Краткосрочная цель при ангине

Долгосрочная цель: поддерживание в норме температуры тела к моменту выписки.

План Мотивация
1. Измерять температуру тела каждые 2-3 часа. Контроль за температурой тела для ранней диагностики осложнений и оказания соответствующей помощи больному.
2. Согреть больную (теплые грелки к ногам, тепло укрыть больную, дать теплый сладкий чай). Осуществляется в период падения температуры для согревания больной, уменьшения теплоотдачи.
3. Обеспечить витаминизированное питье (соки, теплый чай с лимоном, черной смородиной, настоем шиповника). Для снижения интоксикации.
4. Орошать слизистую рта и губ водой, смазывать вазелиновым маслом, 20% р-ром буры в глицерине трещины на губах. Для ликвидации сухости слизистой рта и губ.
5. Постоянно наблюдать за больной при бреде и галлюцинациях, сопровождающих повышение температуры. Для предупреждения травм.
6. Измерять АД и пульс, частоту дыхания. Для ранней диагностики тяжелой дыхательной и сердечной недостаточности.
7. Обеспечить смену нательного и постельного белья, туалет кожи. Для предупреждения нарушений выделительной функции кожи, профилактики пролежней.
8. Положить пузырь со льдом или холодный компресс на шею и голову при гипертермии. Для снижения отечности мозга, предупреждения нарушений сознания, судорог и других осложнений со стороны ЦНС.
9. При критическом понижении температуры:
— приподнять ножной конец кровати, убрать подушку;
— вызвать врача;
— обложить теплыми грелками, укрыть, дать теплый чай;
— приготовить 10% р-р кофеина, 10% р-р сульфокамфокаина;
— сменить белье, протереть насухо.
Для профилактики острой сосудистой недостаточности.

Оценка: через 3-5 дней при правильном ведении температура больного снизилась без осложнений, цель достигнута.

Студент демонстрирует инструктаж больной о сборе мокроты для исследования. Студент обучает пациентку, как пользоваться карманной плевательницей.

Студент демонстрирует технику проведения оксигенотерапии на муляже в соответствии с алгоритмом действий.

Задача 2

При измерении температуры тела у пациентов кардиологического отделения медицинская сестра заметила, что один из пациентов внезапно вскрикнул и потерял сознание.

При осмотре медсестра выявила резкий цианоз лица, отсутствие дыхания и пульсации сонных артерий, расширенные зрачки без реакции на свет.

Эталон ответа

Клиническая смерть.

2. Алгоритм действий м/с:

План Мотивация
1. М/с через третье лицо вызовет врача Для оказания квалифицированной помощи
2. М/с уложит пациента на спину на ровную поверхность. Для обеспечения реанимационных мероприятий
3. М/с освободит полость рта от инородных тел, слизи выполнит тройной прием Сафара. Для обеспечения проходимости верхних дыхательных путей
4. М/с приступит к выполнению ИВЛ и ЗМС. Для поддержания кровообращения и газообмена
5. М/с будет следить за движениями грудной клетки и пульсацией на сонных артериях. для оценки и эффективности ИВЛ и ЗМС
6. По указанию прибывшего врача, м/с продолжит совместно реанимационные мероприятия (при необходимости). Для восстановления самостоятельного дыхания и сердцебиения

Студент на фантоме демонстрирует технику ИВЛ и ЗМС согласно алгоритму.

Билет 22

Задача 1

Активное посещение медицинской сестры мальчика 4 лет. Диагноз: ОРВИ.

Ребёнок стал плохо есть, беспокоит кашель, который усилился и носит характер сухого, болезненного. Со слов мамы болен второй день. Сначала был насморк, кашель, затем повысилась температура до 38,2° С.

Объективно: ребёнок активный, температура 37,3° С, носовое дыхание затруднено, слизистые выделения из носовых ходов. Частый сухой кашель, ЧДД 28 в минуту, ЧСС 112 в минуту, зев: умеренная гиперемия, налётов нет.

Эталон ответа

Проблемы пациента:

— кашель сухой;

— неэффективное очищение дыхательных путей;

— лихорадка;

— снижение аппетита.

Приоритетная проблема: сухой кашель.

Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение частоты и длительности кашля к концу недели.

Долгосрочная цель: отсутствие кашля к моменту выписки.

План Мотивация
1. Обеспечить тёплое питьё, не раздражающее слизистые 
2. Придать пациенту положение Фаулера 
3. Обеспечить выполнение простейших физиотерапевтических процедур (горчичники, согревающие компрессы, ножные горчичные ванны), по назначению врача С целью изменения характера кашля и облегчения дыхания
4. Обеспечить пациенту проведение ингаляций (масляные, эвкалиптовые и другие), по назначению врача 
5. Провести беседу с родственниками об обеспечении дополнительного питания пациенту Для компенсации потери белка и повышения защитных сил
6. Обеспечить приём противокашлевых препаратов по назначению врач Для уменьшения кашля

Оценка: состояние пациента значительно улучшится, частота и длительность кашля уменьшатся. Цель будет достигнута.

Студент проводит беседу с матерью ребенка о правилах проведения отвлекающей терапии.

Студент демонстрирует технику постановки горчичников на грудную клетку.

Задача 2

После инъекции инсулина пациент, страдающий сахарным диабетом, пожаловался на резкую слабость, чувство голода, потливость, дрожь.

Эталон ответа



Источник

Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента, оказывать психологическую поддержку ему и его родителям.

Возможные проблемы ребенка:

• нарушение аппетита;

• нарушение глотания из-за болей в горле;

Читайте также:  Осип голос после ангины

• дефицит жидкости в связи с лихорадкой;

• нарушение формулы сна;

• страх перед манипуляциями;

• неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;

• высокий риск развития осложнений и др.

Возможные проблемы родителей:

• дефицит знаний о заболевании и уходе;

• недостаточное внимание к ребенку;

• дефекты в организации режима, рационального вскармливания, ухода в связи с отсутствием навыков;

• гиперопека;

• неадекватная оценка состояния ребенка.

Сестринское вмешательство

Информировать родителей о причинах развития, особенностях течения ангины, принципах лечения, профилактике возможных осложнений.

Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить ребенку комфортное положение в постели, спокойные игры, разнообразить его досуг.

Вовлечь ребенка (если позволяет возраст) и родителей в процесс лечения и ухода, помочь осознать необходимость проведения назначенного лечения и процедур (полосканий, орошений и др.).

Обучить родителей оказывать первую помощь при гипертермии:

• срочно вызвать врача;

• успокоить ребенка;

• убрать теплое одеяло, укрыть ребенка простыней;

• подвесить над головой пузырь со льдом или положить холод в местах проекции крупных

магистральных сосудов: область печени, верхняя треть бедра (при гипертермии с расширением периферических сосудов, покраснением кожiьих покровов для увеличения теплоотдачи);

• растереть кожу спиртом, разведенным водой (1:1) или раствором 6% уксуса — 1 ст.л. на 1 стакан воды (при гипертермии со спазмом периферических сосудов и резко выраженной бледностью кожных покровов);

• обеспечить ребенка частым, дробным питьем (на каждый градус повышения температуры дополнительно ввести жидкость из расчета 10 мл на 1 кг массы тела);

• создать температуру в помещении в пределах 1 8—20°С;

• выполнить назначения врача: дать панадол или парацетамол (угнетают центральный синтез простагландинов, регулирующих процесс терморегуляции) в виде сиропа или развести «шипучий» порошок в стакане теплой кипяченой воды (в разовой дозе 10—15 мг/кг), маленьким детям предпочтительнее ввести в свечах.
Контролировать проведение медикаментозной терапии, объяснить родителям и ребенку, если позволяет возраст, что курс антибактериальной терапии не должен прерываться и быть менее 7 дней (для предотвращения развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных осложнений).

Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева: настой шалфея, эвкалипта — 1 ст. ложку сбора заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать зев до 4-х раз в сутки; настой тысячелистника — 2 ст. ложки сбора заварить 1 стаканом кипятка, настоять 60 минут, процедить, полоскать 4 раза в сутки; настой календулы — 1 чайную ложку сбора заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать до 6-ти раз в сутки.

Рекомендовать в остром периоде заболевания легко усвояемую полужидкую витаминизированную диету. Исключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда.

После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко для нормализации кишечной флоры.

Увеличить объем вводимой жидкости до 1—1,5 литров в виде витаминизированных напитков. Приготовление отвара шиповника: З столовых ложки ягод залить 2 стаканами кипятка, выдержать 10—15 минут в закрытой посуде на медленном огне (можно заварить ягоды крутым кипятком в термосе), настоять в течение б часов, употреблять по 1/3—1/2 стакана 3—4 раза в день.

