûâàíèå ëàêóí íåáíûõ ìèíäàëèí ïðè ïîìîùè ãîðòàííîãî øïðèöà.
5. Íàëîæåíèå ñîãðåâàþùåãî êîìïðåññà
Íà ïåðåäíþþ ïîâåðõíîñòü øåè, íà ïîä÷åëþñòíóþ îáëàñòü óêëàäûâàþò ñëîæåííóþ â íåñêîëüêî ñëîåâ ìàðëþ, ñìî÷åííóþ â òåïëîì (+36°Ñ) ïîëóñïèðòîâîì ðàñòâîðå. Ìàðëþ çàêðûâàþò âîùåíîé áóìàãîé èëè öåëëîôàíîì (ðàçìåðû äîëæíû áûòü íåñêîëüêî áîëüøå ÷åì ìàðëÿ, ÷òîáû ïðèêðûòü åå ñ èçáûòêîì). Ñâåðõó êëàäóò âàòó èëè ôëàíåëü, ñëîæåííóþ â íåñêîëüêî ñëîåâ, è âñå ýòî çàêðåïëÿþò áèíòîì. Êîìïðåññ íàêëàäûâàåòñÿ íà 6 — 8 ÷àñîâ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник