Потенциальная проблема при ангине

Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности паци­ента и его родителей.

Возможные проблемы пациента:

  • нарушение аппетита;
  • нарушение глотания из-за болей в горле;
  • дефицит жидкости в связи с лихорадкой;
  • нарушение формулы сна:
  • высокий риск развития осложнений;
  • неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;
  • страх перед манипуляциями и др.

Возможные проблемы родителей:

  • дефицит знаний о заболевании и уходе;
  • недостаточное внимание к ребенку;
  • дефекты в организации режима, рационального вскармливания, ухода в связи с отсутствием навыков;
  • гиперопека;
  • неадекватная оценка состояния ребенка.

Сестринское вмешательство. Информировать родителей о причинах развития, особенностях течения ангины, принципах лечения, возможных осложнениях.

Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить ребенку комфортное положение в постели, спо­койные игры, разнообразить его досуг.

Вовлечь ребенка (если позволяет возраст) и родителей в процесс ухода и лечения, помочь осознать необходимость проведения тех или иных процедур. Контролировать проведение медикаментозной терапии, объяснить ребенку и роди­телям, что курс антибактериальной терапии должен быть не менее 7 дней (для предотвращения развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных ослож­нений). Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева: настой из шалфея — 1 ст. ложку заварить 1 ста­каном кипятка, настоять 20 минут, процедить, полоскать зев до 4-х раз в сутки; настой из тысячелистника — 2 ст. ложки заварить 1 стаканом кипятка, настоять 60 минут, процедить, полоскать 4 раза в сутки; настой из календулы — 1 чайную ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, про­цедить, полоскать до 6-ти раз в сутки.

Обучить родителей технике постановки согревающего компресса на шейно-подчелюстную область: вымыть руки, подготовить марлевую салфетку из 8 слоев, компрессную бумагу, вату (каждый последующий слой должен быть боль­ше предыдущего на 2 см), смочить салфетку 45% теплым раствором этилового спирта, отжать, последовательно все слои приложить на шейно-подчелюстную область, зафикси­ровать повязкой (для более плотного прилегания к поверхно­сти кожи), через 1,5-2 часа проверить степень влажности компресса, надежность фиксации и оставить его еще на. 4-6. часов.

Рекомендовать легко усвояемую полужидкую пищу, ис­ключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда. Увеличить объем вводимой жидкости до 1-1,5 литров в виде витаминизированных напитков: чай с ли­моном, разбавленные некислые соки, отвар шиповника (3 столовых ложки ягод залить 2 стаканами кипятка, выдержать 10-15 минут в закрытой посуде на медленном огне, настоять, процедить, употреблять по 1/3 стакана 3-4 раза в день). После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.

Подготовить заблаговременно ребенка к дополнитель­ным методам обследования с помощью терапевтической иг­ры (клиническому анализу крови, взятию мазков из зева и носа, ЭКГ и др.), убедить в необходимости их проведения, объяснить на понятном ребенку языке, что и зачем нужно делать, можно показать последовательность манипуляций, используя, например, куклу. Поддерживать ребенка во время болезни и лечения, используя только позитивные утвержде­ния, поощрять положительные эмоции.

Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделить отдельную посуду, по­сле использования кипятить ее, убрать на время болезни мяг­кие игрушки, оставить только те, которые легко моются, ежедневно проводить влажную уборку и проветривать по­мещение 3-4 раза в день). Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать хронические очаги инфекции. Про­водить ребенку профилактические мероприятия вне обостре­ния заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, дози­рованные физические нагрузки, ЛФК, физиотерапию, сана­цию полости рта).

При повторяющихся ангинах рекомендовать динамиче­ское наблюдение за ребенком врачами — педиатром, кардио-ревматологом, отоларингологом, стоматологом.

ОСТРЫЙ ЛАРИНГОТРАХЕИТ

Острый ларинготрахеит— это острое воспаление сли­зистой оболочки гортани и дыхательных путей. Особенно часто встречается у детей раннего возраста на фоне ОРВИ или других инфекционных заболеваний (кори, дифтерии, коклюше и др.).

Возбудители заболевания:

  • вирусы (парагриппа, кори, рино- и аденовирусы);
  • β-гемолитический стрептококк группы А;
  • коринебактерии.

Предрасполагающие факторы развития острого ларинготрахеита:

  • анатомо-физиологические особенности гортани: узость просвета дыхательных путей, быстрое развитие отека слизистой, рыхлость клетчатки и подсвязочного аппарата гортани;
  • склонность детей раннего возраста к ларингоспазму;
  • фоновые состояния (аллергический диатез). J

Механизм развития заболевания. Вследствие острого воспаления, отека, инфильтрации голосовых связок, подсвязочного пространства и возникаю­щего за этим спазма мускулатуры, закрывается голосовая щель, развивается картина стеноза — сужения гортани (ост­рый ларингит).Воспалительный процесс может распростра­няться на трахею (острый ларинготрахеит) и бронхи. На­рушение вентиляции легких приводит к синдрому кислород­ной недостаточности. При тяжелых формах заболевания, кроме дыхательной недостаточности, появляются нарушения метаболизма и гемодинамики, которые приводят к тканевой гипоксии, гипергидратации тканей и отеку головного мозга.

Острый ларинготрахеит, протекающий при ярко выра­женных явлениях стеноза, носит еще название крупа или острого стенозирующего ларинготрахеита.

Различают 4 степени стеноза гортани:

  1. степень (компенсированный круп).
  2. степень (стридор — круп неполной компенсации).
  3. степень (декомпенсированный круп).
  4. степень (асфиксия).

Клинические признаки острого стенозирующего ларин­готрахеита: Возникает чаще ночью внезапно, характеризуется триа­дой симптомов:

  • грубым кашлем (лающим, каркающим);
  • изменением голоса (осиплостью, дисфонией);
  • шумным стенотическим дыханием (с участием вспомогательной мускулатуры).

1.При компенсированном крупе:

  • кашель сухой, навязчивый, переходящий в лающий;
  • осиплость голоса;
  • инспираторная одышка (затруднен вдох, особенно при плаче, беспокойстве и физической нагрузке).

2. При крупе неполной компенсации:

  • состояние ухудшается, выражено беспокойство ребенка, чувство страха, потливость;
  • голос осипший, кашель резко лающий;
  • дыхание стенотическое, инспираторная одышка, слышимая на расстоянии с участием вспомогательной мускулатуры (втяжение межреберных промежутков, надключичных и подключичных ямок).

3. При декомпенсированном крупе:

  • состояние ребенка тяжелое, периоды беспокойства сменяются периодами адинамии, заторможенности;
  • нарастают признаки дыхательной недостаточности: периоральный цианоз в покое, переходящий в генерализованный, при аускультации — дыхание ослаблено;
  • изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: тахикардия, снижение АД.

4. При асфиксии:

  • крайне тяжелое состояние ребенка, адинамия, заторможенность, сонливость, выраженная бледность;
  • аритмичное поверхностное или парадоксальное («рыбье») дыхание;
  • изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: АД резко снижено, брадикардия, пульс малый, едва пальпируется;
  • периодически возникают судороги.

Ребенок может погибнуть, вследствие истощения дыха­тельного и сердечно-сосудистого центра.

Основные принципы лечения острого стенозирующего ларинготрахеита. Цель: восстановление проходимости дыхательных путей.

При первой степени стеноза, возможно лечение в домашних условиях, начиная со второй — обязательная госпитализация в стационар.

