Сестринский процесс при ангине курсовая
Правительство Еврейской автономной области
Управление здравоохранения правительства ЕАО
Государственное образовательное учреждение
«Биробиджанский медицинский колледж»
Тема: «Сестринский процесс при ангинах»
РЕФЕРАТ
Дисциплина: «Сестринское дело»
Подготовила: Шевченко
Лилия Николаевна
Биробиджан 2009 г.
Содержание:
1. АНГИНА …………………………………………………………………….…… 3
1)
Этиология …..…………………..……………..………………………………….. 3
2)
Симптомы ……………………………………………………….……………… 3
3)
Ангина катаральная ……………………………………………………………… 4
4)
Ангина лакунарная и фолликулярная …………………………………………. 4
5)
Ангина флегмонозная ……………………………….………………………..… 5
6)
Лечение …………………………………………………………..………………. 8
7)
Профилактика ………………………………………………………………….. 10
2
. Список использованной литературы …………………………… 11
АНГИНА
Ангина (острый тонзиллит)
— острое общее инфекционное заболевание с преимущественным поражением небных миндалин. Воспалительный процесс может локализоваться и в других скоплениях лимфаденоидной ткани глотки и гортани — в язычной, гортанной, носоглоточной миндалинах. Тогда соответственно говорят о язычной, гортанной или ретроназальной ангине. Инфицирование может быть экзо- (чаще) или эндогенным (аутоинфекция). Возможны два пути передачи инфекции: воздушно-капельный и алиментарный. Эндогенное инфицирование происходит из полости рта или глотки (хроническое воспаление небных миндалин, кариозные зубы и др.). Источником инфекции могут быть также гнойные заболевания носа и его придаточных пазух.
Этиология
Наиболее часто возбудителями инфекции являются стафилококк, стрептококк (особенно гемолитический), пневмококк. Есть сведения о возможности ангин вирусной этиологии. Предрасполагающие факторы: местное и общее охлаждение, снижение реактивности организма. Ангиной чаще болеют дети дошкольного и школьного возраста и взрослые до 35- 40 лет, особенно в осенний и весенний периоды.
Симптомы, лечение
Боль при глотании, недомогание, повышение температуры тела. Нередки жалобы на боль в суставах, головную боль, периодический озноб. Длительность заболевания и местные изменения в небных миндалинах зависят от формы ангины. При рациональном лечении и соблюдении режима ангина в среднем длится 5-7 дней. Различают катаральную, фолликулярную и лакунарную форму ангины. По существу это различные проявления одного и того же воспалительного процесса в небных миндалинах.
Ангина катаральная
Обычно начинается внезапно и сопровождается першением, нерезкой болью в горле, общим недомоганием, субфебрильной температурой. Изменения в крови нерезко выражены или отсутствуют. При осмотре глотки (фарингоскопия) отмечаются умеренная припухлость, гиперемия небных миндалин и прилегающих участков небных дужек; мягкое небо и задняя стенка глотки не изменены. Регионарные лимфатические узлы могут быть увеличены и болезненны при пальпации. Катаральная ангина может быть начальной стадией другой формы ангины, а иногда проявлением той или иной инфекционной болезни.
Ангины лакунарная и фолликулярная
Ангины лакунарная и фолликулярная характеризуются более выраженной клинической картиной. Головная боль, боль в горле, недомогание, общая слабость. Изменения в крови значительнее, чем при катаральной ангине. Нередко заболевание начинается ознобом, повышением температуры до 38-39 гр. С и выше, особенно у детей. Отмечается высокий лейкоцитоз -20 Ђ 10 (в девятой степени)/п и более со сдвигом белой формулы крови влево и высокой СОЭ (40-50 мм/ч). Регионарные лимфатические узлы увеличены и болезненны при пальпации. При фарингоскопии отмечают выраженную гиперемию и припухлость небных миндалин и прилегающих участков мягкого неба и небных дужек. При фолликулярной ангине видны нагноившиеся фолликулы, просвечивающие сквозь слизистую оболочку в виде мелких желто-белых пузырьков. При лакунарной ангине также образуются желтовато-белые налеты, но они локализуются в устьях лакун. Эти налеты в дальнейшем могут сливаться друг с другом, покрывая всю или почти всю свободную поверхность миндалин, и легко снимаются шпателем. Деление ангин на фолликулярную и лакунарную условно, так как у одного и того же больного может быть одновременно как фолликулярная, так и лакунарная ангина.
Ангина флегмонозная
Острое гнойное воспаление околоминдаликовой клетчатки. Чаще является осложнением одной из описанных выше форм ангин и развивается через 1 -2 дня после того, как закончилась ангина. Процесс чаще односторонний, характеризуется резкой болью в горле при глотании, головной болью, ознобом, ощущением разбитости, слабостью, гнусавостью, тризмом жевательных мышц, повышением температуры тела до 38-39 гр. С, неприятным запахом изо рта, обильным выделением слюны. Изменения в крови соответствуют острому воспалительному процессу. Регионарные лимфатические узлы значительно увеличены и болезненны при пальпации. При фарингоскопии отмечают резкую гиперемию и отечность тканей мягкого неба с одной стороны. Небная миндалина на этой стороне смещена к срединной линии и книзу. Вследствие отечности мягкого неба осмотреть миндалину нередко не удается. Подвижность пораженной половины мягкого неба значительно ограничена, что может привести к вытеканию жидкой пищи из носа. Если к первые 2 дня энергичное лечение флегмонозной ангины не начато, то на 5-6-й день может образоваться ограниченный гнойник в околоминдаликовой клетчатке — перитонзиллярный (паратонзиллярный) абсцесс. При высокой вирулентности микрофлоры и пониженной реактивности организма абсцесс может образоваться, несмотря на активное лечение, раньше, чем обычно (на 3-4-й день от начала заболевания).
При сформировавшемся перитонзиллярном абсцессе можно видеть истонченный участок слизистой оболочки бело-желтого цвета — просвечивающий абсцесс. После самостоятельного или хирургического вскрытия абсцесса наступает быстрое обратное развитие заболевания. В последние годы наблюдаются затянувшиеся до 1-2 мес формы флегмонозной ангины с периодическим абсцедированием, что связано с нерациональным применением антибиотиков.
