Сестринские диагнозы при ангине

Сестринские диагнозы при ангине thumbnail

Категории:

Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности паци­ента и его родителей.

Возможные проблемы пациента:

  • нарушение аппетита;
  • нарушение глотания из-за болей в горле;
  • дефицит жидкости в связи с лихорадкой;
  • нарушение формулы сна:
  • высокий риск развития осложнений;
  • неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;
  • страх перед манипуляциями и др.

Возможные проблемы родителей:

  • дефицит знаний о заболевании и уходе;
  • недостаточное внимание к ребенку;
  • дефекты в организации режима, рационального вскармливания, ухода в связи с отсутствием навыков;
  • гиперопека;
  • неадекватная оценка состояния ребенка.

Сестринское вмешательство. Информировать родителей о причинах развития, особенностях течения ангины, принципах лечения, возможных осложнениях.

Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить ребенку комфортное положение в постели, спо­койные игры, разнообразить его досуг.

Вовлечь ребенка (если позволяет возраст) и родителей в процесс ухода и лечения, помочь осознать необходимость проведения тех или иных процедур. Контролировать проведение медикаментозной терапии, объяснить ребенку и роди­телям, что курс антибактериальной терапии должен быть не менее 7 дней (для предотвращения развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных ослож­нений). Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева: настой из шалфея — 1 ст. ложку заварить 1 ста­каном кипятка, настоять 20 минут, процедить, полоскать зев до 4-х раз в сутки; настой из тысячелистника — 2 ст. ложки заварить 1 стаканом кипятка, настоять 60 минут, процедить, полоскать 4 раза в сутки; настой из календулы — 1 чайную ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, про­цедить, полоскать до 6-ти раз в сутки.

Обучить родителей технике постановки согревающего компресса на шейно-подчелюстную область: вымыть руки, подготовить марлевую салфетку из 8 слоев, компрессную бумагу, вату (каждый последующий слой должен быть боль­ше предыдущего на 2 см), смочить салфетку 45% теплым раствором этилового спирта, отжать, последовательно все слои приложить на шейно-подчелюстную область, зафикси­ровать повязкой (для более плотного прилегания к поверхно­сти кожи), через 1,5-2 часа проверить степень влажности компресса, надежность фиксации и оставить его еще на. 4-6. часов.

Рекомендовать легко усвояемую полужидкую пищу, ис­ключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда. Увеличить объем вводимой жидкости до 1-1,5 литров в виде витаминизированных напитков: чай с ли­моном, разбавленные некислые соки, отвар шиповника (3 столовых ложки ягод залить 2 стаканами кипятка, выдержать 10-15 минут в закрытой посуде на медленном огне, настоять, процедить, употреблять по 1/3 стакана 3-4 раза в день). После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.

Подготовить заблаговременно ребенка к дополнитель­ным методам обследования с помощью терапевтической иг­ры (клиническому анализу крови, взятию мазков из зева и носа, ЭКГ и др.), убедить в необходимости их проведения, объяснить на понятном ребенку языке, что и зачем нужно делать, можно показать последовательность манипуляций, используя, например, куклу. Поддерживать ребенка во время болезни и лечения, используя только позитивные утвержде­ния, поощрять положительные эмоции.

Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделить отдельную посуду, по­сле использования кипятить ее, убрать на время болезни мяг­кие игрушки, оставить только те, которые легко моются, ежедневно проводить влажную уборку и проветривать по­мещение 3-4 раза в день). Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать хронические очаги инфекции. Про­водить ребенку профилактические мероприятия вне обостре­ния заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, дози­рованные физические нагрузки, ЛФК, физиотерапию, сана­цию полости рта).

При повторяющихся ангинах рекомендовать динамиче­ское наблюдение за ребенком врачами — педиатром, кардио-ревматологом, отоларингологом, стоматологом.

ОСТРЫЙ ЛАРИНГОТРАХЕИТ

Острый ларинготрахеит— это острое воспаление сли­зистой оболочки гортани и дыхательных путей. Особенно часто встречается у детей раннего возраста на фоне ОРВИ или других инфекционных заболеваний (кори, дифтерии, коклюше и др.).

Возбудители заболевания:

  • вирусы (парагриппа, кори, рино- и аденовирусы);
  • β-гемолитический стрептококк группы А;
  • коринебактерии.

Предрасполагающие факторы развития острого ларинготрахеита:

  • анатомо-физиологические особенности гортани: узость просвета дыхательных путей, быстрое развитие отека слизистой, рыхлость клетчатки и подсвязочного аппарата гортани;
  • склонность детей раннего возраста к ларингоспазму;
  • фоновые состояния (аллергический диатез). J

Механизм развития заболевания. Вследствие острого воспаления, отека, инфильтрации голосовых связок, подсвязочного пространства и возникаю­щего за этим спазма мускулатуры, закрывается голосовая щель, развивается картина стеноза — сужения гортани (ост­рый ларингит).Воспалительный процесс может распростра­няться на трахею (острый ларинготрахеит) и бронхи. На­рушение вентиляции легких приводит к синдрому кислород­ной недостаточности. При тяжелых формах заболевания, кроме дыхательной недостаточности, появляются нарушения метаболизма и гемодинамики, которые приводят к тканевой гипоксии, гипергидратации тканей и отеку головного мозга.

Острый ларинготрахеит, протекающий при ярко выра­женных явлениях стеноза, носит еще название крупа или острого стенозирующего ларинготрахеита.

Различают 4 степени стеноза гортани:

  1. степень (компенсированный круп).
  2. степень (стридор — круп неполной компенсации).
  3. степень (декомпенсированный круп).
  4. степень (асфиксия).

Клинические признаки острого стенозирующего ларин­готрахеита: Возникает чаще ночью внезапно, характеризуется триа­дой симптомов:

  • грубым кашлем (лающим, каркающим);
  • изменением голоса (осиплостью, дисфонией);
  • шумным стенотическим дыханием (с участием вспомогательной мускулатуры).

1.При компенсированном крупе:

  • кашель сухой, навязчивый, переходящий в лающий;
  • осиплость голоса;
  • инспираторная одышка (затруднен вдох, особенно при плаче, беспокойстве и физической нагрузке).

2. При крупе неполной компенсации:

  • состояние ухудшается, выражено беспокойство ребенка, чувство страха, потливость;
  • голос осипший, кашель резко лающий;
  • дыхание стенотическое, инспираторная одышка, слышимая на расстоянии с участием вспомогательной мускулатуры (втяжение межреберных промежутков, надключичных и подключичных ямок).

3. При декомпенсированном крупе:

  • состояние ребенка тяжелое, периоды беспокойства сменяются периодами адинамии, заторможенности;
  • нарастают признаки дыхательной недостаточности: периоральный цианоз в покое, переходящий в генерализованный, при аускультации — дыхание ослаблено;
  • изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: тахикардия, снижение АД.

4. При асфиксии:

  • крайне тяжелое состояние ребенка, адинамия, заторможенность, сонливость, выраженная бледность;
  • аритмичное поверхностное или парадоксальное («рыбье») дыхание;
  • изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: АД резко снижено, брадикардия, пульс малый, едва пальпируется;
  • периодически возникают судороги.

Ребенок может погибнуть, вследствие истощения дыха­тельного и сердечно-сосудистого центра.

Основные принципы лечения острого стенозирующего ларинготрахеита. Цель: восстановление проходимости дыхательных путей.

При первой степени стеноза, возможно лечение в домашних условиях, начиная со второй — обязательная госпитализация в стационар.

  1. Режим щадящий с удлиненным сном.
  2. Оксигенотерапия с обогревом и увлажнением вдыхаемого воздуха.
  3. Введение бронходилататоров: эуфиллин, солутан, бронхолитин и др.
  4. Гормонотерапия: преднизолон или гидрокортизон (начиная со второй степени).
  5. Антибактериальная терапия (по показаниям).
  6. Ингаляции с муколитиками и бронхолитиками.
  7. Витаминотерапия.
  8. Антигистаминные препараты (при аллергических проявлениях).
  9. Физиотерапия: субэритемные дозы кварца, озокеритовые «сапожки».
Читайте также:  Сколько пьют ципролет от ангины

При стенозе третьей и четвертой степени — интубация трахеи, ИВЛ.