  1. Режим щадящий с удлиненным сном.
  2. Оксигенотерапия с обогревом и увлажнением вдыхаемого воздуха.
  3. Введение бронходилататоров: эуфиллин, солутан, бронхолитин и др.
  4. Гормонотерапия: преднизолон или гидрокортизон (начиная со второй степени).
  5. Антибактериальная терапия (по показаниям).
  6. Ингаляции с муколитиками и бронхолитиками.
  7. Витаминотерапия.
  8. Антигистаминные препараты (при аллергических проявлениях).
  9. Физиотерапия: субэритемные дозы кварца, озокеритовые «сапожки».
Читайте также:  Нолицин от ангины отзывы

При стенозе третьей и четвертой степени — интубация трахеи, ИВЛ.

При остро нарастающей дыхательной недостаточности, в редких случаях, прибегают к трахеостомии.

Сестринский процесс при остром стенозирующем ларинготрахеите. Выявление настоящих и потенциальных проблем, нару­шенных потребностей больного ребенка и членов его семьи.

Возможные проблемы пациента:

  • нарушение дыхания;
  • дефицит жидкости из-за гипервентиляции легких и недостаточного потребления;
  • нарушение сна, аппетита;
  • неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания, тяжелая реакция на госпитализацию;
  • страх перед манипуляциями и др.;
  • риск возникновения тяжелых осложнений;
  • угроза для жизни.

Возможные проблемы родителей:

  • страх за ребенка;
  • дефицит знаний о заболевании и уходе;
  • психоэмоциональное напряжение;
  • неадекватная оценка состояния ребенка.

Сестринское вмешательство. Информировать родителей о причинах развития стенозирующего ларинготрахеита, клинических проявлениях, профилактике, возможном прогнозе. Убедить родителей в необходимости срочной госпитализации ребенка для ока­зания неотложной квалифицированной медицинской по­мощи и обеспечения благополучного исхода заболевания, оказать помощь в госпитализации.

Вовлекать родителей в планирование и реализацию сестринского ухода. Обучить их уходу за больным ребен­ком. Создать спокойную обстановку, по возможности обеспечить удлиненный сон, избегать громких звуков, яр­кого света.

Постоянно оценивать жизненно важные функции: ЧДД, ЧСС, АД, сознание, цвет кожных покровов и пр. Своевре­менно выполнять назначения врача и оценивать эффектив­ность проводимой терапии.

Уметь оказать неотложную помощь при развитии приступа ложного крупа:

  • срочно вызвать врача;
  • успокоить ребенка и родителей;
  • обеспечить доступ свежего воздуха или подачу увлажненного теплого кислорода;
  • применить методы отвлекающей терапии: горячие ручные и ножные ванны (начать с температуры 38°С и довести до 39,5°С) или горчичники на область передней грудной клетки (при отсутствии аллергии).

Научить родителей различным методам увлажнения воздуха в помещении (аэроионизатором, влажными про­стынями, травяными аэрозолями). Своевременно саниро­вать дыхательные пути (промывать носовые ходы физиологическим раствором, отсасывать содержимое из носа резиновым баллончиком), несколько раз в день проводить паровые ингаляции с бронхо- и муколитиками, чаще давать теплое щелочное питье (молоко пополам с Боржо­ми) и отхаркивающие настои из трав.

Заранее готовить ребенка к манипуляциям и дополнительным методам обследования (инъекциям, ингаляциям, взятию мазков из зева и носа, исследованию крови) с помощью терапевтической игры, учитывая возраст ребенка, любые процедуры проводить только тогда, когда ребенок спокоен.

Обеспечить ребенка легко усвояемой полужидкой пи­щей в соответствии с его возрастом и состоянием, давать ча­ще витаминизированное питье (отвар шиповника, сладкие фруктовые соки, разведенные водой, компоты).

Оказывать психологическую поддержку родителям и предоставлять интересующую информацию на разных стади­ях развития заболевания.

После выписки из стационара рекомендовать родителям продолжить динамическое наблюдение за ребенком врачом-педиатром. Вне обострения заболевания посоветовать родителям, проводить ребенку общеукрепляющие мероприятия: организовать длительные прогулки на свежем воздухе, продолжить комплексы массажа и дыхательной гимнастики, постепенно начать закаливающие процедуры, придерживаться гипоаллергенной диеты и пр.

Вернуться на главную страницу…

© 2015-2019 lektsii.org.

Источник

Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента, оказывать психологическую поддержку ему и его родителям.

Возможные проблемы ребенка:

• нарушение аппетита;

• нарушение глотания из-за болей в горле;

• дефицит жидкости в связи с лихорадкой;

• нарушение формулы сна;

• страх перед манипуляциями;

• неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;

• высокий риск развития осложнений и др.

Возможные проблемы родителей:

• дефицит знаний о заболевании и уходе;

• недостаточное внимание к ребенку;

• дефекты в организации режима, рационального вскармливания, ухода в связи с отсутствием навыков;

• гиперопека;

• неадекватная оценка состояния ребенка.

Сестринское вмешательство

Информировать родителей о причинах развития, особенностях течения ангины, принципах лечения, профилактике возможных осложнений.

Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить ребенку комфортное положение в постели, спокойные игры, разнообразить его досуг.

Вовлечь ребенка (если позволяет возраст) и родителей в процесс лечения и ухода, помочь осознать необходимость проведения назначенного лечения и процедур (полосканий, орошений и др.).

Обучить родителей оказывать первую помощь при гипертермии:

• срочно вызвать врача;

• успокоить ребенка;

• убрать теплое одеяло, укрыть ребенка простыней;

• подвесить над головой пузырь со льдом или положить холод в местах проекции крупных

магистральных сосудов: область печени, верхняя треть бедра (при гипертермии с расширением периферических сосудов, покраснением кожiьих покровов для увеличения теплоотдачи);

• растереть кожу спиртом, разведенным водой (1:1) или раствором 6% уксуса — 1 ст.л. на 1 стакан воды (при гипертермии со спазмом периферических сосудов и резко выраженной бледностью кожных покровов);

• обеспечить ребенка частым, дробным питьем (на каждый градус повышения температуры дополнительно ввести жидкость из расчета 10 мл на 1 кг массы тела);

• создать температуру в помещении в пределах 1 8—20°С;

• выполнить назначения врача: дать панадол или парацетамол (угнетают центральный синтез простагландинов, регулирующих процесс терморегуляции) в виде сиропа или развести «шипучий» порошок в стакане теплой кипяченой воды (в разовой дозе 10—15 мг/кг), маленьким детям предпочтительнее ввести в свечах.
Контролировать проведение медикаментозной терапии, объяснить родителям и ребенку, если позволяет возраст, что курс антибактериальной терапии не должен прерываться и быть менее 7 дней (для предотвращения развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных осложнений).

Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева: настой шалфея, эвкалипта — 1 ст. ложку сбора заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать зев до 4-х раз в сутки; настой тысячелистника — 2 ст. ложки сбора заварить 1 стаканом кипятка, настоять 60 минут, процедить, полоскать 4 раза в сутки; настой календулы — 1 чайную ложку сбора заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать до 6-ти раз в сутки.

Рекомендовать в остром периоде заболевания легко усвояемую полужидкую витаминизированную диету. Исключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда.

После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко для нормализации кишечной флоры.

Увеличить объем вводимой жидкости до 1—1,5 литров в виде витаминизированных напитков. Приготовление отвара шиповника: З столовых ложки ягод залить 2 стаканами кипятка, выдержать 10—15 минут в закрытой посуде на медленном огне (можно заварить ягоды крутым кипятком в термосе), настоять в течение б часов, употреблять по 1/3—1/2 стакана 3—4 раза в день.

Читайте также:  Комаровский про гнойную ангину у ребенка

Необходимо заблаговременно подготовить ребенка к дополнительным методам обследования с помощью терапевтической игры: клиническому анализу крови, взятию мазков из зева и носа, ЭКГ. Убедить его в необходимости их проведения, объяснить на понятном ему языке, что и зачем нужно делать, можно показать последовательность манипуляций, используя, например, куклу.