Воспалительные изменения в лимфаденоидном глоточном кольце не всегда свидетельствуют об ангине. Дифференциальный диагноз следует проводить со скарлатиной, дифтерией, корью, гриппом (см. Инфекционные болезни), острым катаром верхних дыхательных путей, в том числе острым фарингитом, с острыми заболеваниями крови — мононуклеозом и др. (см. Заболевания крови). Помимо клинических проявлений ангины большое значение имеет и характер местных изменений, обнаруживаемых при осмотре глотки и гортани (фаринго- и ларингоскопия, задняя риноскопия). Большую роль играют данные лабораторных методов исследования (исследование налетов миндалин на палочки дифтерии, общий анализ крови). Например, обнаружение специфических мононуклеаров в крови указывает на инфекционный мононуклеоз.
В клинической практике часто приходится дифференцировать лакунарную ангину от локализованной дифтерии зева. Ангина при дифтерии является наиболее опасной в эпидемиологическом отношении и из-за возможных осложнений. Подозрение на дифтерию должно возникнуть уже при общем осмотре больного. Ангина при дифтерии вызывает выраженную интоксикацию: больной вял, бледен, адинамичен, но вместе с тем температурная реакция может быть слабо выражена (в пределах субфебрильной). При пальпации шейных лимфатических узлов отмечается их увеличение, а также выраженный отек клетчатки шеи.
Фарингоскопически при лакунарной ангине обнаруживают налеты желтовато-белого цвета, локализующиеся в пределах миндалин, при дифтерии они выходят за пределы миндалин и имеют грязно-серую окраску. При лакунарной ангине налет снимается легко, поверхность миндалины под налетом не изменена; при дифтерии налеты снимаются с трудом, при снятии налета обнаруживается эрозированный участок слизистой оболочки. При лакунарной ангине — всегда двусторонняя симптоматика; при дифтерии — часто локализация изменений может быть односторонней (особенно при легкой и средней формах течения). При подозрении на дифтерию срочно следует взять мазок с налетов миндалин для бактериологического исследования на присутствие дифтерийной палочки. Больного следует срочно госпитализировать в боксированное отделение инфекционной больницы.
Диагностика перитонзиллярного абсцесса не представляет затруднений. Типичная клиническая картина, развившаяся после, казалось бы, закончившейся ангины, односторонняя гиперемия и резкая припухлость тканей мягкого неба, выпячивание миндалины к срединной линии, значительное повышение температуры тела указывают на воспаление околоминдаликовой клетчатки.
Осложнения
: ревматизм, холецистит, орхит, менингит, нефрит и т. д. Из местных осложнении, кроме описанной выше флегмонозной ангины, наиболее часто встречаются острый средний отит, острый ларингит, отек гортани, парафарингеальный абсцесс, острый шейный лимфаденит, флегмона шеи.
Лечение
В первые дни заболевания до нормализации температуры назначают постельный режим. Пища должна быть богатой витаминами, неострой, негорячей и нехолодной. Полезно обильное питье: свежеприготовленные фруктовые соки, чай с лимоном, молоко, щелочная минеральная вода. Необходимо следить за функцией кишечника. Медикаментозные средства следует применять строго индивидуально в зависимости от характера ангины, состояния других органов и систем. При легком течении ангины без выраженной интоксикации назначают по показаниям сульфаниламидные препараты внутрь, взрослым по 1 г 4 раза вдень. В тяжелых случаях, при значительной интоксикации, назначают антибиотики. Чаще применяют пенициллин в/м по 200 000 ЕД 4-6 раз в сутки. Если больной не переносит пенициллин, назначают эритромицин по 200 000 ЕД внутрь во время еды 4 раза в день в течение 10 дней, или олететрин по 250 000 ЕД внутрь 4 раза в день в течение 10 дней, или тетрациклин внутрь по 250 000 ЕД 4 раза в день в течение 10 дней. Больным ревматизмом и лицам с патологическими изменениями в почках для предупреждения обострения заболевания назначают антибиотики независимо от формы ангины. Внутрь назначают также ацетилсалициловую кислоту по 0,5 г 3-4 раза в день, аскорбиновую кислоту по 0,1 г 4 раза в день.
Для полоскания используют теплые растворы перманганата калия, борной кислоты, грамицидина, фурацилина, гидрокарбоната и хлорида натрия, антибиотиков, а также отвары шалфея, ромашки (1 столовая ложка на стакан воды). Детям, не умеющим полоскать горло, часто дают (через каждые 0,5- 1 ч) пить негорячий чай с лимоном или фруктовые соки. Смазывание глотки противопоказано, так как может возникнуть обострение ангины. При регионарном лимфадените назначают согревающие компрессы на ночь (лучше спиртовые: 1/3 спирта и 2/3 воды) и теплую повязку на шею днем, паровые ингаляции. При затянувшихся лимфаденитах показано местное применение соллюкса, токов УВЧ. В процессе лечения необходимо наблюдать за состоянием сердечно-сосудистой системы, повторять анализы мочи и крови, что позволит своевременно начать лечение осложнений. При флегмонозной ангине, если процесс прогрессирует и образовался перитонзиллярный абсцесс, показано его вскрытие. Иногда вместо вскрытия абсцесса производят операцию — абсцесстонзиллэктомию (удаление миндалин, во время которого опорожняется гнойник).
Профилактика
Больного следует поместить в отдельную комнату, часто проветривать ее и производить влажную уборку. Выделяют специальную посуду, которую после каждого употребления кипятят или ошпаривают кипятком. Около постели больного для сплевывания слюны ставят сосуд с дезинфицирующим раствором. Ограничивают контакт больного с окружающими людьми, особенно с детьми, которые наиболее восприимчивы кангине. Для предупреждения ангины важна своевременная санация местных очагов инфекции (кариозные зубы, хронически воспаленные небные миндалины, гнойные поражения придаточных пазух носа и т. д.), устранение причин, затрудняющих свободное дыхание через нос (у детей это чаще всего аденоиды). Большое значение имеют закаливание организма, правильный режим труда и отдыха, устранение различных вредностей — пыль, дым (в том числе и табачный), чрезмерно сухой воздух, алкоголь и др.
В профилакториях применяют массовое облучение рабочих ультрафиолетовыми лучами. Лиц, часто болеющих ангиной (как взрослых, так и детей), следует взять под диспансерное наблюдение.
Список использованной литературы:
1. «Справочник медицинской сестры» 2002 г., Москва
2. Внутренние болезни, Ф. И. Комаров, изд. “Медицина”, М. 1990
3. Дифференциальная диагностика внутренних болезней, Роберт Хэгглин, изд. “Инженер”, М. 1993
4. Диагностический справочник терапевта, А. А. Чиркин, изд. “Беларусь”, Минск, 1993
5. Справочник практического врача, А. И. Воробьев, изд. “Медицина”, М. 1992
Источник
Ñîñòàâíûå ýëåìåíòû ëèìôîãëîòî÷íîãî êîëüöà Ïèðîãîâà-Âàëüäåéåðà. Àíàëèç îñòðûõ è õðîíè÷åñêèõ òîíçèëëèòîâ. Äèôôåðåíöèàëüíî-äèàãíîñòè÷åñêèå ïðèçíàêè ëàêóíàðíîé àíãèíû è äèôòåðèè ðîòîãëîòêè. Ðîëü ìåäèöèíñêîé ñåñòðû ïðè ëå÷åíèè ïàòîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé ãëîòêè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè óõîäå çà áîëüíûìè ñ çàáîëåâàíèÿìèãëîòêè
Ñîñòàâíûå ýëåìåíòû ëèìôîãëîòî÷íîãî êîëüöà Ïèðîãîâà — Âàëüäåéåðà: íåáíûå ìèíäàëèíû (1, 2-ÿ); ãëîòî÷íàÿ (3-ÿ); ÿçû÷íàÿ (4-ÿ); òðóáíûå (5, 6-ÿ).
Ôàðèíãîñêîïè÷åñêàÿ êàðòèíà.
1. Íåáíàÿ ìèíäàëèíà.
2. Ïåðåäíÿÿ íåáíàÿ äóæêà
3. Çàäíÿÿ íåáíàÿ äóæêà.
4. Ìÿãêîå íåáî.
5. Çàäíÿÿ ñòåíêà ãëîòêè.
6. Êîðåíü ÿçûêà.
7. Øïàòåëü.
Àíãèíà ( òîíçèëëèò)- îñòðîå âîñïàëåíèå íåáíûõ ìèíäàëèí- ÿâëÿåòñÿ îáùèì èíôåêöèîííûì çàáîëåâàíèåì ñ ÿðêî âûðàæåííûìè ìåñòíûìè èçìåíåíèÿìè ëèìôàäåíîèäíîé òêàíè ãëîòêè. Ýòèîëîãèÿ- ãåìîëèòè÷åñêèé ñòðåïòîêîêê, ñòàôèëîêîêê, àäåíîâèðóñû, ýòåðîâèðóñû..Ïîìèìî íåáíûõ ìèíäàëèí, â îñòðîå âîñïàëåíèå â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ìîãóò âîâëåêàòüñÿ è äðóãèå ñêîïëåíèÿ ëèìôîèäíîé òêàíè, â ÷àñòíîñòè ðàñïîëîæåííûå â íîñîãëîòêå, íà êîðíå ÿçûêà, â áîêîâûõ ñòåíêàõ ãëîòêè è â ãîðòàíè.
Ñðåäè îñòðûõ òîíçèëëèòîâ íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ êàòàðàëüíàÿ, ëàêóíàðíàÿ è ôîëëèêóëÿðíàÿ àíãèíû
Êëàññèôèêàöèÿ òîíçèëëèòîâ
I. ÎÑÒÐÛÅ
1. Ïåðâè÷íûå: êàòàðàëüíàÿ, ëàêóíàðíàÿ, ôîëëèêóëÿðíàÿ, ÿçâåííî-ïëåí÷àòàÿ àíãèíû.
2. Âòîðè÷íûå:
à) ïðè îñòðûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ — äèôòåðèè, ñêàðëàòèíå, òóëÿðåìèè, áðþøíîì òèôå;
á) ïðè çàáîëåâàíèÿõ ñèñòåìû êðîâè — èíôåêöèîííîì ìîíîíóêëåîçå, àãðàíóëîöèòîçå, ëåéêîçàõ.
II. ÕÐÎÍÈ×ÅÑÊÈÅ
1. Íåñïåöèôè÷åñêèå:
à) êîìïåíñèðîâàííàÿ ôîðìà;
á) äåêîìïåíñèðîâàííàÿ.
2. Ñïåöèôè÷åñêèå: ïðè èíôåêöèîííûõ ãðàíóëåìàõ — òóáåðêóëåçå, ñèôèëèñå, ñêëåðîìå.
Äëÿ êàòàðàëüíîé àíãèíû õàðàêòåðíî ïðåâàëèðîâàíèå îáùèõ ÿâëåíèé (ïîâûøåííàÿ òåìïåðàòóðà, áîëü â ãîðëå, íåäîìîãàíèå, ëåéêîöèòîç, óñêîðåííàÿ ÑÎÝ), íàä ìåñòíûìè (ãèïåðåìèÿ, èíôèëüòðàöèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè íåáíûõ ìèíäàëèí). Íåîáõîäèìî ÷åòêîå ïðåäñòàâëåíèå î äèôôåðåíöèàëüíîäèàãíîñòè÷åñêèõ ðàçëè÷èÿõ ìåæäó êàòàðàëüíîé àíãèíîé è îñòðûì ôàðèíãèòîì, ëàêóíàðíîé àíãèíîé è äèôòåðèåé çåâà, ôîëëèêóëÿðíîé àíãèíîé . òîíçèëëèò àíãèíà äèôòåðèÿ ðîòîãëîòêà
Ëàêóíàðíàÿ, ôîëëèêóëÿðíàÿ àíãèíû
Äëÿ ýòèõ ôîðì àíãèí õàðàêòåðíû: áûñòðîå íàðàñòàíèå îáùèõ ñèìïòîìîâ (òåìïåðàòóðà, ãîëîâíàÿ áîëü, ðåçêàÿ áîëü â ãîðëå, íåéòðîôèëüíûé, ëåéêîöèòîç ñî ñäâèãîì âëåâî, óñêîðåííàÿ ÑÎÝ, áåëîê â ìî÷å, íàðóøåíèÿ ñî ñòîðîíû ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû (òàõèêàðäèÿ). Ôàðèíãîñêîïè÷åñêè: ïðè ëàêóíàðíîé àíãèíå îòìå÷àåòñÿ ïîÿâëåíèå íà ãèïåðåìèðîâàííîé ñëèçèñòîé îáîëî÷êå íåáíûõ ìèíäàëèí âíà÷àëå â óñòüÿõ ëàêóí, à çàòåì ïî âñåé ìèíäàëèíå æåëòîâàòî — áåëûõ, ëåãêî ñíèìàþùèõñÿ «âàòíèêîì» íàëåòîâ, íå ðàñïðîñòðàíÿþùèõñÿ çà ïðåäåëû ìèíäàëèí.
Ëå÷åíèå. Ïðè ëå÷åíèè àíãèí îáÿçàòåëåí ïîñòåëüíûé ðåæèì. Åäèíûì ïðàâèëîì äëÿ áîëüíîãî àíãèíîé ÿâëÿåòñÿ èçîëÿöèÿ åãî îò îêðóæàþùèõ, ó÷èòûâàÿ èíôåêöèîííóþ ïðèðîäó çàáîëåâàíèÿ. Áîëüíîìó âûäåëÿþò îòäåëüíóþ ïîñóäó äëÿ ïðèåìà ïèùè, ïðîâåòðèâàþò ïîìåùåíèå è îáëó÷àþò êâàðöåâîé ëàìïîé. Íåîáõîäèìî ñîáëþäàòü ïðàâèëà ëè÷íîé ãèãèåíû (èñïîëüçîâàíèå ìàðëåâîé ìàñêè, äåçèíôåêöèÿ ðóê è ò. ä. ). Èç ýòèîòðîïíûõ ñðåäñòâ íàèáîëåå öåëåñîîáðàçíî íàçíà÷åíèå àíòèáèîòèêîâ ïåíèöèëëèíîâîãî ðÿäà. Êóðñ 5-7 äíåé. Ñðîê íåòðóäîñïîñîáíîñòè — 10 — 12 äíåé. Êðèòåðèè âûçäîðîâëåíèÿ ïðè àíãèíàõ: Íîðìàëèçàöèÿ òåìïåðàòóðû, íîðìàëèçàöèÿ ôàðèíãîñêîïè÷åñêîé êàðòèíû, îòñóòñòâèå èçìåíåíèé â îáùåì, àíàëèçå êðîâè (îáùåå êîëè÷åñòâî ëåéêîöèòîâ, ëåéêîöèòàðíàÿ ôîðìóëà, ÑÎÝ), ìî÷è, îòñóòñòâèå èçìåíåíèé íà ÝÊÃ.
Èç ìåñòíûõ îñëîæíåíèé àíãèí íàèáîëåå ÷àñòîå — ïàðàòîíçèëëèò (ïàðàòîíçèëëÿðíûé àáñöåññ), ÿâëÿþùèéñÿ ñëåäñòâèåì ðàñïðîñòðàíåíèÿ âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà íà îêîëîìèíäàëèêîâóþ êëåò÷àòêó. Ëå÷åíèå äàííîãî îñëîæíåíèÿ äîëæíî áûòü êîìïëåêñíûì: õèðóðãè÷åñêèì (âñêðûòèå àáñöåññà) è êîíñåðâàòèâíûì (ìåñòíûì è îáùèì). Îáÿçàòåëüíûì ÿâëÿåòñÿ ïîâòîðíîå ïîñåùåíèå áîëüíûìè ËÎÐ âðà÷à ïîñëå âñêðûòèÿ àáñöåññà äëÿ ðàçâåäåíèÿ êðàåâ ðàçðåçà (íà ñëåäóþùèå ñóòêè ïîñëå îïåðàöèè) ÷òî ÿâëÿåòñÿ ñðåäñòâîì ïðîôèëàêòèêè ðåöèäèâà ýòîãî îñëîæíåíèÿ è ïîñëåäóþùåé (íå ðàíåå, ÷åì ÷åðåç ìåñÿö) òîíçèëëýêòîìèè.
Äèôôåðåíöèàëüíî-äèàãíîñòè÷åñêèå ïðèçíàêè ëàêóíàðíîé àíãèíû èäèôòåðèè ðîòîãëîòêè
Êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè | Ëàêóíàðíàÿ àíãèíà | Äèôòåðèÿ çåâà |
Îáùåå ñîñòîÿíèå | Ñðåäíåé òÿæåñòè | Òÿæåëîå (ïðè ðàñïðîñòðàíåííîé ôîðìå), ñ òåíäåíöèåé ê óõóäøåíèþ. Áîëüíîé àïàòè÷åí, âÿë, çåìëèñòûé îòòåíîê êîæíûõ ïîêðîâîâ |
Òåìïåðàòóðà | 39-40° | Îò ñóáôåáðèëüíîé äî 38-38,6°, ïîñòîÿííàÿ |
Ïóëüñ | Ñîîòâåòñòâóåò òåìïåðàòóðå (ïîäúåì íà 1 ãðàäóñ — ó÷àùåíèå ïóëüñà íà 10 óäàðîâ) |  íà÷àëå áðàäèêàðäèÿ, çàòåì òàõèêàðäèÿ. Ïóëüñ àðèòìè÷íûé, ñëàáîãî íàïîëíåíèÿ |
Æàëîáû | Íà ñèëüíóþ áîëü ïðè ãëîòàíèè | Áîëü ïðè ãëîòàíèè óìåðåííàÿ |
Ôàðèíãîñêîïè÷åñêàÿ êàðòèíà: | ||
Ñîñòîÿíèå ìèíäàëèí | Äâóñòîðîííÿÿ óìåðåííàÿ Ðåçêîå ïðèïóõàíèå íåáíûõ ìèíäàëèí, îòåê, âêëþ÷àÿ èíôèëüòðàöèÿ ìèíäàëèí äóæêè, ìÿãêîå íåáî, ÿçû÷îê. Ïðîöåññ ìîæåò áûòü îä | |
Íàëåòû | Ðàñïðîñòðàíåíû â ïðåäåëàõ ìèíäàëèí, ïîâåðõíîñòíûå, ëåãêî ñíèìàþòñÿ | Âûõîëÿò çà ïðåäåëû ìèíäàëèí, ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ íà äóæêè, ìÿãêîå íåáî, áîêîâûå è çàäíèå ñòåíêè ãëîòêè. Íàëåòû ãëóáîêèå, ñíèìàþòñÿ ñ òðóäîì (â òèïè÷íûõ ñëó÷àÿõ), îñòàâëÿÿ ýðîçèâíóþ êðîâîòî÷àùóþ ïîâåðõíîñòü |
Öâåò íàëåòîâ | Æåëòûé Ñåðîáåëûé, ãðÿçíîñåðûé | |
Ðåãèîíàëüíûå ëèìôîóçëû | Óâåëè÷åíû, îòäåëüíûå, ëåãêî ïðîùóïûâàþòñÿ, ðåçêî áîëåçíåííûå | Çíà÷èòåëüíîå äâóñòîðîííåå ïðèïóõàíèå ïîä÷åëþñòíûõ ëèìôîóçëîâ ñ ñàìîãî íà÷àëà çàáîëåâàíèÿ. Îòåê ïîäêîæíîé êëåò÷àòêè øåè, ñãëàæåííîñòü åå êîíòóðîâ |
Áàêòåðèîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå | Êîêêîâàÿ ôîðìà, îòðèöàòåëüíîå íà íàëè÷èå äèôòåðèéíûõ ïàëî÷åê | Ïîëîæèòåëüíîå (â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ) íà íàëè÷èå äèôòåðèéíûõ ïàëî÷åê Ëåôëåðà. |
Ïðè òîêñè÷åñêîé äèôòåðèè ðîòîãëîòêè íàáëþäàþòñÿ ðåçêî âûðàæåííûå ïðîÿâëåíèÿ èíòîêñèêàöèè, «íîæíèöû» ìåæäó òåìïåðàòóðíîé ðåàêöèåé (â ñðåäíåì 38,0 — 38,5° Ñ) è èçìåíåíèÿìè ñî ñòîðîíû ñåðäå÷íîé äåÿòåëüíîñòè (áðàäèêàðäèÿ, à çàòåì òàõèêàðäèÿ, àðèòìèÿ, ãëóõèå òîíû).