При остро нарастающей дыхательной недостаточности, в редких случаях, прибегают к трахеостомии.

Сестринский процесс при остром стенозирующем ларинготрахеите. Выявление настоящих и потенциальных проблем, нару­шенных потребностей больного ребенка и членов его семьи.

Возможные проблемы пациента:

  • нарушение дыхания;
  • дефицит жидкости из-за гипервентиляции легких и недостаточного потребления;
  • нарушение сна, аппетита;
  • неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания, тяжелая реакция на госпитализацию;
  • страх перед манипуляциями и др.;
  • риск возникновения тяжелых осложнений;
  • угроза для жизни.

Возможные проблемы родителей:

  • страх за ребенка;
  • дефицит знаний о заболевании и уходе;
  • психоэмоциональное напряжение;
  • неадекватная оценка состояния ребенка.

Сестринское вмешательство. Информировать родителей о причинах развития стенозирующего ларинготрахеита, клинических проявлениях, профилактике, возможном прогнозе. Убедить родителей в необходимости срочной госпитализации ребенка для ока­зания неотложной квалифицированной медицинской по­мощи и обеспечения благополучного исхода заболевания, оказать помощь в госпитализации.

Вовлекать родителей в планирование и реализацию сестринского ухода. Обучить их уходу за больным ребен­ком. Создать спокойную обстановку, по возможности обеспечить удлиненный сон, избегать громких звуков, яр­кого света.

Постоянно оценивать жизненно важные функции: ЧДД, ЧСС, АД, сознание, цвет кожных покровов и пр. Своевре­менно выполнять назначения врача и оценивать эффектив­ность проводимой терапии.

Уметь оказать неотложную помощь при развитии приступа ложного крупа:

  • срочно вызвать врача;
  • успокоить ребенка и родителей;
  • обеспечить доступ свежего воздуха или подачу увлажненного теплого кислорода;
  • применить методы отвлекающей терапии: горячие ручные и ножные ванны (начать с температуры 38°С и довести до 39,5°С) или горчичники на область передней грудной клетки (при отсутствии аллергии).

Научить родителей различным методам увлажнения воздуха в помещении (аэроионизатором, влажными про­стынями, травяными аэрозолями). Своевременно саниро­вать дыхательные пути (промывать носовые ходы физиологическим раствором, отсасывать содержимое из носа резиновым баллончиком), несколько раз в день проводить паровые ингаляции с бронхо- и муколитиками, чаще давать теплое щелочное питье (молоко пополам с Боржо­ми) и отхаркивающие настои из трав.

Заранее готовить ребенка к манипуляциям и дополнительным методам обследования (инъекциям, ингаляциям, взятию мазков из зева и носа, исследованию крови) с помощью терапевтической игры, учитывая возраст ребенка, любые процедуры проводить только тогда, когда ребенок спокоен.

Обеспечить ребенка легко усвояемой полужидкой пи­щей в соответствии с его возрастом и состоянием, давать ча­ще витаминизированное питье (отвар шиповника, сладкие фруктовые соки, разведенные водой, компоты).

Оказывать психологическую поддержку родителям и предоставлять интересующую информацию на разных стади­ях развития заболевания.

После выписки из стационара рекомендовать родителям продолжить динамическое наблюдение за ребенком врачом-педиатром. Вне обострения заболевания посоветовать родителям, проводить ребенку общеукрепляющие мероприятия: организовать длительные прогулки на свежем воздухе, продолжить комплексы массажа и дыхательной гимнастики, постепенно начать закаливающие процедуры, придерживаться гипоаллергенной диеты и пр.

Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 5043 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

Источник

Ангина (острый тонзиллит)

Классификация
Различают следующие формы ангин:
I — катаральная
II — фолликулярная
III — лакунарная
IV — фибринозная
V — герпетическая
VI — флегмонозная (интратонзиллярный абсцесс)
VII — язвенно-некротическая (гангренозная)
VIII — смешанные формы.

Клинические проявления

Резкая и сильная, иногда не резкая и умеренная, боль в горле, особенно при глотании, повышенная температура (39-40 градусов, может
доходить до 41 градуса), резкая слабость, головная боль, увеличение лимфоузлов, которые прощупываются под нижней челюстью ближе к шее (их прощупывание болезненно).

Ангина может протекать и при меньших температурах тела — от 37 до 38 градусов, но с бо́льшим поражением горла.

Наиболее часто встречаются вульгарные (обычные, банальные) ангины: катаральная, лакунарная, фолликулярная, фибринозная и флегмонозная.

Катаральная ангина

Катара́льная анги́на развивается остро, пациент предъявляет жалобы на ощущение в горле жжения, сухости, першения, а затем возникает небольшая боль при глотании.
Наблюдается клиника астено-вегетативного синдрома. 

Температура, как правило, субфебрильная. 

При осмотре миндалины гиперемированы, несколько увеличены в размерах, местами могут быть покрыты тонкой плёнкой слизисто-гнойного
экссудата. 

Язык сухой, обложен. 

Наблюдается незначительное увеличение регионарных лимфатических узлов. 

Обычно клинические проявления исчезают в течение 3-5 дней.

Фолликулярная ангина

Фолликулярная ангина дебютирует с повышения температуры тела до 38-39 °C. 

Клиника начинается с возникновения сильной боли в горле при глотании, часто иррадиирующей в ухо. 

В зависимости от выраженности интоксикации возникает головная боль, боль в пояснице, лихорадка, озноб, общая слабость.

Чаще всего, регионарные лимфатические узлы увеличены, пальпация их болезненная, в некоторых случаях наблюдается увеличение селезенки. 

У детей могут быть рвота, явления менингизма, помрачение сознания, поносы. 

Наблюдается гиперемия мягкого неба, миндалин, на поверхности которых видны многочисленные круглые, несколько возвышающиеся желтоватые или желтовато-белые
точки. Такое горло обретает вид «звездного неба»

Продолжительность заболевания 5-7 дней.

Лакунарная ангина

Лакунарная ангина протекает с симптомами аналогичным, как и фолликулярной, но более тяжело. 

При ней на фоне гиперемированной поверхности увеличенных миндалин появляются желтовато-белые налеты, которые легко снимаются шпателем.

Продолжительность заболевания 5-7 дней.

Флегмонозная ангина

Флегмонозная ангина встречается относительно редко. Ее развитие связано с гнойным расплавлением участка миндалины. Поражение как правило одностороннее. Миндалина
увеличена, гиперемирована, поверхность ее напряжена, при пальпации болезненна. При осмотре характерено вынужденное положение головы, увеличение регионарных лимфоузлов, болезненных при пальпации.
Жалобы на боли в горле при глотании, разговоре; головную боль, повышение температуры тела до 39-40◦С., симптомы общей интоксикации. При фарингоскопии: миндалина увеличена, гиперемирована,
поверхность ее напряжена, при пальпации болезненна. Характерен тризм жевательных мышц, ассиметричный зев за счет смещения язычка и миндалины в здоровую сторону. Подвижность мягкого неба
ограничена.


Язвенно-некротическая ангина

Язвенно-некротическая ангина Симановского-Венсана. Причиной этой ангины считают симбиоз веретенообразной палочки и спирохеты полости рта, которые часто обитают в
полости рта у здоровых людей. Морфологические изменения характеризуются некрозом зевной поверхности одной миндалины с образованием язвы. Больной предъявляет жалобы на ощущение неловкости и
инородного тела при глотании, гнилостный запах изо рта, повышение слюноотделения. Температура тела, как правило, не повышена. В крови умеренный лейкоцитоз. Регионарные лимфатические узлы
увеличены на стороне поражения. Продолжительность заболевания от 1 до 3 недель, иногда продолжается несколько месяцев.

Дифференциальный диагноз

Боли в горле нередко бывают при ОРВИ, особенно аденовирусного происхождения, но при этом сравнительно редко увеличиваются лимфоузлы.

Сильное воспаление миндалин и стойкое увеличение лимфоузлов является одним из основных симптомов инфекционного мононуклеоза, что можно подтвердить развёрнутым
анализом крови.

Читайте также:  Препараты при фолликулярной ангине

Источник

Ñîñòàâíûå ýëåìåíòû ëèìôîãëîòî÷íîãî êîëüöà Ïèðîãîâà-Âàëüäåéåðà. Àíàëèç îñòðûõ è õðîíè÷åñêèõ òîíçèëëèòîâ. Äèôôåðåíöèàëüíî-äèàãíîñòè÷åñêèå ïðèçíàêè ëàêóíàðíîé àíãèíû è äèôòåðèè ðîòîãëîòêè. Ðîëü ìåäèöèíñêîé ñåñòðû ïðè ëå÷åíèè ïàòîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé ãëîòêè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè óõîäå çà áîëüíûìè ñ çàáîëåâàíèÿìèãëîòêè

Ñîñòàâíûå ýëåìåíòû ëèìôîãëîòî÷íîãî êîëüöà Ïèðîãîâà — Âàëüäåéåðà: íåáíûå ìèíäàëèíû (1, 2-ÿ); ãëîòî÷íàÿ (3-ÿ); ÿçû÷íàÿ (4-ÿ); òðóáíûå (5, 6-ÿ).

Ôàðèíãîñêîïè÷åñêàÿ êàðòèíà.

1. Íåáíàÿ ìèíäàëèíà.

2. Ïåðåäíÿÿ íåáíàÿ äóæêà

3. Çàäíÿÿ íåáíàÿ äóæêà.

4. Ìÿãêîå íåáî.

5. Çàäíÿÿ ñòåíêà ãëîòêè.

6. Êîðåíü ÿçûêà.

7. Øïàòåëü.

Àíãèíà ( òîíçèëëèò)- îñòðîå âîñïàëåíèå íåáíûõ ìèíäàëèí- ÿâëÿåòñÿ îáùèì èíôåêöèîííûì çàáîëåâàíèåì ñ ÿðêî âûðàæåííûìè ìåñòíûìè èçìåíåíèÿìè ëèìôàäåíîèäíîé òêàíè ãëîòêè. Ýòèîëîãèÿ- ãåìîëèòè÷åñêèé ñòðåïòîêîêê, ñòàôèëîêîêê, àäåíîâèðóñû, ýòåðîâèðóñû..Ïîìèìî íåáíûõ ìèíäàëèí, â îñòðîå âîñïàëåíèå â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ìîãóò âîâëåêàòüñÿ è äðóãèå ñêîïëåíèÿ ëèìôîèäíîé òêàíè, â ÷àñòíîñòè ðàñïîëîæåííûå â íîñîãëîòêå, íà êîðíå ÿçûêà, â áîêîâûõ ñòåíêàõ ãëîòêè è â ãîðòàíè.

Ñðåäè îñòðûõ òîíçèëëèòîâ íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ êàòàðàëüíàÿ, ëàêóíàðíàÿ è ôîëëèêóëÿðíàÿ àíãèíû

Êëàññèôèêàöèÿ òîíçèëëèòîâ

I. ÎÑÒÐÛÅ

1. Ïåðâè÷íûå: êàòàðàëüíàÿ, ëàêóíàðíàÿ, ôîëëèêóëÿðíàÿ, ÿçâåííî-ïëåí÷àòàÿ àíãèíû.

2. Âòîðè÷íûå:

à) ïðè îñòðûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ — äèôòåðèè, ñêàðëàòèíå, òóëÿðåìèè, áðþøíîì òèôå;

á) ïðè çàáîëåâàíèÿõ ñèñòåìû êðîâè — èíôåêöèîííîì ìîíîíóêëåîçå, àãðàíóëîöèòîçå, ëåéêîçàõ.

