Карта сестринского процесса при ангине

Категории:

Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности паци­ента и его родителей.

Возможные проблемы пациента:

  • нарушение аппетита;
  • нарушение глотания из-за болей в горле;
  • дефицит жидкости в связи с лихорадкой;
  • нарушение формулы сна:
  • высокий риск развития осложнений;
  • неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;
  • страх перед манипуляциями и др.

Возможные проблемы родителей:

  • дефицит знаний о заболевании и уходе;
  • недостаточное внимание к ребенку;
  • дефекты в организации режима, рационального вскармливания, ухода в связи с отсутствием навыков;
  • гиперопека;
  • неадекватная оценка состояния ребенка.

Сестринское вмешательство. Информировать родителей о причинах развития, особенностях течения ангины, принципах лечения, возможных осложнениях.

Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить ребенку комфортное положение в постели, спо­койные игры, разнообразить его досуг.

Вовлечь ребенка (если позволяет возраст) и родителей в процесс ухода и лечения, помочь осознать необходимость проведения тех или иных процедур. Контролировать проведение медикаментозной терапии, объяснить ребенку и роди­телям, что курс антибактериальной терапии должен быть не менее 7 дней (для предотвращения развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных ослож­нений). Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева: настой из шалфея — 1 ст. ложку заварить 1 ста­каном кипятка, настоять 20 минут, процедить, полоскать зев до 4-х раз в сутки; настой из тысячелистника — 2 ст. ложки заварить 1 стаканом кипятка, настоять 60 минут, процедить, полоскать 4 раза в сутки; настой из календулы — 1 чайную ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, про­цедить, полоскать до 6-ти раз в сутки.

Обучить родителей технике постановки согревающего компресса на шейно-подчелюстную область: вымыть руки, подготовить марлевую салфетку из 8 слоев, компрессную бумагу, вату (каждый последующий слой должен быть боль­ше предыдущего на 2 см), смочить салфетку 45% теплым раствором этилового спирта, отжать, последовательно все слои приложить на шейно-подчелюстную область, зафикси­ровать повязкой (для более плотного прилегания к поверхно­сти кожи), через 1,5-2 часа проверить степень влажности компресса, надежность фиксации и оставить его еще на. 4-6. часов.

Рекомендовать легко усвояемую полужидкую пищу, ис­ключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда. Увеличить объем вводимой жидкости до 1-1,5 литров в виде витаминизированных напитков: чай с ли­моном, разбавленные некислые соки, отвар шиповника (3 столовых ложки ягод залить 2 стаканами кипятка, выдержать 10-15 минут в закрытой посуде на медленном огне, настоять, процедить, употреблять по 1/3 стакана 3-4 раза в день). После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.

Подготовить заблаговременно ребенка к дополнитель­ным методам обследования с помощью терапевтической иг­ры (клиническому анализу крови, взятию мазков из зева и носа, ЭКГ и др.), убедить в необходимости их проведения, объяснить на понятном ребенку языке, что и зачем нужно делать, можно показать последовательность манипуляций, используя, например, куклу. Поддерживать ребенка во время болезни и лечения, используя только позитивные утвержде­ния, поощрять положительные эмоции.

Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделить отдельную посуду, по­сле использования кипятить ее, убрать на время болезни мяг­кие игрушки, оставить только те, которые легко моются, ежедневно проводить влажную уборку и проветривать по­мещение 3-4 раза в день). Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать хронические очаги инфекции. Про­водить ребенку профилактические мероприятия вне обостре­ния заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, дози­рованные физические нагрузки, ЛФК, физиотерапию, сана­цию полости рта).

При повторяющихся ангинах рекомендовать динамиче­ское наблюдение за ребенком врачами — педиатром, кардио-ревматологом, отоларингологом, стоматологом.