Ôàðèíãîñêîïè÷åñêè — ãðÿçíîñåðûé òðóäíî ñíèìàåìûé «âàòíèêîì» íàëåò, ðàñïðîñòðàíÿþùèéñÿ çà ïðåäåëû ìèíäàëèí íà áîêîâûå ñòåíêè ãëîòêè, ìÿãêîå íåáî, ÿçû÷îê.
Ïðè ïðîâåäåíèè äèôôåðåíöèàëüíîé äèàãíîñòèêè ïîä÷åðêèâàåòñÿ íåîáõîäèìîñòü îáÿçàòåëüíîé ñðî÷íîé ãîñïèòàëèçàöèè â èíôåêöèîííîå îòäåëåíèå áîëüíûõ ñ ïîäîçðåíèåì íà äèôòåðèþ, ïîäà÷à ýêñòðåííîãî èçâåùåíèÿ â Ãîññàíýïèäíàäçîð, ñîáëþäåíèå ýïèäåìèîëîãè÷åñêîãî ðåæèìà, ââåäåíèå ïðîòèâîäèôòåðèéíîé ñûâîðîòêè ïî ìåòîäó Áåçðåäêè.
Õðîíè÷åñêèé òîíçèëëèò íîñèò èíôåêöèîííîàëëåðãè÷åñêèé õàðàêòåð.
Ìåñòíûå ïðèçíàêè:
à) ãèïåðåìèÿ è âàëèêîîáðàçíîå óòîëùåíèå êðàåâ ïåðåäíèõ íåáíûõ äóæåê;
á) ðóáöîâûå ñïàéêè ìåæäó ïåðåäíèìè íåáíûìè äóæêàìè è ìèíäàëèíàìè;
â) ðàçðûõëåííûå è ðóáöîâî-èçìåíåííûå íåáíûå ìèíäàëèíû;
ã) êàçåîçíûé äåòðèò èëè ãíîéíîêàçåîçíûå ïðîáêè â ëàêóíàõ ìèíäàëèí;
ä) óâåëè÷åííûå, áîëåçíåííûå ëèìôàòè÷åñêèå óçëû ïîçàäè óãëà íèæíåé ÷åëþñòè è ïî ïåðåäíåìó êðàþ âåðõíåé òðåòè ãðóäèííîêëþ÷è÷íîñîñöåâèäíûõ ìûøö (ðåãèîíàëüíûé ëèìôàäåíèò).
Ðàçëè÷àþò êîìïåíñèðîâàííóþ è äåêîìïåíñèðîâàííóþ ôîðìû õðîíè÷åñêîãî òîíçèëëèòà.
Ïðè ïåðâîé ôîðìå èìåþòñÿ òîëüêî ìåñòíûå ïðèçíàêè âîñïàëåíèÿ íåáíûõ ìèíäàëèí, áàðüåðíàÿ ôóíêöèÿ êîòîðûõ è ðåàêòèâíîñòü îðãàíèçìà óðàâíîâåøèâàþò ñîñòîÿíèå ìåñòíîãî âîñïàëåíèÿ, ïîýòîìó îáùåé ðåàêöèè íå âîçíèêàåò.
Ïðè âòîðîé ôîðìå, ïîìèìî ìåñòíûõ ïðèçíàêîâ èìåþò ìåñòî ðàçëè÷íûå ïðîÿâëåíèÿ äåêîìïåíñàöèè â âèäå ðåöèäèâèðóþùèõ àíãèí, ïàðàòîíçèëëÿðíûõ àáñöåññîâ, ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèé îòäåëüíûõ îðãàíîâ è ñèñòåì.
Çàáîëåâàíèÿ, ñâÿçàííûå ñ õðîíè÷åñêèì òîíçèëëèòîì, ìíîãîîáðàçíû. Ýòî êîëàãåíîâûå áîëåçíè (ðåâìàòèçì, ñèñòåìíàÿ êðàñíàÿ âîë÷àíêà, ñêëåðîäåðìèÿ è äð. ), ðÿä çàáîëåâàíèé êîæè (ïñîðèàç, ýêçåìà), òèðåîòîêñèêîç è ò. ä.