Оказывать психологическую поддержку ребенку во время болезни и лечения, используя только позитивные утверждения, поощрять положительные эмоции.
Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделить отдельную посуду, после использования кипятить ее, убрать на время болезни мягкие игрушки, оставить только те, которые легко моются, ежедневно проводить влажную уборку и проветривать помещение несколько раз в день).

В периоде выздоровления необходимо провести дополнительные исследования: клинический анализ крови, общий анализ мочи, ЭКГ, затем в полном объеме их повторить через 2 недели.

Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать очаги хронической инфекции.

Проводить ребенку профилактические мероприятия вне обострения заболевания: сон на свежем воздухе, дозированные физические нагрузки, закаливающие процедуры, курсы физиотерании, витаминотерапии, санацию полости рта.

При повторяющихся ангинах рекомендовать динамическое наблюдение ребенка врачами: кардиоревматологом, оториноларингологом, стоматологом, педиатром.

Составьте экспертную карту сестринского процесса
при ангине

Нарушенные потребности, настоящие и потенциальные проблемы ребенка и его родителей
Краткосрочные и долгосрочные цели сестринского процесса
Планирование и мотивация сестринских вмешательств
Профилактические мероприятия

Дата добавления: 2016-03-26 | Просмотры: 4516 | Нарушение авторских прав

Источник

Правительство
Еврейской автономной области

Управление
здравоохранения правительства ЕАО

Государственное
образовательное учреждение

«Биробиджанский
медицинский колледж»

Тема:
«Сестринский
процесс при ангинах»

РЕФЕРАТ

Дисциплина:
«Сестринское
дело»

Подготовила:
Шевченко

Лилия
Николаевна

Биробиджан
2009 г.

Содержание:

1.
АНГИНА
…………………………………………………………………….……
3

1)
Этиология …..…………………..……………..…………………………………..
3

2)
Симптомы ……………………………………………………….………………
3

3)
Ангина катаральная ………………………………………………………………
4

4)
Ангина лакунарная и
фолликулярная ………………………………………….
4

5)
Ангина флегмонозная ……………………………….………………………..…
5

6)
Лечение …………………………………………………………..……………….
8

7)
Профилактика …………………………………………………………………..
10

2.
Список использованной
литературы……………………………
11

АНГИНА

Ангина
(острый тонзиллит)

— острое общее инфекционное заболевание
с преимущественным поражением небных
миндалин. Воспалительный процесс может
локализоваться и в других скоплениях
лимфаденоидной ткани глотки и гортани
— в язычной, гортанной, носоглоточной
миндалинах. Тогда соответственно говорят
о язычной, гортанной или ретроназальной
ангине. Инфицирование может быть экзо-
(чаще) или эндогенным (аутоинфекция).
Возможны два пути передачи инфекции:
воздушно-капельный и алиментарный.
Эндогенное инфицирование происходит
из полости рта или глотки (хроническое
воспаление небных миндалин, кариозные
зубы
и др.). Источником инфекции могут быть
также гнойные заболевания носа и его
придаточных пазух.

Этиология

Наиболее
часто возбудителями инфекции являются
стафилококк, стрептококк (особенно
гемолитический), пневмококк. Есть
сведения о возможности ангин вирусной
этиологии. Предрасполагающие факторы:
местное и общее охлаждение, снижение
реактивности организма. Ангиной чаще
болеют дети дошкольного и школьного
возраста и взрослые до 35- 40 лет, особенно
в осенний и весенний периоды.

Симптомы,
лечение

Боль при
глотании, недомогание, повышение
температуры тела. Нередки жалобы на
боль в суставах, головную боль,
периодический озноб. Длительность
заболевания и местные изменения в небных
миндалинах зависят от формы ангины. При
рациональном лечении и соблюдении
режима ангина в среднем длится 5-7 дней.
Различают катаральную, фолликулярную
и лакунарную форму ангины. По существу
это различные проявления одного и того
же воспалительного процесса в небных
миндалинах.