Необходимо заблаговременно подготовить ребенка к дополнительным методам обследования с помощью терапевтической игры: клиническому анализу крови, взятию мазков из зева и носа, ЭКГ. Убедить его в необходимости их проведения, объяснить на понятном ему языке, что и зачем нужно делать, можно показать последовательность манипуляций, используя, например, куклу.

Оказывать психологическую поддержку ребенку во время болезни и лечения, используя только позитивные утверждения, поощрять положительные эмоции.
Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделить отдельную посуду, после использования кипятить ее, убрать на время болезни мягкие игрушки, оставить только те, которые легко моются, ежедневно проводить влажную уборку и проветривать помещение несколько раз в день).

В периоде выздоровления необходимо провести дополнительные исследования: клинический анализ крови, общий анализ мочи, ЭКГ, затем в полном объеме их повторить через 2 недели.

Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать очаги хронической инфекции.

Проводить ребенку профилактические мероприятия вне обострения заболевания: сон на свежем воздухе, дозированные физические нагрузки, закаливающие процедуры, курсы физиотерании, витаминотерапии, санацию полости рта.

При повторяющихся ангинах рекомендовать динамическое наблюдение ребенка врачами: кардиоревматологом, оториноларингологом, стоматологом, педиатром.

Составьте экспертную карту сестринского процесса
при ангине

Нарушенные потребности, настоящие и потенциальные проблемы ребенка и его родителей
Краткосрочные и долгосрочные цели сестринского процесса
Планирование и мотивация сестринских вмешательств
Профилактические мероприятия

Дата добавления: 2016-03-26 | Просмотры: 4653 | Нарушение авторских прав

Источник

Лекция № 13

Тема: « Сестринский уход при ангинах, скарлатине, коклюше»

Ангина (острый тонзиллит)-

Читайте также:  Как лечить ангину йодом содой и солью

это острое инфекционное заболевание с преимущественным поражением небных миндалин.

Этиология : стафилококк, В- гемолитический стрептококк группы А, но могут быть и другие возбудители (вирусы, грибы).

Пути передачи:

1. Воздушно-капельный

2. Алиментарный.

3. Контактно-бытовой.

Источник инфекции:

1. Экзогенный (т.е. от больных и бактерионосителей).

2. Эндогенный (аутоинфекция- т.е. инфицирование происходит из полости рта самого больного при наличии хронического воспаления небных миндалин или кариозных зубов).

Предрасполагающие факторы: местное или общее переохлаждение.

Клиника:

1. Синдром обшей интоксикации: (повышение температуры до 39-40, головная боль, озноб, общее недомогание).

2. Боль в горле при глотании.

3. Местные изменения на миндалинах зависят от формы ангины.

Различают:

1. Катаральную

2. Фолликулярную

2. Лакунарную

Ангина катаральная. Синдром интоксикации не выражен, температура субфебрильная. При осмотре глотки отмечается припухлость и гиперемия небных миндалин и дужек. Регионарные лимфоузлы увеличены и болезненны при пальпации. Катаральная ангина может быть начальной стадией для другой формы ангины, а иногда проявлением той или иной инфекционной болезни.

Ангины фолликулярная и лакунарная. Характеризуются более выраженной интоксикацией (головная боль, боль в горле, температура до 39°, озноб).

Осмотр зева при фолликулярной ангине: видны нагноившиеся фолликулы в виде белых или желтоватых горошин, просвечивающие сквозь слизистую оболочку. Иногда в лакунах желтые или сероватые, плотные пробки, имеющие неприятный гнилостный запах.

Осмотр зева при лакунарной ангине: в лакунах образуются жидкие желтовато-белые гнойные налеты, которые могут сливаться, покрывая всю поверхность миндалин. Эти налеты легко снимаются шпателем. В том и другом случае миндалины гиперемированы, отечны.

Осложнения ангин:

1. Местные

— флегмонозная ангина,

— паратонзиллярный абсцесс,

— отек гортани (ларингит),

— шейный лимфаденит,

— отит и др.

2. Инфекционно-аллергические:

— ревматизм , гломерулонефрит

Лечение

постельный режим до нормализации температуры

— обильное теплое питье

— антибиотики( цефуроксим, азитромицин, джозамицин )-5 дней

— антигистаминные препараты

— полоскание зева солевым раствором, отварами трав ( ромашка, календула, эвкалипт)

— орошение зева препаратами ингалипт, биопарокс, йокс, гексорал и другими.

Наблюдение на участке:

Если ребенок не госпитализирован , то в первый день, до назначения антибиотиков на дому берется мазок из зева и носа на дифтерию (на BL ) В первые три дня больной активно наблюдается на дому врачом и медсестрой. Домашний режим 10 дней.

После выздоровления:

— больному однократно ставится внутримышечно бициллин-3 для профилактики ревматизма и нефрита,

— делаются общие анализы крови и мочи. Через месяц больной еще раз должен быть осмотрен врачом (чтобы не пропустить осложнения). При необходимости повторить анализы крови и мочи.

Скарлатина

— это одна из форм стрептококковой инфекции, сопровождающаяся лихорадкой, ангиной, мелкоточечной сыпью, склонная к осложнениям.

Этиология: вызывается бета – гемолитическим стрептококком группы А.

Эпидемиология

источники инфекции:

1-больной скарлатиной до 7-8 дней от начала заболевания;

2- больные ангиной.

Путь передачи:

Воздушно-капельный и контактно-бытовой, очень редко пищевой.

Клиника:

Инкубационный период 2-7 дней.

К концу 1х суток формируется 3 основных признака болезни:

1. Синдром интоксикация

2. воспаление в месте входных ворот (ангина)

3. мелкоточечная сыпь на коже.

Интоксикация проявляется повышением температуры до высоких цифр 38,5-39, нарушением самочувствия, головной болью нередко рвотой.

Ангина- жалобы на боли в горле. При осмотре зева- яркая гиперемия и отек миндалин, дужек, мягкого неба. Ангина может быть катаральной, лакунарной, фолликулярной и даже некротической.

Увеличиваются регионарные л/узлы.

Характерный вид при скарлатине имеет язык – в первые 2-3 дня он обложен в центре белым налетом, суховат. Кончик языка малинового цвета, со 2-3 дня язык начинает очищаться, становится малиновым, с выраженными сосочками. «Малиновый» язык – держится 1 -2 недели.

К концу первых, началу вторых суток одновременно по всему телу появляется мелкоточечная, густая сыпь на гиперемированном фоне кожи. Кожа на ощупь горячая, сухая, шероховатая (шагреневая кожа). Излюбленное место локализации сыпи в паховых складках, локтевых сгибах, внизу живота, в подмышечных впадинах, в подколенных ямках. Всегда свободным от сыпи остается носогубный треугольник.

Все симптомы достигают максимума к 3 дню, а затем постепенно угасают.

При угасании сыпи у большинства больных возникает крупнопластинчатое шелушение кожи, особенно выраженное на пальцах рук и ног.

Осложнения:

Инфекционные – отит, синусит, ларингит, бронхит, пневмония, паратонзиллярный абсцесс.

Аллергические – гломерулонефрит, ревматизм, инфекционно – аллергический миокардит.

Лечение:

На дому, госпитализации подлежат дети из закрытых ДУ, тяжелые

и осложненные формы, дети до 3 лет.

режим постельный на весь острый период.

А/б пенициллинового ряда (амоксициллин, аугментин, флемоксин солютаб), макролиды (эритромицин, азитромицин), или цефалоспорины 1 поколения (цефалексин, цефазолин и другие ).

— Антигистаминные ( тавегил, фенкарол )- по показаниям

Читайте также:  Герпесная ангина без температуры лечение

-симптоматическое (жаропонижающие, полоскание зева).

Профилактика:

-специфической нет;

неспецифическая — заключается в изоляции больных на 10 дней, если к 10 дню выздоровление не наступило, то срок увеличивается.

Выздоровевших выписывают в ДДУ и школу через 21 день (во избежание осложнений, таких как миокардит, гломерулонефрит). Дети бывшие в контакте с больным скарлатиной дома и в ДДУ наблюдаются 7 дней (температура, кожа, зев).

Противоэпидемические мероприятия в ДУ (детское учреждение)

1. карантин на 7 дней, в группе проводится заключительная дезинфекция, контактные ежедневно осматриваются ( кожа, зев, термометрия).

Коклюш

Этиология:

возбудитель коклюша грамотрицательная палочка (Bordetellapertussis). Известно 4 серотипа, которые в процессе роста и развития образуют экзо- и эндотоксины. К токсинам наиболее чувствительна ЦНС (дыхательный и сосудодвигательный центры). Во внешней среде палочка неустойчива и быстро погибает т.к. чувствительна к высокой температуре, солнечному свету, высушиванию, воздействию дезинфектантов.

Источник инфекции – больные типичными и атипичными формами коклюша.

Путь передачи – воздушнокапельный, заражение происходит при тесном и достаточно длительном контакте (радиус рассеивания возбудителя 2-2,5 метра). Коклюшем болеют дети различного возраста, в том числе и новорожденные.

Основные клинические проявления коклюша

1. Инкубационный период от 3 до 14 дней.

2. Катаральный период 1-2 недели-

состояние больного удовлетворительное, температура нормальная или

субфебрильная. Кашель сухой, навязчивый, постепенно нарастающий, может быть насморк.

3. Период спазматического кашля от 2-3 недель до 2 месяцев.

Приступ кашля представляет собой следующие друг за другом кашлевые толчки на выдохе, прерываемые свистящим, судорожным вдохом – репризом. Заканчивается приступ отхождением густой, вязкой стекловидной мокроты или рвотой. При типичном приступе кашля характерен вид больного: лицо краснеет, затем синеет, становится багрово – красным, набухают вены шеи, лица, головы, отмечается слезотечение. Язык высовывается изо рта до предела. В результате трения уздечки языка о зубы происходит надрыв или образования язвочки. Вне приступа сохраняется одутловатость лица, отечность век, бледность кожи. Возможны кровоизлияния в склеры и петехиальная сыпь на лице и шее.

4. Период разрешения от 2 до 3 недель-

кашель теряет типичный характер, возникает все реже и реже, но приступы могут провоцироваться эмоциональным напряжением или физической нагрузкой. В течении 2-6 месяцев сохраняется повышенная возбудимость ребенка, возможны следовые реакции (возврат приступообразного, судорожного кашля при присоединении ОРВИ).

Особенности современного коклюша – преобладание легких и атипичных форм вследствие массовой противококлюшной иммунизации.

Особенности коклюша у детей раннего возраста:

— укорочены 1 и 2 периоды, 3- удлинен до 50-60 дней;

— приступы кашля могут быть без реприз, но часто сопровождаются остановкой дыхания, могут быть судороги;

— чаще возникают осложнения: (диарейный синдром, энцефалопатия, эмфизема легких, коклюшная пневмония, ателектазы, нарушение мозгового кровообращения, кровотечение и кровоизлияния в головной мозг, сетчатку глаза, пупочная или паховая грыжи, выпадение прямой кишки и другие).

Лабораторная диагностика:

1) метод «кашлевой пластинок»

2) мазок с задней стенки глотки — бак посев на среду Борде-Жангу (картофельно-глицериновый агар с добавлением крови и пенициллина) или КУА (казеиново-угольный агар).

3) РПГА – для диагностики коклюша в поздние сроки или при обследовании очага. Диагностический титр 1:80.

4) молекулярный метод – ПЦР (полимерная цепная реакция).

5) OAK – лейкоцитоз с лимфоцитозом (или изолированный лимфоцитоз) при нормальной СОЭ.

Лечение:

Госпитализации подлежат дети с тяжелыми формами, с осложнениями, с негладким течением, неблагоприятным преморбидным фоном, с обострением хронических заболеваний и дети раннего возраста. По эпидемическим показаниям – дети из закрытых ДУ.

Режим – щадящий, с обязательными индивидуальными прогулками.

Диета – при тяжелых формах кормить чаще и маленькими порциями,

после рвоты докармливать.

Этиотропная терапия: антибиотики- – эритромицин, рокситромицин (рулид), азитромицин (сумамед) на 5-7-10 дней, эффективны в ранние сроки заболевания.

Патогенетическая терапия:

— п/судорожные (фенобарбитал, аминазин);

— успокаивающие (валериана);

— дегидратационная терапия (диакарб или фуросемид);

— муколитики и противокашлевые (туссин плюс, бронхолитин, либексин, тусупрекс,синекод);

— антигистаминные (кларитин, супрастин);

— витамины с микроэлементами;

— при тяжелых формах – преднизолон;

— оксигенотерапия, при апноэ – ИВЛ;

— эуфиллин (при бронхоабструкции и нарушениях мозгового кровообращения);

— физиотерапия, массаж грудной клетки, ЛФК;

— п/коклюшный иммуноглобулин (детям до 2х лет).

Профилактика

-специфическая— АКДС (тетракокк ) с 3х месяцев 3х кратно, с интервалом 45 дней, ревакцинация в 18 месяцев.

неспецифическая

Изоляция больного на 14 дней. Дети, бывшие в контакте с больным, наблюдаются в течении 7 дней, двукратное бактериологическое обследование проводится детям из семейного очага при лечении больного коклюшем на дому.. Контактным детям первого года жизни и непривитым до 2х лет ввести антитоксический противококлюшный иммуноглобулин.

Источник