Õðîíè÷åñêèé òîíçèëëèò íåðåäêî ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé ñóáôåáðèëüíîé òåìïåðàòóðû, îòÿãîùàåò òå÷åíèå âåãåòîñîñóäèñòîé äèñòîíèè, âåñòèáóëÿðíîé äèñôóíêöèè.  ìåõàíèçìå òîíçèëëîãåííûõ ïîðàæåíèé ñåðäöà îïðåäåëåííîå çíà÷åíèå èìåþò íåðâíîðåôëåêòîðíûé êîìïîíåíò, èíôåêöèîííî-òîêñè÷åñêèé è àëëåðãè÷åñêèé ôàêòîðû.
Âèäû êîíñåðâàòèâíîãî ëå÷åíèÿ õðîíè÷åñêîãî òîíçèëëèòà:
1. Ñàíàöèÿ íåáíûõ ìèíäàëèí è ðåãèîíàëüíûõ ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ (ïðîìûâàíèå ëàêóí àíòèñåïòè÷åñêèìè ðàñòâîðàìè, ââåäåíèå â ëàêóíû ëåêàðñòâåííûõ ïàñò, óëüòðàôèîëåòîâîå îáëó÷åíèå, ôîíîôîðåç, ÓÂ×, ÑÂ×, ãðÿçåëå÷åíèå è äð. ).
2. Ãèïîñåíñèáèëèçèðóþùèå ñðåäñòâà (ïðåïàðàòû êàëüöèÿ, àñêîðáèíîâàÿ êèñëîòà, àíòèãèñòàìèííûå ïðåïàðàòû, ìàëûå äîçû àëëåðãåíîâ è äð. ).
3. Ñðåäñòâà, íàïðàâëåííûå íà ïîâûøåíèå åñòåñòâåííîé ðåçèñòåíòíîñòè îðãàíèçìà (ðåæèì äíÿ, ðàöèîíàëüíîå ïèòàíèå, âèòàìèíû, ñàíàòîðíî-êóðîðòíîå ëå÷åíèå è äð.).
Êóðñû êîíñåðâàòèâíîé òåðàïèè õðîíè÷åñêîãî òîíçèëëèòà ïðîâîäÿò äâà ðàçà â ãîä, ëó÷øå âåñíîé è îñåíüþ, â òå÷åíèå 2-3 ëåò. Ýôôåêòèâíîñòü ëå÷åíèÿ — 70-85%.
Òîíçèëëýêòîìèÿ — ïîëíîå óäàëåíèå íåáíûõ ìèíäàëèí — ïîêàçàíà ïðè äåêîìïåíñàöèè õðîíè÷åñêîãî òîíçèëëèòà â âèäå ðåöèäèâèðóþùèõ àíãèí [ïðè íåýôôåêòèâíîñòè ïîëíîöåííîãî êîíñåðâàòèâíîãî ëå÷åíèÿ), ïðè ðåöèäèâàõ ïàðàòîíçèëëÿðíûõ àáñöåññîâ, âûðàæåííîé òîíçèëëîãåííîé èíòîêñèêàöèè, çàáîëåâàíèè îòäàëåííûõ îðãàíîâ è ñèñòåì.
Äèñïàíñåðíûé ó÷åò áîëüíûõ õðîíè÷åñêèì òîíçèëëèòîì ó îòîðèíîëàðèíãîëîãà — íàèáîëåå ýôôåêòèâíûé ìåòîä àêòèâíîãî âûÿâëåíèÿ è ëå÷åíèÿ ýòîãî çàáîëåâàíèÿ. Áîëüíûå îñìàòðèâàþòñÿ 1 ðàç â 3 ìåñÿöà. Åñëè íå îòìå÷àåòñÿ îáîñòðåíèé, êîëè÷åñòâî îñìîòðîâ ñîêðàùàåòñÿ äî 2 ðàç â ãîä. Åñëè êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå îêàçàëîñü ýôôåêòèâíûì, ðåöèäèâîâ àíãèí íåò, ïàöèåíòà ñ äèñïàíñåðíîãî ó÷åòà ñíèìàþò ÷åðåç òðè ãîäà ïîñëå ïîñëåäíåãî êóðñà. Ëèö, ïåðåíåñøèõ òîíçèëëýêòîìèþ, ñíèìàþò ñ ó÷åòà ÷åðåç 6 ìåñÿöåâ.
Ïðè àäåíîèäàõ ( ãèïåðïëàçèÿ ãëîòî÷íîé ìèíäàëèíû), ïîìèìî çàòðóäíåíèÿ íîñîâîãî äûõàíèÿ, èìååò ìåñòî íàðóøåíèå ðîñòà ñêåëåòà ëèöà, ìîãóò íàáëþäàòüñÿ ðàññòðîéñòâî ñíà, ðàññåÿííîñòü è çàáûâ÷èâîñòü, ãîëîâíàÿ áîëü è ãîëîâîêðóæåíèå, íî÷íîå íåäåðæàíèå ìî÷è (ó 15% áîëüíûõ àäåíîèäàìè), ëàðèíãîñïàçì è ò. ä.
«Àäåíîèäíûé» òèï ëèöà — ëèöî âûòÿíóòî, âåðõíÿÿ ÷åëþñòü êëèíîîáðàçíàÿ, «ãîòè÷åñêîå íåáî», ðîò ïîëóîòêðûò, âåðõíèå çóáû ðàñïîëîæåíû áåñïîðÿäî÷íî, íàðóøåíèå ïðèêóñà ,ðåçöû çíà÷èòåëüíî âûñòóïàþò âïåðåä. Äëèòåëüíîå ðîòîâîå äûõàíèå âåäåò ê íàðóøåíèþ ôîðìèðîâàíèÿ ãðóäíîé êëåòêè — «êóðèíàÿ ãðóäü». Îêîí÷àòåëüíûé äèàãíîç ñòàâèòñÿ ïîñëå çàäíåé ðèíîñêîïèè èëè ïàëüöåâîãî èññëåäîâàíèÿ íîñîãëîòêè. Ëå÷åíèå, êàê ïðàâèëî, õèðóðãè÷åñêîå — àäåíîòîìèÿ.
Îñòðûé ôàðèíãèò — âîñïàëåíèå ñëèçèñòîé ãëîòêè, äëÿ êîòîðîãî õàðàêòåðíû ïðåèìóùåñòâåííî ìåñòíûå èçìåíåíèÿ (ñóõîñòü â ãîðëå, ïåðøåíèå, äèôôóçíàÿ ãèïåðåìèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ãëîòêè, ïðåèìóùåñòâåííî åå çàäíåé ñòåíêè), îòñóòñòâèå íàðóøåíèé îáùåãî ñàìî÷óâñòâèÿ.
Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà êàòàðàëüíîé àíãèíû è îñòðîãîôàðèíãèòà
Êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè | Êàòàðàëüíàÿ àíãèíà | Îñòðûé ôàðèíãèò |
Òåìïåðàòóðà òåëà | Îáû÷íî íåçíà÷èòåëüíî ïîâûøåíà | Íîðìàëüíàÿ |
Ñóáúåêòèâíûå îùóùåíèÿ | Áîëü ïðè ãëîòàíèè | Ïåðøåíèå, ùåêîòàíèå, ñóõîñòü â ãîðëå |
Ôàðèíãîñêîïèÿ | Ãèïåðåìèÿ è èíôèëüòðàöèÿ íåáíûõ ìèíäàëèí | Ãèïåðåìèÿ ìèíäàëèí, ìÿãêîãî íåáà, çàäíåé ñòåíêè ãëîòêè |
Ðåàêöèÿ ñî ñòîðîíû ëèìôîóçëîâ | Íåáîëüøàÿ ïðèïóõëîñòü, áîëåçíåííîñòü | Îòñóòñòâóþò |
Ñîïóòñòâóþùèå ÿâëåíèÿ | Îòñóòñòâóþò | Õðèïîòà |
Äîïîëíèòåëüíî | ||
Èçìåíåíèÿ ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè | Óìåðåííûé ëåéêîöèòîç, óñêîðåííàÿ ÑÎÝ | Áåç èçìåíåíèé |
Õðîíè÷åñêèé ôàðèíãèò. Ñðåäè ìíîãî÷èñëåííûõ ïðè÷èí õðîíè÷åñêèõ ôàðèíãèòîâ ñóùåñòâåííîå ìåñòî çàíèìàþò ïðîôåññèîíàëüíûå âðåäíîñòè è ýêîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû. Êëèíè÷åñêèå ôîðìû õðîíè÷åñêîãî ôàðèíãèòà: êàòàðàëüíûé, ãèïåðòðîôè÷åñêèé, àòðîôè÷åñêèé.
Ïðèíöû ëå÷åíèÿ õðîíè÷åñêîãî ôàðèíãèòà: ùàäÿùàÿ äèåòà, óñòðàíåíèå ïðè÷èíû, ìåñòíûå ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûå ñðåäñòâà, êðèîòåðàïèÿ.
Ëå÷åíèå ìíîãèõ ïàòîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé ãëîòêè ïðåäïîëàãàåò àêòèâíóþ ðîëü ìåäèöèíñêîé ñåñòðû.
Äëÿ ëå÷åíèÿ ìíîãèõ çàáîëåâàíèé ãëîòêè èñïîëüçóþò ëåêàðñòâåííûå âåùåñòâà â âèäå ïîëîñêàíèé, èíãàëÿöèé, ïðîìûâàíèå ëàêóí íåáíûõ ìèíäàëèí. Ìåäñåñòðà ãîòîâèò ðàñòâîð ëåêàðñòâåííîãî âåùåñòâà íà îäíó ïðîöåäóðó. Ðåöåïòóðó ðàñòâîðîâ äëÿ ïîëîñêàíèÿ è ñõåìó ïðèìåíåíèÿ îïðåäåëÿåò âðà÷.
 îáÿçàííîñòè ìåäñåñòðû âõîäèò íàó÷èòü áîëüíîãî ïðàâèëüíîìó ïîëîñêàíèþ ãîðëà. Ðàñòâîð äîëæåí èìåòü òåìïåðàòóðó 40 — 42° Ñ îáúåìîì 200 — 250 ìë íà îäíó ïðîöåäóðó. Ëåêàðñòâî íàáèðàþò â ðîò â íåáîëüøîì êîëè÷åñòâå, íå ãëîòàÿ, çàïðîêèäûâàþò ãîëîâó íàçàä, ïîëîùóò è âûïë¸âûâàþò.  òå÷åíèå äíÿ ïîëîñêàíèå ïîâòîðÿþò 3-5 ðàç, îáÿçàòåëüíî ïîñëå ïðèåìà ïèùè.
Èíãàëÿöèè ïðîâîäèò ìåäñåñòðà â ñïåöèàëüíî îáîðóäîâàííîì êàáèíåòå èëè ñ ïîìîùüþ ïîðòàòèâíîãî èíãàëÿòîðà.
Ìåäñåñòðà, âûïîëíÿþùàÿ ñìàçûâàíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ãëîòêè, íàïðèìåð, ðàñòâîðîì Ëþãîëÿ, èñïîëüçóåò âàòíûé òàìïîí, ñîáëþäàÿ âñå òðåáîâàíèÿ àñåïòèêè. Îíà äîëæíà óìåòü ïðèãîòîâèòü ñîãðåâàþùèé êîìïðåññ íà øåþ.
Ìåäñåñòðà íåïîñðåäñòâåííî ïðèíèìàåò ó÷àñòèå â ïîäãîòîâêå è ïðîâåäåíèè îïåðàöèè, ÷àùå âñåãî àäåíîòîìèè èëè òîíçèëëýêòîìèè. Îíà ãîòîâèò è îáðàáàòûâàåò îïåðàöèîííûé èíñòðóìåíòàðèé è ìàòåðèàë, ó÷àñòâóåò â îïåðàöèè, ôèêñèðóÿ ðåáåíêà, Íóæíî ïîìíèòü, ÷òî íàèáîëåå ÷àñòûì è îïàñíûì îñëîæíåíèåì òàêèõ îïåðàöèé ÿâëÿåòñÿ ðàíåå ïîñëåîïåðàöèîííîå êðîâîòå÷åíèå. Ïîýòîìó áîëüíîìó ïîñëå âìåøàòåëüñòâà çàïðåùàåòñÿ ãëîòàòü, îí äîëæåí ñïëåâûâàòü ñëþíó â ñïåöèàëüíî ïðèãîòîâëåííóþ ïðîñòûíþ. Ïîä íàáëþäåíèåì ìåäïåðñîíàëà ïîñëå îïåðàöèè (åñëè îíà ñäåëàíà â àìáóëàòîðíûõ óñëîâèÿõ), áîëüíîé íàõîäèòñÿ â òå÷åíèå 1,5-2 ÷àñîâ. Ïðè ïîÿâëåíèè â ñëþíå êðîâè ìåäñåñòðà îáÿçàíà ñðî÷íî ñîîáùèòü âðà÷ó è ïîäãîòîâèòüñÿ ê îñòàíîâêå êðîâîòå÷åíèÿ. Ïðèãîòîâèòü èíñòðóìåíòàðèé, ââåñòè ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à íåîáõîäèìûå ëåêàðñòâåííûå âåùåñòâà è äð.
