Как рисовать с ангиной

Как рисовать с ангиной thumbnail

Рисунки углем, сангиной, сепией и соусом. Путеводитель по мягким материалам для рисования!

Рисунки углем, сангиной, соусом, сепией хорошо подходят для зарисовок и набросков, когда нужно передать характерность формы, сделать мягкие переходы тона.

Эти материалы для рисования отлично «справляются» с изображениями с крупных размеров, когда не нужно вдаваться в детали. Таким образом, способность быстро покрывать большие плоскости листа значительно ускоряет процесс рисования по сравнению с карандашом.

материалы для рисования уголь сангина соус сепия

Рисунки углем, сангиной, сепией и соусом: способы рисования

  • Рисование боковой поверхностью мелка
  • Растирание пальцем, растушевка. Растушевку можно выполнять как с использованием специальных принадлежностей (конических палочек из прессованной бумаги, каучуковых кистей), так и подручными средствами (ватными палочками, бумажными салфетками или пальцами:)
  • Использование острия мелка (карандаша)
  • Комбинирование одновременно нескольких материалов (нередко к ним добавляется еще и мел)
  • Микс сухого и мокрого способа рисования (для сепии и соуса). Так, сначала выполняется рисунок мокрым способом, а для выделения деталей и текстуры используется сухой способ.

Особенности мягких материалов для рисования:

Выбор бумаги зависит от ваших художественных целей.

Если вы стремитесь к простоте рисунка, то лучше возьмите максимально гладкий лист. А если хотите добиться более сложной структуры, используйте зернистую бумагу (например, акварельную).

Мягкие материалы для рисования поддаются стиранию!

Для стирания и корректировки рисунка лучше использовать клячку. Это очень мягкая резинка тестообразной консистенции (раньше в подобных целях использовали хлебный мякиш). Ее можно мять и отщипывать от нее кусочки нужной формы. Клячка отличается от ластика тем,  что не повреждает бумагу и не размазывает рисунок.

Рисунки мягкими материалами требуют закрепления (лаком для волос, например), однако, в сравнении с пастелью, эти материалы менее сыпучи.

Уголь

рисунки углем, уголь для рисования

С углем человечество знакомо с момента зарождения. Этот материал дает возможность раскрепоститься в процессе рисования, наслаждаться красотой линий и пятен!

Художники всегда любили использовать уголь именно для набросков будущей картины. В дальнейшем работу над картиной продолжали масляными или другими красками. А нанесенный углем контур стряхивали, что было очень удобно.

картины углем

И.Репин, В.Серов, И.Шишкин

Уголь для рисования бывает древесный и прессованный.

Древесный уголь достаточно просто получить самому. При таком способе изготовления рисунки, выполненные углем, имеют бархатистый, несколько прозрачный оттенок.

Вот рецепт для самостоятельного изготовления рисовального угля!

1. Возьмите очищенные от коры ивовые или березовые веточки диаметром примерно 3-6 мм.

2. Сложите их в жестяную банку вертикально.

3. Засыпьте отверстия между веточками песком и плотно закупорьте банку (чтобы исключить возможность попадания кислорода). Для большей уверенности в герметичности крышки швы можно замазывать глиной.

4. Положите банку в печные угли на 5-6 часов. Дождитесь остывания (это займет еще несколько часов).

В современных условиях, как правило, нет необходимости изготавливать уголь самому. Ведь несложно найти готовый в магазинах для художников.

Прессованный уголь отличается от древесного насыщенной чернотой и жирностью.

Его изготавливают химическим путем из угольного порошка. В качестве связующего компонента используют растительный клей.

Прессованный уголь представлен в виде палочек и может быть трех видов твердости.

Сангина

сангина для рисования

Знакомство человечества с сангиной состоялось еще в эпоху Возрождения. В переводе с латыни sanguis означает «кровь».

Этот материал был излюбленным для Ватто, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Рембрандта, Фрагонара, Ренуара, Моризо, Мане. Среди русских мастеров стоит отметить Брюллова, Кипренского, Серова.

рисунки сангиной

А.Вестерберг, К.Моне, У.Флинт

Сангина – это чудесный рыжий мелок. Имеет в основе глину, окись железа и связующее вещество. Обладает хорошим уровнем стойкости к солнечному излучению. При нанесении на бумагу, придаёт рисунку «эффект бархата», не осыпается.

Приятная оранжево-красная гамма придает особенную теплоту и неповторимость как портретам, так и обнаженным моделям, за что сангина неизменно любима художниками.

Выпускается сангина в виде граненых или округлых брусочков, в виде стержней (для механических карандашей) или в виде классических карандашей для рисования. Цвет варьируется от светлых до темных оттенков.

Способность сангины легко отпечатываться на бумаге дает возможность использовать ее для получения зеркальных изображений!

Для этого достаточно намочить лист бумаги и прижать с помощью пресса  к рисунку сангиной. Полученное изображение будет не таким ярким, как исходник, однако достаточно точным.

Как рисовать с ангиной

Итальянский рисунок

техника рисования

3-мя карандашами!​

Сепия

сепия для рисования

Мягкий материал более темного коричневого оттенка, чем сангина.

Отличается от сангины тем, что может размываться водой. Встречается светлых и тёмных коричневых оттенков, иногда – красновато-фиолетовых. 

сангина сепия

А.Шильдер, К.Брюллов

В переводе с латинского «sepia» — каракатица ???? И действительно, в биологии существует род каракатиц, которые носят название Сепии!

У сепий (которые каракатицы) в печени вырабатывается вещество, которое выделяется наружу в момент опасности. Черная жидкость мгновенно создает в воде плотную завесу объемом в тысячи литров, со временем меняя цвет на темно-коричневый.

В настоящее время сепия доступна в виде акварели, чернил, карандашей, водорастворимых брусочков. Подобно соусу, сепией можно работать кистью или даже пером.​

Соус

соус для рисования

Наверное, самый мягкий из всех мягких материалов, внешне напоминает толстые карандаши или кусочки пластилина. В составе соуса смесь мела, сажи, оксиды железа, клей и каолин. 

Читайте также:  Ангина боль в конечностях

Первые упоминания об этом материале появляются в 18-19 веках. В это же время он приобретает наибольшую популярность.

Соус активно используют в своих работах И. Е. Репин, А. К. Саврасов, Н. А. Ярошенко, И.Н. Крамской. Однако с начала 19 века соусом пишут все реже и реже…

В дальнейшем соус так и не получил распространения в художественном. Он по-прежнему считается традиционно русский материалом. Иногда в зарубежных магазинах можно встретить подобие соуса. (Sauce – Russian Clay, что переводится как «русская глина»).

рисунки углем соусом

И.Крамской, Ф.Васильев

Соус очень мягкий. Невозможно им штриховать или прорисовывать четкие контуры, поэтому в работе предпочтительнее пользоваться растушевкой.

Палитра соуса достаточно разнообразна. Это более 10 оттенков, полученных путем от смешения черного, коричневого цветов и белил. 

Соус можно разводить водой. В таком случае его следует наносить кистью и следить за тем, чтобы сквозь него бумага оставляла просветы.

Как рисовать с ангиной Больше интересной и полезной информации о рисовании
от художника Марины Трушниковой

Вы найдете в электронном журнале «Жизнь в Искусстве».

Получайте номера журнала на свой e-mail!

ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ

Источник

Ирина Удовиченко
Художественная техника «Сангина» (фотоотчет)

Моя цель состояла в выявлении новых возможностей, новых путей того как дети художественно осваивают действительность, раскрывают способности, самореализуют творческий потенциал под влиянием средств. Суть в том, что, овладевая различными выразительными средствами. Ребенок освобождается от изобразительной скованности. Той скованности, которая мешает ему с помощью классических и неклассических техник реализовать собственный замысел, выразительный образ, свои впечатления, о мире, его окружающим. Сегодня я хочу представить художественную технику «Сангина». Работать сангиной можно в двух манерах, карандашной и живописной, а также сочетая их. В первом случае мелок сангина используют как карандаш, моделируя формы штрихом, линией боковой поверхностью мелка или растушевкой. Способ этот вполне приемлем с дошкольниками, поскольку дает возможность вести рисунок различными техническими приемами. При живописном способе исполнения порошкообразную сангину разводят водой, затем все необходимые плоскости заполняют с помощью кисти. Но способ этот достаточно сложен, поэтому в работе с детьми его не применяют. Но, тем не менее, экспериментально их можно показать такой прием работы.

Художественная техника «Сангина» (фотоотчет)Как рисовать с ангинойКак рисовать с ангинойКак рисовать с ангинойКак рисовать с ангинойКак рисовать с ангинойКак рисовать с ангинойКак рисовать с ангинойКак рисовать с ангинойКак рисовать с ангиной

Публикации по теме:

«Военная техника». Фотоотчет о творческой мастерской «Вместе с папой мастерим»«Военная техника». Фотоотчет о творческой мастерской «Вместе с папой мастерим»
Идея конкурса «Супер- мальчик 2015» возникла неслучайно. Хотелось на праздник 23 февраля чего- то необычного, креативного, масштабного. Продуктивная.

Художественная дидактическая игра «Пирог для мамы»Художественная дидактическая игра «Пирог для мамы»
Художественная дидактическая игра «Пирог для мамы» Цель: Дать возможность детям поэкспериментировать, вызвать интерес к поиску комбинаций,.

Художественная литература как средство формирования этических норм и правил
Художественная литература как средство формирования этических норм и правил. Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры.

Художественная литература как универсальное развивающе-образовательное средство
«Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство.

Художественная литература. Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Магазин»Художественная литература. Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Магазин»
b]Прививать любовь к книгам, воспитывать бережное отношение к ним; учить вступать в общение со взрослыми при помощи речи и игровых действий.

Консультация «Художественная литература в работе воспитателя детского сада»
Художественная литература играет огромную роль в воспитании связной речи. Переоценить ее значение трудно. Она очень сильно влияет на обогащение.

Художественная литература в жизни ребёнка
При упоминании словосочетания художественная литература — мне на ум сразу приходят произведения из школьной программы: поэты серебряного.

Консультация «Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Самостоятельная художественно – творческая деятельность детей дошкольного возраста» Подготовила воспитатель.

Ребенок и художественная литература
Дошкольное детство невозможно представить себе без книг. Известно, что художественная литература воздействует на нравственное, эстетическое.

Речевое развитие. Ранний возраст. Художественная литература
СЕНТЯБРЬ Тема: Детский сад 1.«Что есть на участке детского сада? Путешествие по территории участка.» Тема: «Осень» 2. Русская народная.

Источник

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 1465 имени  адмирала Н.Г. Кузнецова

(Дошкольное отделение № 5 — детский сад № 1892)

Художественный материал САНГИНА.

                                                                                   Как рисовать с ангиной

Педагог-организатор

Качалова Татьяна Анатольевна

Художественный материал САНГИНА.

САНГИНА  (франц. sanguine, от лат. sanguinelis — кроваво-красный) – сухой материал для рисования в виде палочек – карандашей (без деревянной оправы с круглой или квадратным сечением длиной около 7 см.),  дающих матовый красно-коричневый тон. 

Сангина бывает различных оттенков. В продаже, как правило, она имеется следующих цветов: красноватого, характерного для окиси железа, каштанового, сепии и охры. Она напоминает пастель коричневого тона.

Приготовляется сангина из глины, окислов железа и связующих веществ. При производстве палочек сангины эти вещества сначала растирают в порошок, затем добавляют воду и немного клея. Полученную пасту помещают в специальные формы. Палочка считается готовой, когда паста полностью высыхает. В серийном производстве применяют также прессование и лёгкую выварку.

Материал очень красивый, дающий богатые выразительные возможности использования линий, штрихов, пятен.

Рисуют сангиной на шероховатой бумаге, картоне, холсте, используя разнообразные приёмы: линии и штрихи различной толщины, длины, направленности, растушёвку, позволяющую создавать красочные пятна.

Читайте также:  Что можно делать при болезни ангина

Натуральным кроваво-красным минералом рисовали ещё в пещерах палеолита. В эпоху Возрождения сангиной, которую называли красным мелом, выполняли детально разработанные рисунки такие мастера, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан. В рисунках Рембрандта, выполненных сангиной, с помощью линий и штриха передаётся не только объём, но и фактура.

Красивые рисунки сангиной получаются на тонированном фоне и когда к основному материалу добавляют уголь и мел. Особенно это удавалось П. Рубенсу и А. Ватто.

В русском изобразительном искусстве мастерски сангиной работали художники А. Лосенко, А. Иванов, К. Брюллов, О. Кипренский, В. Серов и многие другие.  Интерес к работе сангиной сохраняется и в наши дни.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САНГИНЫ В ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Развитие детского творчества в любом виде художественной деятельности, в том числе изобразительной, связано, прежде всего, с овладением способами этой деятельности. Самостоятельно дети, как правило, этого сделать не могут. Показать их – задача взрослого.  Чтобы дети научились достаточно свободно изображать любые заинтересовавшие их предметы и явления в рисунке, лепке, аппликации, их необходимо познакомить с разными приёмами рисования, изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, фломастеры, кисти: мягкие круглые, плоские, клеевые; сангина, угольный и простой (графитный) карандаш и т.д.).

Начиная со старшей группы, детей учат рисовать сангиной.

Использовать сангину хорошо при комбинированной технике: для изображения кустов, деревьев, человека, животных на уже заранее подготовленном фоне. Например, в пейзажной живописе, сначала на первом занятие дошкольники акварелью рисуют прозрачное живописное небо и землю, а на втором занятие изображают сангиной кусты, деревья.

                                                                                 Как рисовать с ангиной

                                                                                              (фото 2. Рисунок Ксении, 5 лет. Зимний пейзаж, акварель, гуашь, сангина.)

Палочками сангины хорошо рисовать крупные формы: деревья, дома и т. д. – благодаря широкой фактурной линии, которые даёт сангина, изображения, получаются выразительными и приятного коричневого тона.

Для рисунка сангиной листы бумаги следует готовить чуть большего размера, чем для рисования карандашами.

Сангина очень хрупкая и пачкает бумагу, поэтому необходимо учить детей рисовать аккуратно, держа палочку за бумажную обёртку тремя пальцами – указательным, большим и средним.  При создании рисунка нужно двигаться от левой части листа к правой, тогда рисующая рука не будет тереть уже изображённое и не испачкает рисунок.  При рисовании деталей штрих выполняется одним концом палочки, тогда как другой остаётся направленным к центру ладони. А при нанесении штриха боковой гранью кусочка палочки его держат за боковые стороны. Палочкой с квадратным сечением можно наносить тонкие штрихи одним из её рёбер.

Выполняя работу палочкой сангины ребёнку надо держать её в руках очень осторожно, следя за тем, чтобы она не упала или не ударилась обо что-либо.  А на время, пока он палочкой не пользуется, положить её в коробочку.

Работая с сыпучим материалом, необходимо знать, что любое прикосновение может испортить рисунок. Поэтому, завершив работу, её следует закрепить с помощью фиксатива или лака (для волос). Делать это нужно в хорошо проветриваемом помещении и лучше при открытых окнах в отсутствии детей.

Обработка фиксативом представляет лишь первый шаг по сохранению работы, выполненной сангиной. Её необходимо защитить калькой или тонкой бумагой и положить в папку.

Литература

1. Как рисовать углём, сангиной, и мелом. — М.: АСТ: Астрель, К 16 2005.

2. Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

 3.  ru.wikipedia.org›Сангина.

Источник

Перейти к оглавлению методического пособия по арт-терапии

Второй учебный день

Материалы: писчая бумага А-4, ватман формата А-4, А-3, простые карандаши, ластик, уголь, сангина, чернила, перо, баночки для воды, тряпочка.

Этапы

1. Просмотреть и обсудить домашнее задание. Возможно, внести исправления.

2. Рассказать об используемых на занятии материалах и способах работы ими. Сделать пробные рисунки бытовых предметов всеми материалами: сангиной, углем, чернилами.

РАБОТА САНГИНОЙ

Сангина – карандаши без оправы красно-коричневых тонов (из каолина и окислов железа). Рисовать можно краем и плоскостью. В зависимости от способа результатом будет либо тонкая линия, либо широкая, часто неоднородная полоса.

Как рисовать с ангиной

Рисунки могут быть поданы в технике штриховки, тушевки-растирки или композитной, включающей все эти приемы.

Как рисовать с ангиной
Штриховка

Как рисовать с ангиной
Тушевка-растирка

Как рисовать с ангиной
Композитная техника
Рисунки Ел.М.

Будучи материалом, менее официальным, чем простой карандаш, сангина не так требовательна к пропорциональному построению и тяготеет к большей живописности в рисунке.

Этапы работы сангиной

1. На листах писчей бумаги «попробовать» материал. Нарисовать что-нибудь линиями, поштриховать, порастирать, короче – привыкнуть к мелкам.

2. Изобразить на листе ватмана предложенную модель, без предварительного рисунка карандашом (собственно сангиной так и работают). Однако, если пациент переживает, что у него получится «кривой, неправильный рисунок», лучше
пойти по изведанному пути и сделать линейный набросок предмета привычным графитом, а затем обвести мелком.

3. Оформить объемно-теневой рисунок в одной из вышеперечисленных техник работы сангиной.

4. Обсудить с преподавателем.

ПРИМЕРЫ

Как рисовать с ангиной
Рисунок Ел.М.

Как рисовать с ангиной
Рисунок О.М.

РАБОТА УГЛЕМ

В принципе, уголь очень похож на сангину, только более летучий и при растирке может почти полностью исчезнуть. Соответственно все принципы и этапы работы сангиной сохраняются и для этого материала. Для рисования лучше использовать сожженные
древесные палочки, чем прессованный уголь.

Читайте также:  Антибиотик при ангине грудничку

ПРИМЕР

Как рисовать с ангиной
Рисунок Л.Т.

РАБОТА ЧЕРНИЛАМИ

Для занятия требуются обычные канцелярские чернила черного цвета. Рисунки могут быть поданы в технике штриховки (редко применяемая) и размытой штриховки.

Этапы работы чернилами

1. На листах ватмана «попробовать» материал. Набросать пером несложные линейные рисунки, поштриховать, размыть их кисточкой, смоченной простой водой.

2. Изобразить на листе ватмана предложенную модель, без предварительного рисунка карандашом. Однако, если пациент переживает, что у него получится «кривой, неправильный рисунок», лучше пойти по изведанному пути и сделать
линейный набросок предмета привычным графитом, а затем обвести пером.

3. Оформить объемно-теневой рисунок в одной из вышеперечисленных техник работы чернилами.

4. Обсудить с преподавателем.

ПРИМЕР

Как рисовать с ангиной

Как рисовать с ангиной
Рисунки О.Д.

Иногда дополнительную выразительность изображению, сделанному чернилами, можно придать с помощью использования приемов акварельной техники. Например, какие-то элементы нарисовать не пером, а кистью, усилить тон неразбавленными чернилами,
создать градацию, постепенно увеличивая количество воды, добавляемой в основной материал. В зависимости от ситуации, неплохо предложить ученику накидать рисунок только кисточкой (без карандаша и пера), с последующей размывкой и тонировкой.

ВАРИАНТЫ РАБОТ

Как рисовать с ангиной
Перо, дополнительная тонировка чернилами, размывка

Как рисовать с ангиной
Кисть
Рисунки О.Д.

Как рисовать с ангиной
Кисть, перо, тонировка, размывка
Рисунок Л.Т.
(вариация на тему работы Тырсы Н.А. «Портрет Анны Ахматовой)

Особо следует рассмотреть вопрос о выборе моделей для работы. Начинать нужно с жестких, не слишком сложных бытовых предметов, не имеющих ярко выраженную фактуру. Мягкие предметы следует подавать с учетом материалов, из которых они сделаны
и их цвета. Если пациент рисует медленно, можно ограничиться одним «мягким» наброском в наиболее удобном для студийца материале или вовсе перенести зарисовки на другой день. Количество используемых моделей вариативно: от отдельной
вещи для каждого упражнения, до одного предмета «на все случаи жизни»; на усмотрение преподавателя. Кстати, на изображениях одной и той же модели, но в разных материалах хорошо отслеживаются нюансы каждой техники.

ПРИМЕР

1. При благоприятных обстоятельствах (нет повышенной чувствительности, аллергии, состояния агрессии и т.п.) рисунки сангиной и углем следует «закрепить» лаком для волос, равномерно распыляя его с расстояния не менее 30
см, стараясь не увлажнять бумагу (приблизительно 3-4 сек.).

2. Дать представление о смешанной технике, совмещающей разные материалы: сангину и уголь, уголь, чернила и сангину и т.д. Продемонстрировать рисунки в данной манере.

ПРИМЕРЫ

Домашнее задание

1. На листе ватмана простым графитным карандашом выполнить светотеневой рисунок жесткого предмета, установив стандартное освещение.

2. На листе ватмана простым графитным карандашом выполнить светотеневой рисунок мягкого предмета, установив стандартное освещение.

2. На листах ватмана выполнить, установив стандартное освещение, по 2-3 объемно-теневых рисунка различных предметов, как мягких (обязательно для тех, кто рисовал мягкие модели в студии), так и жестких на каждый материал
(сангина, уголь, чернила).

Третий учебный день

Материалы: писчая бумага А-4, ватман формата не менее А-3, простые карандаши, ластик, уголь, сангина, чернила, перо, баночки для воды, тряпочка.

Этапы

До начала занятий поставить и осветить натюрморт из пяти несложных бытовых предметов жестких и мягких, отличающихся по цвету, разнообразной формы, фактуры.

1. Просмотреть и обсудить домашнее задание. Возможно, внести исправления.

2. Для учеников, не успевших в прошлый раз выполнить задание в полном объеме, нарисовать объемно-теневые наброски мягких предметов в материале, передавая цвет и материю.

3. Изобразить на листе ватмана светотеневой рисунок предложенной постановки в любом понравившемся материале (предварительное построение натюрморта карандашом – по желанию ученика). При наличии у предметов мелких деталей
удобно использовать, помимо сангиновых мелков и угольных палочек, сангиновые и угольные карандаши в деревянной оправе.

4. Обсудить с преподавателем.

ПРИМЕРЫ

Как рисовать с ангиной
Рисунок О.С.
(карандаш)

Если к концу занятия натюрморт не окончен, следует выделить четвертый урок для завершения работы. В оставшееся время дополнительного дня (при наличии оного) можно попрактиковать смешанную технику, совмещая сангину и уголь, уголь и чернила,
чернила и сангину и т.д.

Домашнее задание

1. На листе ватмана (формат не менее А-3) простым графитным карандашом выполнить светотеневой рисунок, самостоятельно скомпонованного натюрморта, установив стандартное освещение.

2. На листе ватмана (формат не менее А-3) выполнить светотеневой рисунок самостоятельно скомпонованного уже из других предметов натюрморта, в любом, кроме используемого в студии, материале установив стандартное освещение.

2. По желанию сделать 1—2 наброска в смешанной технике.

Домашнее задание для учеников, не закончивших работу в студии

1. На листе ватмана (формат не менее А-3) выполнить светотеневой рисунок, самостоятельно скомпонованного натюрморта, в любом, кроме используемого в студии, материале, установив стандартное освещение.

2. На листе ватмана (формат не менее А-3) простым графитным карандашом начать светотеневой рисунок самостоятельно скомпонованного уже из других предметов натюрморта, установив стандартное освещение.

Домашнее задание после четвертого (дополнительного) дня

1. На листе ватмана (формат не менее А-3) простым графитным карандашом закончить светотеневой рисунок самостоятельно скомпонованного ранее натюрморта, установив стандартное освещение.

2. Сделать1-2 наброска в смешанной технике.

Источник