Ангина
катаральная

Обычно
начинается внезапно и сопровождается
першением, нерезкой болью в горле, общим
недомоганием, субфебрильной температурой.
Изменения в крови нерезко выражены или
отсутствуют. При осмотре глотки
(фарингоскопия) отмечаются умеренная
припухлость, гиперемия небных миндалин
и прилегающих участков небных дужек;
мягкое небо и задняя стенка глотки не
изменены. Регионарные лимфатические
узлы могут быть увеличены и болезненны
при пальпации. Катаральная ангина может
быть начальной стадией другой формы
ангины, а иногда проявлением той или
иной инфекционной болезни.

Ангины
лакунарная и фолликулярная

Ангины
лакунарная и фолликулярная характеризуются
более выраженной клинической картиной.
Головная боль, боль в горле, недомогание,
общая слабость. Изменения в крови
значительнее, чем при катаральной
ангине. Нередко заболевание начинается
ознобом, повышением температуры до
38-39 гр. С и выше, особенно у детей.
Отмечается высокий лейкоцитоз -20 Ђ 10 (в
девятой степени)/п и более со сдвигом
белой формулы крови влево и высокой СОЭ
(40-50 мм/ч). Регионарные лимфатические
узлы увеличены и болезненны при пальпации.
При фарингоскопии отмечают выраженную
гиперемию и припухлость небных миндалин
и прилегающих участков мягкого неба и
небных дужек. При фолликулярной ангине
видны нагноившиеся фолликулы,
просвечивающие сквозь слизистую оболочку
в виде мелких желто-белых пузырьков.
При лакунарной ангине также образуются
желтовато-белые налеты, но они локализуются
в устьях лакун. Эти налеты в дальнейшем
могут сливаться друг с другом, покрывая
всю или почти всю свободную поверхность
миндалин, и легко снимаются шпателем.
Деление ангин на фолликулярную и
лакунарную условно, так как у одного и
того же больного может быть одновременно
как фолликулярная, так и лакунарная
ангина.

Ангина
флегмонозная

Острое
гнойное воспаление околоминдаликовой
клетчатки. Чаще является осложнением
одной из описанных выше форм ангин и
развивается через 1 -2 дня после того,
как закончилась ангина. Процесс чаще
односторонний, характеризуется резкой
болью в горле при глотании, головной
болью, ознобом, ощущением разбитости,
слабостью, гнусавостью, тризмом
жевательных мышц, повышением температуры
тела до 38-39 гр. С, неприятным запахом изо
рта, обильным выделением слюны. Изменения
в крови соответствуют острому
воспалительному процессу. Регионарные
лимфатические узлы значительно увеличены
и болезненны при пальпации. При
фарингоскопии отмечают резкую гиперемию
и отечность тканей мягкого неба с одной
стороны. Небная миндалина на этой стороне
смещена к срединной линии и книзу.
Вследствие отечности мягкого неба
осмотреть миндалину нередко не удается.
Подвижность пораженной половины мягкого
неба значительно ограничена, что может
привести к вытеканию жидкой пищи из
носа. Если к первые 2 дня энергичное
лечение флегмонозной ангины не начато,
то на 5-6-й день может образоваться
ограниченный гнойник в околоминдаликовой
клетчатке — перитонзиллярный
(паратонзиллярный)
абсцесс.
При высокой вирулентности микрофлоры
и пониженной реактивности организма
абсцесс
может образоваться, несмотря на активное
лечение, раньше, чем обычно (на 3-4-й день
от начала заболевания).