ОСТРЫЙ ЛАРИНГОТРАХЕИТ

Острый ларинготрахеит— это острое воспаление сли­зистой оболочки гортани и дыхательных путей. Особенно часто встречается у детей раннего возраста на фоне ОРВИ или других инфекционных заболеваний (кори, дифтерии, коклюше и др.).

Возбудители заболевания:

  • вирусы (парагриппа, кори, рино- и аденовирусы);
  • β-гемолитический стрептококк группы А;
  • коринебактерии.

Предрасполагающие факторы развития острого ларинготрахеита:

  • анатомо-физиологические особенности гортани: узость просвета дыхательных путей, быстрое развитие отека слизистой, рыхлость клетчатки и подсвязочного аппарата гортани;
  • склонность детей раннего возраста к ларингоспазму;
  • фоновые состояния (аллергический диатез). J

Механизм развития заболевания. Вследствие острого воспаления, отека, инфильтрации голосовых связок, подсвязочного пространства и возникаю­щего за этим спазма мускулатуры, закрывается голосовая щель, развивается картина стеноза — сужения гортани (ост­рый ларингит).Воспалительный процесс может распростра­няться на трахею (острый ларинготрахеит) и бронхи. На­рушение вентиляции легких приводит к синдрому кислород­ной недостаточности. При тяжелых формах заболевания, кроме дыхательной недостаточности, появляются нарушения метаболизма и гемодинамики, которые приводят к тканевой гипоксии, гипергидратации тканей и отеку головного мозга.

Острый ларинготрахеит, протекающий при ярко выра­женных явлениях стеноза, носит еще название крупа или острого стенозирующего ларинготрахеита.

Различают 4 степени стеноза гортани:

  1. степень (компенсированный круп).
  2. степень (стридор — круп неполной компенсации).
  3. степень (декомпенсированный круп).
  4. степень (асфиксия).

Клинические признаки острого стенозирующего ларин­готрахеита: Возникает чаще ночью внезапно, характеризуется триа­дой симптомов:

  • грубым кашлем (лающим, каркающим);
  • изменением голоса (осиплостью, дисфонией);
  • шумным стенотическим дыханием (с участием вспомогательной мускулатуры).

1.При компенсированном крупе:

  • кашель сухой, навязчивый, переходящий в лающий;
  • осиплость голоса;
  • инспираторная одышка (затруднен вдох, особенно при плаче, беспокойстве и физической нагрузке).

2. При крупе неполной компенсации:

  • состояние ухудшается, выражено беспокойство ребенка, чувство страха, потливость;
  • голос осипший, кашель резко лающий;
  • дыхание стенотическое, инспираторная одышка, слышимая на расстоянии с участием вспомогательной мускулатуры (втяжение межреберных промежутков, надключичных и подключичных ямок).

3. При декомпенсированном крупе:

  • состояние ребенка тяжелое, периоды беспокойства сменяются периодами адинамии, заторможенности;
  • нарастают признаки дыхательной недостаточности: периоральный цианоз в покое, переходящий в генерализованный, при аускультации — дыхание ослаблено;
  • изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: тахикардия, снижение АД.

4. При асфиксии:

  • крайне тяжелое состояние ребенка, адинамия, заторможенность, сонливость, выраженная бледность;
  • аритмичное поверхностное или парадоксальное («рыбье») дыхание;
  • изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: АД резко снижено, брадикардия, пульс малый, едва пальпируется;
  • периодически возникают судороги.
Читайте также:  Ребенок 3 года ангина мед

Ребенок может погибнуть, вследствие истощения дыха­тельного и сердечно-сосудистого центра.

Основные принципы лечения острого стенозирующего ларинготрахеита. Цель: восстановление проходимости дыхательных путей.

При первой степени стеноза, возможно лечение в домашних условиях, начиная со второй — обязательная госпитализация в стационар.

  1. Режим щадящий с удлиненным сном.
  2. Оксигенотерапия с обогревом и увлажнением вдыхаемого воздуха.
  3. Введение бронходилататоров: эуфиллин, солутан, бронхолитин и др.
  4. Гормонотерапия: преднизолон или гидрокортизон (начиная со второй степени).
  5. Антибактериальная терапия (по показаниям).
  6. Ингаляции с муколитиками и бронхолитиками.
  7. Витаминотерапия.
  8. Антигистаминные препараты (при аллергических проявлениях).
  9. Физиотерапия: субэритемные дозы кварца, озокеритовые «сапожки».

При стенозе третьей и четвертой степени — интубация трахеи, ИВЛ.

При остро нарастающей дыхательной недостаточности, в редких случаях, прибегают к трахеостомии.

Сестринский процесс при остром стенозирующем ларинготрахеите. Выявление настоящих и потенциальных проблем, нару­шенных потребностей больного ребенка и членов его семьи.

Возможные проблемы пациента:

  • нарушение дыхания;
  • дефицит жидкости из-за гипервентиляции легких и недостаточного потребления;
  • нарушение сна, аппетита;
  • неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания, тяжелая реакция на госпитализацию;
  • страх перед манипуляциями и др.;
  • риск возникновения тяжелых осложнений;
  • угроза для жизни.

Возможные проблемы родителей:

  • страх за ребенка;
  • дефицит знаний о заболевании и уходе;
  • психоэмоциональное напряжение;
  • неадекватная оценка состояния ребенка.

Сестринское вмешательство. Информировать родителей о причинах развития стенозирующего ларинготрахеита, клинических проявлениях, профилактике, возможном прогнозе. Убедить родителей в необходимости срочной госпитализации ребенка для ока­зания неотложной квалифицированной медицинской по­мощи и обеспечения благополучного исхода заболевания, оказать помощь в госпитализации.

Вовлекать родителей в планирование и реализацию сестринского ухода. Обучить их уходу за больным ребен­ком. Создать спокойную обстановку, по возможности обеспечить удлиненный сон, избегать громких звуков, яр­кого света.

Постоянно оценивать жизненно важные функции: ЧДД, ЧСС, АД, сознание, цвет кожных покровов и пр. Своевре­менно выполнять назначения врача и оценивать эффектив­ность проводимой терапии.

Уметь оказать неотложную помощь при развитии приступа ложного крупа:

  • срочно вызвать врача;
  • успокоить ребенка и родителей;
  • обеспечить доступ свежего воздуха или подачу увлажненного теплого кислорода;
  • применить методы отвлекающей терапии: горячие ручные и ножные ванны (начать с температуры 38°С и довести до 39,5°С) или горчичники на область передней грудной клетки (при отсутствии аллергии).

Научить родителей различным методам увлажнения воздуха в помещении (аэроионизатором, влажными про­стынями, травяными аэрозолями). Своевременно саниро­вать дыхательные пути (промывать носовые ходы физиологическим раствором, отсасывать содержимое из носа резиновым баллончиком), несколько раз в день проводить паровые ингаляции с бронхо- и муколитиками, чаще давать теплое щелочное питье (молоко пополам с Боржо­ми) и отхаркивающие настои из трав.

Заранее готовить ребенка к манипуляциям и дополнительным методам обследования (инъекциям, ингаляциям, взятию мазков из зева и носа, исследованию крови) с помощью терапевтической игры, учитывая возраст ребенка, любые процедуры проводить только тогда, когда ребенок спокоен.

Обеспечить ребенка легко усвояемой полужидкой пи­щей в соответствии с его возрастом и состоянием, давать ча­ще витаминизированное питье (отвар шиповника, сладкие фруктовые соки, разведенные водой, компоты).

Оказывать психологическую поддержку родителям и предоставлять интересующую информацию на разных стади­ях развития заболевания.

После выписки из стационара рекомендовать родителям продолжить динамическое наблюдение за ребенком врачом-педиатром. Вне обострения заболевания посоветовать родителям, проводить ребенку общеукрепляющие мероприятия: организовать длительные прогулки на свежем воздухе, продолжить комплексы массажа и дыхательной гимнастики, постепенно начать закаливающие процедуры, придерживаться гипоаллергенной диеты и пр.

Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 5300 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

Источник

Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента, оказывать психологическую поддержку ему и его родителям.

Возможные проблемы ребенка:

• нарушение аппетита;

• нарушение глотания из-за болей в горле;

• дефицит жидкости в связи с лихорадкой;

• нарушение формулы сна;

• страх перед манипуляциями;

• неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;

• высокий риск развития осложнений и др.

Возможные проблемы родителей:

• дефицит знаний о заболевании и уходе;

• недостаточное внимание к ребенку;

• дефекты в организации режима, рационального вскармливания, ухода в связи с отсутствием навыков;

• гиперопека;

• неадекватная оценка состояния ребенка.

Сестринское вмешательство

Информировать родителей о причинах развития, особенностях течения ангины, принципах лечения, профилактике возможных осложнений.

Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить ребенку комфортное положение в постели, спокойные игры, разнообразить его досуг.

Вовлечь ребенка (если позволяет возраст) и родителей в процесс лечения и ухода, помочь осознать необходимость проведения назначенного лечения и процедур (полосканий, орошений и др.).

Обучить родителей оказывать первую помощь при гипертермии:

• срочно вызвать врача;

• успокоить ребенка;

• убрать теплое одеяло, укрыть ребенка простыней;

• подвесить над головой пузырь со льдом или положить холод в местах проекции крупных

магистральных сосудов: область печени, верхняя треть бедра (при гипертермии с расширением периферических сосудов, покраснением кожiьих покровов для увеличения теплоотдачи);

• растереть кожу спиртом, разведенным водой (1:1) или раствором 6% уксуса — 1 ст.л. на 1 стакан воды (при гипертермии со спазмом периферических сосудов и резко выраженной бледностью кожных покровов);

• обеспечить ребенка частым, дробным питьем (на каждый градус повышения температуры дополнительно ввести жидкость из расчета 10 мл на 1 кг массы тела);

• создать температуру в помещении в пределах 1 8—20°С;

• выполнить назначения врача: дать панадол или парацетамол (угнетают центральный синтез простагландинов, регулирующих процесс терморегуляции) в виде сиропа или развести «шипучий» порошок в стакане теплой кипяченой воды (в разовой дозе 10—15 мг/кг), маленьким детям предпочтительнее ввести в свечах.
Контролировать проведение медикаментозной терапии, объяснить родителям и ребенку, если позволяет возраст, что курс антибактериальной терапии не должен прерываться и быть менее 7 дней (для предотвращения развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных осложнений).

Читайте также:  Средства в домашних условиях лечение ангины

Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева: настой шалфея, эвкалипта — 1 ст. ложку сбора заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать зев до 4-х раз в сутки; настой тысячелистника — 2 ст. ложки сбора заварить 1 стаканом кипятка, настоять 60 минут, процедить, полоскать 4 раза в сутки; настой календулы — 1 чайную ложку сбора заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать до 6-ти раз в сутки.

Рекомендовать в остром периоде заболевания легко усвояемую полужидкую витаминизированную диету. Исключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда.

После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко для нормализации кишечной флоры.

Увеличить объем вводимой жидкости до 1—1,5 литров в виде витаминизированных напитков. Приготовление отвара шиповника: З столовых ложки ягод залить 2 стаканами кипятка, выдержать 10—15 минут в закрытой посуде на медленном огне (можно заварить ягоды крутым кипятком в термосе), настоять в течение б часов, употреблять по 1/3—1/2 стакана 3—4 раза в день.

Необходимо заблаговременно подготовить ребенка к дополнительным методам обследования с помощью терапевтической игры: клиническому анализу крови, взятию мазков из зева и носа, ЭКГ. Убедить его в необходимости их проведения, объяснить на понятном ему языке, что и зачем нужно делать, можно показать последовательность манипуляций, используя, например, куклу.

Оказывать психологическую поддержку ребенку во время болезни и лечения, используя только позитивные утверждения, поощрять положительные эмоции.
Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделить отдельную посуду, после использования кипятить ее, убрать на время болезни мягкие игрушки, оставить только те, которые легко моются, ежедневно проводить влажную уборку и проветривать помещение несколько раз в день).

В периоде выздоровления необходимо провести дополнительные исследования: клинический анализ крови, общий анализ мочи, ЭКГ, затем в полном объеме их повторить через 2 недели.

Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать очаги хронической инфекции.

Проводить ребенку профилактические мероприятия вне обострения заболевания: сон на свежем воздухе, дозированные физические нагрузки, закаливающие процедуры, курсы физиотерании, витаминотерапии, санацию полости рта.

При повторяющихся ангинах рекомендовать динамическое наблюдение ребенка врачами: кардиоревматологом, оториноларингологом, стоматологом, педиатром.

Составьте экспертную карту сестринского процесса
при ангине

Нарушенные потребности, настоящие и потенциальные проблемы ребенка и его родителей
Краткосрочные и долгосрочные цели сестринского процесса
Планирование и мотивация сестринских вмешательств
Профилактические мероприятия

Дата добавления: 2016-03-26 | Просмотры: 4757 | Нарушение авторских прав

Источник

Правительство Еврейской автономной области

Управление здравоохранения правительства ЕАО

Государственное образовательное учреждение

«Биробиджанский медицинский колледж»

Тема: «Сестринский процесс при ангинах»

РЕФЕРАТ

Дисциплина: «Сестринское дело»

Подготовила: Шевченко

Лилия Николаевна

Биробиджан 2009 г.

Содержание:

1. АНГИНА …………………………………………………………………….…… 3

1) Этиология …..…………………..……………..………………………………….. 3

2) Симптомы ……………………………………………………….……………… 3

3) Ангина катаральная ……………………………………………………………… 4

4) Ангина лакунарная и фолликулярная …………………………………………. 4

5) Ангина флегмонозная ……………………………….………………………..… 5

6) Лечение …………………………………………………………..………………. 8

7) Профилактика ………………………………………………………………….. 10

2. Список использованной литературы …………………………… 11

АНГИНА

Ангина (острый тонзиллит) — острое общее инфекционное заболевание с преимущественным поражением небных миндалин. Воспалительный процесс может локализоваться и в других скоплениях лимфаденоидной ткани глотки и гортани — в язычной, гортанной, носоглоточной миндалинах. Тогда соответственно говорят о язычной, гортанной или ретроназальной ангине. Инфицирование может быть экзо- (чаще) или эндогенным (аутоинфекция). Возможны два пути передачи инфекции: воздушно-капельный и алиментарный. Эндогенное инфицирование происходит из полости рта или глотки (хроническое воспаление небных миндалин, кариозные зубы и др.). Источником инфекции могут быть также гнойные заболевания носа и его придаточных пазух.

Этиология

Наиболее часто возбудителями инфекции являются стафилококк, стрептококк (особенно гемолитический), пневмококк. Есть сведения о возможности ангин вирусной этиологии. Предрасполагающие факторы: местное и общее охлаждение, снижение реактивности организма. Ангиной чаще болеют дети дошкольного и школьного возраста и взрослые до 35- 40 лет, особенно в осенний и весенний периоды.

Симптомы, лечение

Боль при глотании, недомогание, повышение температуры тела. Нередки жалобы на боль в суставах, головную боль, периодический озноб. Длительность заболевания и местные изменения в небных миндалинах зависят от формы ангины. При рациональном лечении и соблюдении режима ангина в среднем длится 5-7 дней. Различают катаральную, фолликулярную и лакунарную форму ангины. По существу это различные проявления одного и того же воспалительного процесса в небных миндалинах.

Ангина катаральная

Обычно начинается внезапно и сопровождается першением, нерезкой болью в горле, общим недомоганием, субфебрильной температурой. Изменения в крови нерезко выражены или отсутствуют. При осмотре глотки (фарингоскопия) отмечаются умеренная припухлость, гиперемия небных миндалин и прилегающих участков небных дужек; мягкое небо и задняя стенка глотки не изменены. Регионарные лимфатические узлы могут быть увеличены и болезненны при пальпации. Катаральная ангина может быть начальной стадией другой формы ангины, а иногда проявлением той или иной инфекционной болезни.

Ангины лакунарная и фолликулярная

Ангины лакунарная и фолликулярная характеризуются более выраженной клинической картиной. Головная боль, боль в горле, недомогание, общая слабость. Изменения в крови значительнее, чем при катаральной ангине. Нередко заболевание начинается ознобом, повышением температуры до 38-39 гр. С и выше, особенно у детей. Отмечается высокий лейкоцитоз -20 Ђ 10 (в девятой степени)/п и более со сдвигом белой формулы крови влево и высокой СОЭ (40-50 мм/ч). Регионарные лимфатические узлы увеличены и болезненны при пальпации. При фарингоскопии отмечают выраженную гиперемию и припухлость небных миндалин и прилегающих участков мягкого неба и небных дужек. При фолликулярной ангине видны нагноившиеся фолликулы, просвечивающие сквозь слизистую оболочку в виде мелких желто-белых пузырьков. При лакунарной ангине также образуются желтовато-белые налеты, но они локализуются в устьях лакун. Эти налеты в дальнейшем могут сливаться друг с другом, покрывая всю или почти всю свободную поверхность миндалин, и легко снимаются шпателем. Деление ангин на фолликулярную и лакунарную условно, так как у одного и того же больного может быть одновременно как фолликулярная, так и лакунарная ангина.

Читайте также:  Как поднять иммунитет ребенку после ангины

Ангина флегмонозная

Острое гнойное воспаление околоминдаликовой клетчатки. Чаще является осложнением одной из описанных выше форм ангин и развивается через 1 -2 дня после того, как закончилась ангина. Процесс чаще односторонний, характеризуется резкой болью в горле при глотании, головной болью, ознобом, ощущением разбитости, слабостью, гнусавостью, тризмом жевательных мышц, повышением температуры тела до 38-39 гр. С, неприятным запахом изо рта, обильным выделением слюны. Изменения в крови соответствуют острому воспалительному процессу. Регионарные лимфатические узлы значительно увеличены и болезненны при пальпации. При фарингоскопии отмечают резкую гиперемию и отечность тканей мягкого неба с одной стороны. Небная миндалина на этой стороне смещена к срединной линии и книзу. Вследствие отечности мягкого неба осмотреть миндалину нередко не удается. Подвижность пораженной половины мягкого неба значительно ограничена, что может привести к вытеканию жидкой пищи из носа. Если к первые 2 дня энергичное лечение флегмонозной ангины не начато, то на 5-6-й день может образоваться ограниченный гнойник в околоминдаликовой клетчатке — перитонзиллярный (паратонзиллярный) абсцесс. При высокой вирулентности микрофлоры и пониженной реактивности организма абсцесс может образоваться, несмотря на активное лечение, раньше, чем обычно (на 3-4-й день от начала заболевания).

При сформировавшемся перитонзиллярном абсцессе можно видеть истонченный участок слизистой оболочки бело-желтого цвета — просвечивающий абсцесс. После самостоятельного или хирургического вскрытия абсцесса наступает быстрое обратное развитие заболевания. В последние годы наблюдаются затянувшиеся до 1-2 мес формы флегмонозной ангины с периодическим абсцедированием, что связано с нерациональным применением антибиотиков.

Воспалительные изменения в лимфаденоидном глоточном кольце не всегда свидетельствуют об ангине. Дифференциальный диагноз следует проводить со скарлатиной, дифтерией, корью, гриппом (см. Инфекционные болезни), острым катаром верхних дыхательных путей, в том числе острым фарингитом, с острыми заболеваниями крови — мононуклеозом и др. (см. Заболевания крови). Помимо клинических проявлений ангины большое значение имеет и характер местных изменений, обнаруживаемых при осмотре глотки и гортани (фаринго- и ларингоскопия, задняя риноскопия). Большую роль играют данные лабораторных методов исследования (исследование налетов миндалин на палочки дифтерии, общий анализ крови). Например, обнаружение специфических мононуклеаров в крови указывает на инфекционный мононуклеоз.

В клинической практике часто приходится дифференцировать лакунарную ангину от локализованной дифтерии зева. Ангина при дифтерии является наиболее опасной в эпидемиологическом отношении и из-за возможных осложнений. Подозрение на дифтерию должно возникнуть уже при общем осмотре больного. Ангина при дифтерии вызывает выраженную интоксикацию: больной вял, бледен, адинамичен, но вместе с тем температурная реакция может быть слабо выражена (в пределах субфебрильной). При пальпации шейных лимфатических узлов отмечается их увеличение, а также выраженный отек клетчатки шеи.

Фарингоскопически при лакунарной ангине обнаруживают налеты желтовато-белого цвета, локализующиеся в пределах миндалин, при дифтерии они выходят за пределы миндалин и имеют грязно-серую окраску. При лакунарной ангине налет снимается легко, поверхность миндалины под налетом не изменена; при дифтерии налеты снимаются с трудом, при снятии налета обнаруживается эрозированный участок слизистой оболочки. При лакунарной ангине — всегда двусторонняя симптоматика; при дифтерии — часто локализация изменений может быть односторонней (особенно при легкой и средней формах течения). При подозрении на дифтерию срочно следует взять мазок с налетов миндалин для бактериологического исследования на присутствие дифтерийной палочки. Больного следует срочно госпитализировать в боксированное отделение инфекционной больницы.

Диагностика перитонзиллярного абсцесса не представляет затруднений. Типичная клиническая картина, развившаяся после, казалось бы, закончившейся ангины, односторонняя гиперемия и резкая припухлость тканей мягкого неба, выпячивание миндалины к срединной линии, значительное повышение температуры тела указывают на воспаление околоминдаликовой клетчатки.

Осложнения: ревматизм, холецистит, орхит, менингит, нефрит и т. д. Из местных осложнении, кроме описанной выше флегмонозной ангины, наиболее часто встречаются острый средний отит, острый ларингит, отек гортани, парафарингеальный абсцесс, острый шейный лимфаденит, флегмона шеи.

Лечение

В первые дни заболевания до нормализации температуры назначают постельный режим. Пища должна быть богатой витаминами, неострой, негорячей и нехолодной. Полезно обильное питье: свежеприготовленные фруктовые соки, чай с лимоном, молоко, щелочная минеральная вода. Необходимо следить за функцией кишечника. Медикаментозные средства следует применять строго индивидуально в зависимости от характера ангины, состояния других органов и систем. При легком течении ангины без выраженной интоксикации назначают по показаниям сульфаниламидные препараты внутрь, взрослым по 1 г 4 раза вдень. В тяжелых случаях, при значительной интоксикации, назначают антибиотики. Чаще применяют пенициллин в/м по 200 000 ЕД 4-6 раз в сутки. Если больной не переносит пенициллин, назначают эритромицин по 200 000 ЕД внутрь во время еды 4 раза в день в течение 10 дней, или олететрин по 250 000 ЕД внутрь 4 раза в день в течение 10 дней, или тетрациклин внутрь по 250 000 ЕД 4 раза в день в течение 10 дней. Больным ревматизмом и лицам с патологическими изменениями в почках для предупреждения обострения заболевания назначают антибиотики независимо от формы ангины. Внутрь назначают также ацетилсалициловую кислоту по 0,5 г 3-4 раза в день, аскорбиновую кислоту по 0,1 г 4 раза в день.

Источник