1. Ïðèãîòîâëåíèå ãëîòî÷íîãî âàòîäåðæàòåëÿ
Äëÿ ñìàçûâàíèÿ ãëîòêè ïîëüçóþòñÿ äëèííûì òîíêèì çîíäîì ñ âèíòîâîé íàðåçêîé íà êîíöå. Íàìàòûâàòü âàòó íà çîíä íóæíî òóãî, îñòðûé êîíåö åãî ñëåäóåò õîðîøî ïðèêðûâàòü âàòîé, ÷òîáû íå íàíåñòè òðàâìó ñòåíêå ãëîòêè. Èñïîëüçóþò ñòåðèëüíóþ âàòó
Ãëîòî÷íûé âàòîäåðæàòåëü.
2. Âçÿòèå ìàçêà èç ãëîòêè
Ìàçîê áåðåòñÿ äëÿ âûÿâëåíèÿ ïàòîãåííîé ôëîðû. Áîëüíîé îòêðûâàåò ðîò, ÿçûê îòäàâëèâàþò øïàòåëåì (êàê ïðè ôàðèíãîñêîïèè), ñòåðèëüíîé ïàëî÷êîé ñ âàòîé áåðåòñÿ ìàçîê ñî ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. «Âàòíèê» ïîìåùàåòñÿ â ñòåðèëüíóþ ïðîáèðêó, êîòîðàÿ íàïðàâëÿåòñÿ â ëàáîðàòîðèþ.
3. Ñìàçûâàíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ãëîòêè
Ñìàçûâàíèå ïðèìåíÿþò äëÿ ìåñòíîãî ëå÷åíèÿ õðîíè÷åñêîãî ôàðèíãèòà è òîíçèëëèòà. Èñïîëüçóåòñÿ ãëîòî÷íûé âàòîäåðæàòåëü, èçîãíóâ ïîä óãëîì. Ïîñëå ôàðèíãîñêîïèè «âàòíèêîì», ñìî÷åííûì â ëåêàðñòâåííîì âåùåñòâå. îäíîâðåìåííî ñìàçûâàþò íåáíûå ìèíäàëèíû, çàäíþþ ñòåíêó ãëîòêè, èíîãäà íîñî- è ãîðòàíîãëîòêó. Ïðè ñìàçûâàíèè íåáíûõ ìèíäàëèí (ïðè õðîíè÷åñêîì òîíçèëëèòå) èñïîëüçóþò ëþãîëåâñêèé ðàñòâîð, 5% éîäíóþ íàñòîéêó, 0,25% ðàñòâîð ôîðìàëèíà è äð.  ñëó÷àå âûðàæåííîãî ðâîòíîãî ðåôëåêñà ïåðåä âûøå óêàçàííîé ïðîöåäóðîé ïðîèçâîäèòñÿ ïîâåðõíîñòíàÿ àíåñòåçèÿ ðàñòâîðîì ëèäîêàèíà è äð.
Ìåòîäèêà ñìàçûâàíèÿ ëåêàðñòâåííûìè âåùåñòâàìè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ãëîòêè.
4. Ïðîìûâàíèå ëàêóí íåáíûõ ìèíäàëèí
Äëÿ ïðîìûâàíèÿ ëàêóí ìèíäàëèí ìîæíî èñïîëüçîâàòü ðàñòâîðû àíòèáèîòèêîâ, àíòèñåïòè÷åñêèå ðàñòâîðû (2-3% âîäíûé ðàñòâîð áîðíîé êèñëîòû, ðàñòâîð ôóðàöèëèíà 1:5000, ðàñòâîð ìàðãàíöåâîêèñëîãî êàëèÿ è äð. ). Èñïîëüçóþòñÿ øïðèöû ðàçëè÷íîé åìêîñòè (20,0-100,0). Ñ ïîìîùüþ ðåçèíîâîé òðóáêè øïðèö ñîåäèíÿþò ñ ìåòàëëè÷åñêîé êàíþëåé ñ çàãíóòûì çàêðóãëåííûì êîíöîì.
Êàíþëÿ ïîä êîíòðîëåì çðåíèÿ ââîäèòñÿ ïîî÷åðåäíî âî âñå îáîçðèìûå ëàêóíû, è îíè ïðîìûâàþòñÿ æèäêîñòüþ ïîä íåáîëüøèì äàâëåíèåì . Ïðîìûâàíèå ëàêóí ïðîèçâîäèòñÿ åæåäíåâíî èëè ÷åðåç äåíü, ïðîäîëæèòåëüíîñòü êóðñà — 10 ïðîìûâàíèé.  ãîä ïîâòîðÿåòñÿ 2-3 êóðñà.
Ïðîìûâàíèå ëàêóí íåáíûõ ìèíäàëèí ïðè ïîìîùè ãîðòàííîãî øïðèöà.
5. Íàëîæåíèå ñîãðåâàþùåãî êîìïðåññà
Íà ïåðåäíþþ ïîâåðõíîñòü øåè, íà ïîä÷åëþñòíóþ îáëàñòü óêëàäûâàþò ñëîæåííóþ â íåñêîëüêî ñëîåâ ìàðëþ, ñìî÷åííóþ â òåïëîì (+36°Ñ) ïîëóñïèðòîâîì ðàñòâîðå. Ìàðëþ çàêðûâàþò âîùåíîé áóìàãîé èëè öåëëîôàíîì (ðàçìåðû äîëæíû áûòü íåñêîëüêî áîëüøå ÷åì ìàðëÿ, ÷òîáû ïðèêðûòü åå ñ èçáûòêîì). Ñâåðõó êëàäóò âàòó èëè ôëàíåëü, ñëîæåííóþ â íåñêîëüêî ñëîåâ, è âñå ýòî çàêðåïëÿþò áèíòîì. Êîìïðåññ íàêëàäûâàåòñÿ íà 6 — 8 ÷àñîâ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник