Краткосрочная цель при ангине
Долгосрочная цель: поддерживание в норме температуры тела к моменту выписки.
План | Мотивация |
1. Измерять температуру тела каждые 2-3 часа. | Контроль за температурой тела для ранней диагностики осложнений и оказания соответствующей помощи больному. |
2. Согреть больную (теплые грелки к ногам, тепло укрыть больную, дать теплый сладкий чай). | Осуществляется в период падения температуры для согревания больной, уменьшения теплоотдачи. |
3. Обеспечить витаминизированное питье (соки, теплый чай с лимоном, черной смородиной, настоем шиповника). | Для снижения интоксикации. |
4. Орошать слизистую рта и губ водой, смазывать вазелиновым маслом, 20% р-ром буры в глицерине трещины на губах. | Для ликвидации сухости слизистой рта и губ. |
5. Постоянно наблюдать за больной при бреде и галлюцинациях, сопровождающих повышение температуры. | Для предупреждения травм. |
6. Измерять АД и пульс, частоту дыхания. | Для ранней диагностики тяжелой дыхательной и сердечной недостаточности. |
7. Обеспечить смену нательного и постельного белья, туалет кожи. | Для предупреждения нарушений выделительной функции кожи, профилактики пролежней. |
8. Положить пузырь со льдом или холодный компресс на шею и голову при гипертермии. | Для снижения отечности мозга, предупреждения нарушений сознания, судорог и других осложнений со стороны ЦНС. |
9. При критическом понижении температуры: — приподнять ножной конец кровати, убрать подушку; — вызвать врача; — обложить теплыми грелками, укрыть, дать теплый чай; — приготовить 10% р-р кофеина, 10% р-р сульфокамфокаина; — сменить белье, протереть насухо. | Для профилактики острой сосудистой недостаточности. |
Оценка: через 3-5 дней при правильном ведении температура больного снизилась без осложнений, цель достигнута.
Студент демонстрирует инструктаж больной о сборе мокроты для исследования. Студент обучает пациентку, как пользоваться карманной плевательницей.
Студент демонстрирует технику проведения оксигенотерапии на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
Задача 2
При измерении температуры тела у пациентов кардиологического отделения медицинская сестра заметила, что один из пациентов внезапно вскрикнул и потерял сознание.
При осмотре медсестра выявила резкий цианоз лица, отсутствие дыхания и пульсации сонных артерий, расширенные зрачки без реакции на свет.
Эталон ответа
Клиническая смерть.
2. Алгоритм действий м/с:
План | Мотивация |
1. М/с через третье лицо вызовет врача | Для оказания квалифицированной помощи |
2. М/с уложит пациента на спину на ровную поверхность. | Для обеспечения реанимационных мероприятий |
3. М/с освободит полость рта от инородных тел, слизи выполнит тройной прием Сафара. | Для обеспечения проходимости верхних дыхательных путей |
4. М/с приступит к выполнению ИВЛ и ЗМС. | Для поддержания кровообращения и газообмена |
5. М/с будет следить за движениями грудной клетки и пульсацией на сонных артериях. | для оценки и эффективности ИВЛ и ЗМС |
6. По указанию прибывшего врача, м/с продолжит совместно реанимационные мероприятия (при необходимости). | Для восстановления самостоятельного дыхания и сердцебиения |
Студент на фантоме демонстрирует технику ИВЛ и ЗМС согласно алгоритму.
Билет 22
Задача 1
Активное посещение медицинской сестры мальчика 4 лет. Диагноз: ОРВИ.
Ребёнок стал плохо есть, беспокоит кашель, который усилился и носит характер сухого, болезненного. Со слов мамы болен второй день. Сначала был насморк, кашель, затем повысилась температура до 38,2° С.
Объективно: ребёнок активный, температура 37,3° С, носовое дыхание затруднено, слизистые выделения из носовых ходов. Частый сухой кашель, ЧДД 28 в минуту, ЧСС 112 в минуту, зев: умеренная гиперемия, налётов нет.
Эталон ответа
Проблемы пациента:
— кашель сухой;
— неэффективное очищение дыхательных путей;
— лихорадка;
— снижение аппетита.
Приоритетная проблема: сухой кашель.
Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение частоты и длительности кашля к концу недели.
Долгосрочная цель: отсутствие кашля к моменту выписки.
План | Мотивация |
1. Обеспечить тёплое питьё, не раздражающее слизистые | |
2. Придать пациенту положение Фаулера | |
3. Обеспечить выполнение простейших физиотерапевтических процедур (горчичники, согревающие компрессы, ножные горчичные ванны), по назначению врача | С целью изменения характера кашля и облегчения дыхания |
4. Обеспечить пациенту проведение ингаляций (масляные, эвкалиптовые и другие), по назначению врача | |
5. Провести беседу с родственниками об обеспечении дополнительного питания пациенту | Для компенсации потери белка и повышения защитных сил |
6. Обеспечить приём противокашлевых препаратов по назначению врач | Для уменьшения кашля |
Оценка: состояние пациента значительно улучшится, частота и длительность кашля уменьшатся. Цель будет достигнута.
Студент проводит беседу с матерью ребенка о правилах проведения отвлекающей терапии.
Студент демонстрирует технику постановки горчичников на грудную клетку.
Задача 2
После инъекции инсулина пациент, страдающий сахарным диабетом, пожаловался на резкую слабость, чувство голода, потливость, дрожь.
Эталон ответа
Источник
Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента, оказывать психологическую поддержку ему и его родителям.
Возможные проблемы ребенка:
• нарушение аппетита;
• нарушение глотания из-за болей в горле;
• дефицит жидкости в связи с лихорадкой;
• нарушение формулы сна;
• страх перед манипуляциями;
• неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;
• высокий риск развития осложнений и др.
Возможные проблемы родителей:
• дефицит знаний о заболевании и уходе;
• недостаточное внимание к ребенку;
• дефекты в организации режима, рационального вскармливания, ухода в связи с отсутствием навыков;
• гиперопека;
• неадекватная оценка состояния ребенка.
Сестринское вмешательство
Информировать родителей о причинах развития, особенностях течения ангины, принципах лечения, профилактике возможных осложнений.
Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить ребенку комфортное положение в постели, спокойные игры, разнообразить его досуг.
Вовлечь ребенка (если позволяет возраст) и родителей в процесс лечения и ухода, помочь осознать необходимость проведения назначенного лечения и процедур (полосканий, орошений и др.).
Обучить родителей оказывать первую помощь при гипертермии:
• срочно вызвать врача;
• успокоить ребенка;
• убрать теплое одеяло, укрыть ребенка простыней;
• подвесить над головой пузырь со льдом или положить холод в местах проекции крупных
магистральных сосудов: область печени, верхняя треть бедра (при гипертермии с расширением периферических сосудов, покраснением кожiьих покровов для увеличения теплоотдачи);
• растереть кожу спиртом, разведенным водой (1:1) или раствором 6% уксуса — 1 ст.л. на 1 стакан воды (при гипертермии со спазмом периферических сосудов и резко выраженной бледностью кожных покровов);
• обеспечить ребенка частым, дробным питьем (на каждый градус повышения температуры дополнительно ввести жидкость из расчета 10 мл на 1 кг массы тела);
• создать температуру в помещении в пределах 1 8—20°С;
• выполнить назначения врача: дать панадол или парацетамол (угнетают центральный синтез простагландинов, регулирующих процесс терморегуляции) в виде сиропа или развести «шипучий» порошок в стакане теплой кипяченой воды (в разовой дозе 10—15 мг/кг), маленьким детям предпочтительнее ввести в свечах.
Контролировать проведение медикаментозной терапии, объяснить родителям и ребенку, если позволяет возраст, что курс антибактериальной терапии не должен прерываться и быть менее 7 дней (для предотвращения развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных осложнений).
Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева: настой шалфея, эвкалипта — 1 ст. ложку сбора заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать зев до 4-х раз в сутки; настой тысячелистника — 2 ст. ложки сбора заварить 1 стаканом кипятка, настоять 60 минут, процедить, полоскать 4 раза в сутки; настой календулы — 1 чайную ложку сбора заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать до 6-ти раз в сутки.
Рекомендовать в остром периоде заболевания легко усвояемую полужидкую витаминизированную диету. Исключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда.
После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко для нормализации кишечной флоры.
Увеличить объем вводимой жидкости до 1—1,5 литров в виде витаминизированных напитков. Приготовление отвара шиповника: З столовых ложки ягод залить 2 стаканами кипятка, выдержать 10—15 минут в закрытой посуде на медленном огне (можно заварить ягоды крутым кипятком в термосе), настоять в течение б часов, употреблять по 1/3—1/2 стакана 3—4 раза в день.
Необходимо заблаговременно подготовить ребенка к дополнительным методам обследования с помощью терапевтической игры: клиническому анализу крови, взятию мазков из зева и носа, ЭКГ. Убедить его в необходимости их проведения, объяснить на понятном ему языке, что и зачем нужно делать, можно показать последовательность манипуляций, используя, например, куклу.
Оказывать психологическую поддержку ребенку во время болезни и лечения, используя только позитивные утверждения, поощрять положительные эмоции.
Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделить отдельную посуду, после использования кипятить ее, убрать на время болезни мягкие игрушки, оставить только те, которые легко моются, ежедневно проводить влажную уборку и проветривать помещение несколько раз в день).
В периоде выздоровления необходимо провести дополнительные исследования: клинический анализ крови, общий анализ мочи, ЭКГ, затем в полном объеме их повторить через 2 недели.
Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать очаги хронической инфекции.
Проводить ребенку профилактические мероприятия вне обострения заболевания: сон на свежем воздухе, дозированные физические нагрузки, закаливающие процедуры, курсы физиотерании, витаминотерапии, санацию полости рта.
При повторяющихся ангинах рекомендовать динамическое наблюдение ребенка врачами: кардиоревматологом, оториноларингологом, стоматологом, педиатром.
Составьте экспертную карту сестринского процесса
при ангине
Нарушенные потребности, настоящие и потенциальные проблемы ребенка и его родителей |
Краткосрочные и долгосрочные цели сестринского процесса |
Планирование и мотивация сестринских вмешательств |
Профилактические мероприятия |
Дата добавления: 2016-03-26 | Просмотры: 4653 | Нарушение авторских прав
Источник
Лекция № 13
Тема: « Сестринский уход при ангинах, скарлатине, коклюше»
Ангина (острый тонзиллит)-
это острое инфекционное заболевание с преимущественным поражением небных миндалин.
Этиология : стафилококк, В- гемолитический стрептококк группы А, но могут быть и другие возбудители (вирусы, грибы).
Пути передачи:
1. Воздушно-капельный
2. Алиментарный.
3. Контактно-бытовой.
Источник инфекции:
1. Экзогенный (т.е. от больных и бактерионосителей).
2. Эндогенный (аутоинфекция- т.е. инфицирование происходит из полости рта самого больного при наличии хронического воспаления небных миндалин или кариозных зубов).
Предрасполагающие факторы: местное или общее переохлаждение.
Клиника:
1. Синдром обшей интоксикации: (повышение температуры до 39-40, головная боль, озноб, общее недомогание).
2. Боль в горле при глотании.
3. Местные изменения на миндалинах зависят от формы ангины.
Различают:
1. Катаральную
2. Фолликулярную
2. Лакунарную
Ангина катаральная. Синдром интоксикации не выражен, температура субфебрильная. При осмотре глотки отмечается припухлость и гиперемия небных миндалин и дужек. Регионарные лимфоузлы увеличены и болезненны при пальпации. Катаральная ангина может быть начальной стадией для другой формы ангины, а иногда проявлением той или иной инфекционной болезни.
Ангины фолликулярная и лакунарная. Характеризуются более выраженной интоксикацией (головная боль, боль в горле, температура до 39°, озноб).
Осмотр зева при фолликулярной ангине: видны нагноившиеся фолликулы в виде белых или желтоватых горошин, просвечивающие сквозь слизистую оболочку. Иногда в лакунах желтые или сероватые, плотные пробки, имеющие неприятный гнилостный запах.
Осмотр зева при лакунарной ангине: в лакунах образуются жидкие желтовато-белые гнойные налеты, которые могут сливаться, покрывая всю поверхность миндалин. Эти налеты легко снимаются шпателем. В том и другом случае миндалины гиперемированы, отечны.
Осложнения ангин:
1. Местные
— флегмонозная ангина,
— паратонзиллярный абсцесс,
— отек гортани (ларингит),
— шейный лимфаденит,
— отит и др.
2. Инфекционно-аллергические:
— ревматизм , гломерулонефрит
Лечение
— постельный режим до нормализации температуры
— обильное теплое питье
— антибиотики( цефуроксим, азитромицин, джозамицин )-5 дней
— антигистаминные препараты
— полоскание зева солевым раствором, отварами трав ( ромашка, календула, эвкалипт)
— орошение зева препаратами ингалипт, биопарокс, йокс, гексорал и другими.
Наблюдение на участке:
Если ребенок не госпитализирован , то в первый день, до назначения антибиотиков на дому берется мазок из зева и носа на дифтерию (на BL ) В первые три дня больной активно наблюдается на дому врачом и медсестрой. Домашний режим 10 дней.
После выздоровления:
— больному однократно ставится внутримышечно бициллин-3 для профилактики ревматизма и нефрита,
— делаются общие анализы крови и мочи. Через месяц больной еще раз должен быть осмотрен врачом (чтобы не пропустить осложнения). При необходимости повторить анализы крови и мочи.
Скарлатина
— это одна из форм стрептококковой инфекции, сопровождающаяся лихорадкой, ангиной, мелкоточечной сыпью, склонная к осложнениям.
Этиология: вызывается бета – гемолитическим стрептококком группы А.
Эпидемиология
источники инфекции:
1-больной скарлатиной до 7-8 дней от начала заболевания;
2- больные ангиной.
Путь передачи:
Воздушно-капельный и контактно-бытовой, очень редко пищевой.
Клиника:
Инкубационный период 2-7 дней.
К концу 1х суток формируется 3 основных признака болезни:
1. Синдром интоксикация
2. воспаление в месте входных ворот (ангина)
3. мелкоточечная сыпь на коже.
Интоксикация проявляется повышением температуры до высоких цифр 38,5-39, нарушением самочувствия, головной болью нередко рвотой.
Ангина- жалобы на боли в горле. При осмотре зева- яркая гиперемия и отек миндалин, дужек, мягкого неба. Ангина может быть катаральной, лакунарной, фолликулярной и даже некротической.
Увеличиваются регионарные л/узлы.
Характерный вид при скарлатине имеет язык – в первые 2-3 дня он обложен в центре белым налетом, суховат. Кончик языка малинового цвета, со 2-3 дня язык начинает очищаться, становится малиновым, с выраженными сосочками. «Малиновый» язык – держится 1 -2 недели.
К концу первых, началу вторых суток одновременно по всему телу появляется мелкоточечная, густая сыпь на гиперемированном фоне кожи. Кожа на ощупь горячая, сухая, шероховатая (шагреневая кожа). Излюбленное место локализации сыпи в паховых складках, локтевых сгибах, внизу живота, в подмышечных впадинах, в подколенных ямках. Всегда свободным от сыпи остается носогубный треугольник.
Все симптомы достигают максимума к 3 дню, а затем постепенно угасают.
При угасании сыпи у большинства больных возникает крупнопластинчатое шелушение кожи, особенно выраженное на пальцах рук и ног.
Осложнения:
— Инфекционные – отит, синусит, ларингит, бронхит, пневмония, паратонзиллярный абсцесс.
— Аллергические – гломерулонефрит, ревматизм, инфекционно – аллергический миокардит.
Лечение:
На дому, госпитализации подлежат дети из закрытых ДУ, тяжелые
и осложненные формы, дети до 3 лет.
— режим постельный на весь острый период.
—А/б пенициллинового ряда (амоксициллин, аугментин, флемоксин солютаб), макролиды (эритромицин, азитромицин), или цефалоспорины 1 поколения (цефалексин, цефазолин и другие ).
— Антигистаминные ( тавегил, фенкарол )- по показаниям
-симптоматическое (жаропонижающие, полоскание зева).
Профилактика:
-специфической нет;
— неспецифическая — заключается в изоляции больных на 10 дней, если к 10 дню выздоровление не наступило, то срок увеличивается.
Выздоровевших выписывают в ДДУ и школу через 21 день (во избежание осложнений, таких как миокардит, гломерулонефрит). Дети бывшие в контакте с больным скарлатиной дома и в ДДУ наблюдаются 7 дней (температура, кожа, зев).
Противоэпидемические мероприятия в ДУ (детское учреждение)
1. карантин на 7 дней, в группе проводится заключительная дезинфекция, контактные ежедневно осматриваются ( кожа, зев, термометрия).
Коклюш
Этиология:
возбудитель коклюша грамотрицательная палочка (Bordetellapertussis). Известно 4 серотипа, которые в процессе роста и развития образуют экзо- и эндотоксины. К токсинам наиболее чувствительна ЦНС (дыхательный и сосудодвигательный центры). Во внешней среде палочка неустойчива и быстро погибает т.к. чувствительна к высокой температуре, солнечному свету, высушиванию, воздействию дезинфектантов.
Источник инфекции – больные типичными и атипичными формами коклюша.
Путь передачи – воздушнокапельный, заражение происходит при тесном и достаточно длительном контакте (радиус рассеивания возбудителя 2-2,5 метра). Коклюшем болеют дети различного возраста, в том числе и новорожденные.