Читайте также:  Герпетическая ангина у детей симптомы и лечение профилактика

При
сформировавшемся перитонзиллярном
абсцессе
можно видеть истонченный участок
слизистой оболочки бело-желтого цвета
— просвечивающий
абсцесс.
После самостоятельного или хирургического
вскрытия
абсцесса
наступает быстрое обратное развитие
заболевания. В последние годы наблюдаются
затянувшиеся до 1-2 мес формы флегмонозной
ангины с периодическим абсцедированием,
что связано с нерациональным применением
антибиотиков.

Воспалительные
изменения в лимфаденоидном глоточном
кольце не всегда свидетельствуют об
ангине. Дифференциальный диагноз следует
проводить со скарлатиной, дифтерией,
корью,
гриппом
(см. Инфекционные болезни), острым катаром
верхних дыхательных путей, в том числе
острым
фарингитом,
с острыми заболеваниями крови —
мононуклеозом и др. (см. Заболевания
крови). Помимо клинических проявлений
ангины большое значение имеет и характер
местных изменений, обнаруживаемых при
осмотре глотки и гортани (фаринго- и
ларингоскопия, задняя риноскопия).
Большую роль играют данные лабораторных
методов исследования (исследование
налетов миндалин на палочки дифтерии,
общий анализ крови). Например, обнаружение
специфических мононуклеаров в крови
указывает на инфекционный мононуклеоз.

В клинической
практике часто приходится дифференцировать
лакунарную ангину от локализованной
дифтерии зева. Ангина при дифтерии
является наиболее опасной в
эпидемиологическом отношении и из-за
возможных осложнений. Подозрение на
дифтерию должно возникнуть уже при
общем осмотре больного. Ангина при
дифтерии вызывает выраженную интоксикацию:
больной вял, бледен, адинамичен, но
вместе с тем температурная реакция
может быть слабо выражена (в пределах
субфебрильной). При пальпации шейных
лимфатических узлов отмечается их
увеличение, а также выраженный отек
клетчатки шеи.

Фарингоскопически
при лакунарной ангине обнаруживают
налеты желтовато-белого цвета,
локализующиеся в пределах миндалин,
при дифтерии они выходят за пределы
миндалин и имеют грязно-серую окраску.
При лакунарной ангине налет снимается
легко, поверхность миндалины под налетом
не изменена; при дифтерии налеты снимаются
с трудом, при снятии налета обнаруживается
эрозированный участок слизистой
оболочки. При лакунарной ангине — всегда
двусторонняя симптоматика; при дифтерии
— часто локализация изменений может
быть односторонней (особенно при легкой
и средней формах течения). При подозрении
на дифтерию срочно следует взять мазок
с налетов миндалин для бактериологического
исследования на присутствие дифтерийной
палочки. Больного следует срочно
госпитализировать в боксированное
отделение инфекционной больницы.

Диагностика
перитонзиллярного
абсцесса
не представляет затруднений. Типичная
клиническая картина, развившаяся после,
казалось бы, закончившейся ангины,
односторонняя гиперемия и резкая
припухлость тканей мягкого неба,
выпячивание миндалины к срединной
линии, значительное повышение температуры
тела указывают на воспаление
околоминдаликовой клетчатки.

Осложнения:
ревматизм,
холецистит, орхит,
менингит,
нефрит и т. д. Из местных осложнении,
кроме описанной выше флегмонозной
ангины, наиболее часто встречаются
острый средний
отит,
острый
ларингит,
отек гортани,
парафарингеальный
абсцесс,
острый шейный
лимфаденит,
флегмона
шеи.

Лечение

В
первые дни заболевания до нормализации
температуры назначают постельный режим.
Пища должна быть богатой витаминами,
неострой, негорячей и нехолодной. Полезно
обильное питье: свежеприготовленные
фруктовые соки, чай с лимоном, молоко,
щелочная минеральная вода. Необходимо
следить за функцией кишечника.
Медикаментозные средства следует
применять строго индивидуально в
зависимости от характера ангины,
состояния других органов и систем. При
легком течении ангины без выраженной
интоксикации назначают по показаниям
сульфаниламидные препараты
внутрь, взрослым по 1 г 4 раза вдень. В
тяжелых случаях, при значительной
интоксикации, назначают антибиотики.
Чаще применяют пенициллин в/м по 200 000
ЕД 4-6 раз в сутки. Если больной не переносит
пенициллин, назначают
эритромицин
по 200 000 ЕД внутрь во время еды 4 раза в
день в течение 10 дней, или
олететрин
по 250 000 ЕД внутрь 4 раза в день в течение
10 дней, или
тетрациклин
внутрь по 250 000 ЕД 4 раза в день в течение
10 дней. Больным
ревматизмом
и лицам с патологическими изменениями
в почках для предупреждения обострения
заболевания назначают антибиотики
независимо от формы ангины. Внутрь
назначают также ацетилсалициловую
кислоту по 0,5 г 3-4 раза в день, аскорбиновую
кислоту по 0,1 г 4 раза в день.

Для
полоскания используют теплые растворы
перманганата калия, борной кислоты,
грамицидина,
фурацилина,
гидрокарбоната и хлорида натрия,
антибиотиков, а также отвары шалфея,
ромашки (1 столовая ложка на стакан
воды). Детям, не умеющим полоскать горло,
часто дают (через каждые 0,5- 1 ч) пить
негорячий чай с лимоном или фруктовые
соки. Смазывание глотки противопоказано,
так как может возникнуть обострение
ангины. При регионарном
лимфадените
назначают согревающие компрессы на
ночь (лучше спиртовые: 1/3 спирта и 2/3
воды) и теплую повязку на шею днем,
паровые ингаляции. При затянувшихся
лимфаденитах
показано местное применение соллюкса,
токов УВЧ. В процессе лечения необходимо
наблюдать за состоянием сердечно-сосудистой
системы, повторять анализы мочи и крови,
что позволит своевременно начать лечение
осложнений. При флегмонозной ангине,
если процесс прогрессирует и образовался
перитонзиллярный
абсцесс,
показано его вскрытие. Иногда вместо
вскрытия
абсцесса
производят операцию —
абсцесстонзиллэктомию
(удаление миндалин, во время которого
опорожняется гнойник).

Профилактика

Больного
следует поместить в отдельную комнату,
часто проветривать ее и производить
влажную уборку. Выделяют специальную
посуду, которую после каждого употребления
кипятят или ошпаривают кипятком. Около
постели больного для сплевывания слюны
ставят сосуд с дезинфицирующим раствором.
Ограничивают контакт больного с
окружающими людьми, особенно с детьми,
которые наиболее восприимчивы кангине.
Для предупреждения ангины важна
своевременная санация местных очагов
инфекции (кариозные зубы,
хронически воспаленные небные миндалины,
гнойные поражения придаточных пазух
носа и т. д.), устранение причин, затрудняющих
свободное дыхание через нос (у детей
это чаще всего
аденоиды).
Большое значение имеют закаливание
организма, правильный режим труда и
отдыха, устранение различных вредностей
— пыль, дым (в том числе и табачный),
чрезмерно сухой воздух, алкоголь и др.

В профилакториях
применяют массовое облучение рабочих
ультрафиолетовыми лучами. Лиц, часто
болеющих ангиной (как взрослых, так и
детей), следует взять под диспансерное
наблюдение.

Список
использованной литературы:

  1. «Справочник
    медицинской сестры» 2002 г., Москва

  2. Внутренние
    болезни, Ф. И. Комаров, изд. “Медицина”,
    М. 1990

  3. Дифференциальная
    диагностика внутренних болезней, Роберт
    Хэгглин, изд. “Инженер”, М. 1993

  4. Диагностический
    справочник терапевта, А. А. Чиркин, изд.
    “Беларусь”,
    Минск, 1993

  5. Справочник
    практического врача, А. И. Воробьев,
    изд. “Медицина”,
    М. 1992

Источник