Основные клинические проявления коклюша
1. Инкубационный период от 3 до 14 дней.
2. Катаральный период 1-2 недели-
состояние больного удовлетворительное, температура нормальная или
субфебрильная. Кашель сухой, навязчивый, постепенно нарастающий, может быть насморк.
3. Период спазматического кашля от 2-3 недель до 2 месяцев.
Приступ кашля представляет собой следующие друг за другом кашлевые толчки на выдохе, прерываемые свистящим, судорожным вдохом – репризом. Заканчивается приступ отхождением густой, вязкой стекловидной мокроты или рвотой. При типичном приступе кашля характерен вид больного: лицо краснеет, затем синеет, становится багрово – красным, набухают вены шеи, лица, головы, отмечается слезотечение. Язык высовывается изо рта до предела. В результате трения уздечки языка о зубы происходит надрыв или образования язвочки. Вне приступа сохраняется одутловатость лица, отечность век, бледность кожи. Возможны кровоизлияния в склеры и петехиальная сыпь на лице и шее.
4. Период разрешения от 2 до 3 недель-
кашель теряет типичный характер, возникает все реже и реже, но приступы могут провоцироваться эмоциональным напряжением или физической нагрузкой. В течении 2-6 месяцев сохраняется повышенная возбудимость ребенка, возможны следовые реакции (возврат приступообразного, судорожного кашля при присоединении ОРВИ).
Особенности современного коклюша – преобладание легких и атипичных форм вследствие массовой противококлюшной иммунизации.
Особенности коклюша у детей раннего возраста:
— укорочены 1 и 2 периоды, 3- удлинен до 50-60 дней;
— приступы кашля могут быть без реприз, но часто сопровождаются остановкой дыхания, могут быть судороги;
— чаще возникают осложнения: (диарейный синдром, энцефалопатия, эмфизема легких, коклюшная пневмония, ателектазы, нарушение мозгового кровообращения, кровотечение и кровоизлияния в головной мозг, сетчатку глаза, пупочная или паховая грыжи, выпадение прямой кишки и другие).
Лабораторная диагностика:
1) метод «кашлевой пластинок»
2) мазок с задней стенки глотки — бак посев на среду Борде-Жангу (картофельно-глицериновый агар с добавлением крови и пенициллина) или КУА (казеиново-угольный агар).
3) РПГА – для диагностики коклюша в поздние сроки или при обследовании очага. Диагностический титр 1:80.
4) молекулярный метод – ПЦР (полимерная цепная реакция).
5) OAK – лейкоцитоз с лимфоцитозом (или изолированный лимфоцитоз) при нормальной СОЭ.
Лечение:
Госпитализации подлежат дети с тяжелыми формами, с осложнениями, с негладким течением, неблагоприятным преморбидным фоном, с обострением хронических заболеваний и дети раннего возраста. По эпидемическим показаниям – дети из закрытых ДУ.
Режим – щадящий, с обязательными индивидуальными прогулками.
Диета – при тяжелых формах кормить чаще и маленькими порциями,
после рвоты докармливать.
Этиотропная терапия: антибиотики- – эритромицин, рокситромицин (рулид), азитромицин (сумамед) на 5-7-10 дней, эффективны в ранние сроки заболевания.
Патогенетическая терапия:
— п/судорожные (фенобарбитал, аминазин);
— успокаивающие (валериана);
— дегидратационная терапия (диакарб или фуросемид);
— муколитики и противокашлевые (туссин плюс, бронхолитин, либексин, тусупрекс,синекод);
— антигистаминные (кларитин, супрастин);
— витамины с микроэлементами;
— при тяжелых формах – преднизолон;
— оксигенотерапия, при апноэ – ИВЛ;
— эуфиллин (при бронхоабструкции и нарушениях мозгового кровообращения);
— физиотерапия, массаж грудной клетки, ЛФК;
— п/коклюшный иммуноглобулин (детям до 2х лет).
Профилактика
-специфическая— АКДС (тетракокк ) с 3х месяцев 3х кратно, с интервалом 45 дней, ревакцинация в 18 месяцев.
— неспецифическая
Изоляция больного на 14 дней. Дети, бывшие в контакте с больным, наблюдаются в течении 7 дней, двукратное бактериологическое обследование проводится детям из семейного очага при лечении больного коклюшем на дому.. Контактным детям первого года жизни и непривитым до 2х лет ввести антитоксический противококлюшный иммуноглобулин.
Источник