II. ÕÐÎÍÈ×ÅÑÊÈÅ

1. Íåñïåöèôè÷åñêèå:

à) êîìïåíñèðîâàííàÿ ôîðìà;

á) äåêîìïåíñèðîâàííàÿ.

2. Ñïåöèôè÷åñêèå: ïðè èíôåêöèîííûõ ãðàíóëåìàõ — òóáåðêóëåçå, ñèôèëèñå, ñêëåðîìå.

Äëÿ êàòàðàëüíîé àíãèíû õàðàêòåðíî ïðåâàëèðîâàíèå îáùèõ ÿâëåíèé (ïîâûøåííàÿ òåìïåðàòóðà, áîëü â ãîðëå, íåäîìîãàíèå, ëåéêîöèòîç, óñêîðåííàÿ ÑÎÝ), íàä ìåñòíûìè (ãèïåðåìèÿ, èíôèëüòðàöèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè íåáíûõ ìèíäàëèí). Íåîáõîäèìî ÷åòêîå ïðåäñòàâëåíèå î äèôôåðåíöèàëüíîäèàãíîñòè÷åñêèõ ðàçëè÷èÿõ ìåæäó êàòàðàëüíîé àíãèíîé è îñòðûì ôàðèíãèòîì, ëàêóíàðíîé àíãèíîé è äèôòåðèåé çåâà, ôîëëèêóëÿðíîé àíãèíîé . òîíçèëëèò àíãèíà äèôòåðèÿ ðîòîãëîòêà

Ëàêóíàðíàÿ, ôîëëèêóëÿðíàÿ àíãèíû

Äëÿ ýòèõ ôîðì àíãèí õàðàêòåðíû: áûñòðîå íàðàñòàíèå îáùèõ ñèìïòîìîâ (òåìïåðàòóðà, ãîëîâíàÿ áîëü, ðåçêàÿ áîëü â ãîðëå, íåéòðîôèëüíûé, ëåéêîöèòîç ñî ñäâèãîì âëåâî, óñêîðåííàÿ ÑÎÝ, áåëîê â ìî÷å, íàðóøåíèÿ ñî ñòîðîíû ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû (òàõèêàðäèÿ). Ôàðèíãîñêîïè÷åñêè: ïðè ëàêóíàðíîé àíãèíå îòìå÷àåòñÿ ïîÿâëåíèå íà ãèïåðåìèðîâàííîé ñëèçèñòîé îáîëî÷êå íåáíûõ ìèíäàëèí âíà÷àëå â óñòüÿõ ëàêóí, à çàòåì ïî âñåé ìèíäàëèíå æåëòîâàòî — áåëûõ, ëåãêî ñíèìàþùèõñÿ «âàòíèêîì» íàëåòîâ, íå ðàñïðîñòðàíÿþùèõñÿ çà ïðåäåëû ìèíäàëèí.

Ëå÷åíèå. Ïðè ëå÷åíèè àíãèí îáÿçàòåëåí ïîñòåëüíûé ðåæèì. Åäèíûì ïðàâèëîì äëÿ áîëüíîãî àíãèíîé ÿâëÿåòñÿ èçîëÿöèÿ åãî îò îêðóæàþùèõ, ó÷èòûâàÿ èíôåêöèîííóþ ïðèðîäó çàáîëåâàíèÿ. Áîëüíîìó âûäåëÿþò îòäåëüíóþ ïîñóäó äëÿ ïðèåìà ïèùè, ïðîâåòðèâàþò ïîìåùåíèå è îáëó÷àþò êâàðöåâîé ëàìïîé. Íåîáõîäèìî ñîáëþäàòü ïðàâèëà ëè÷íîé ãèãèåíû (èñïîëüçîâàíèå ìàðëåâîé ìàñêè, äåçèíôåêöèÿ ðóê è ò. ä. ). Èç ýòèîòðîïíûõ ñðåäñòâ íàèáîëåå öåëåñîîáðàçíî íàçíà÷åíèå àíòèáèîòèêîâ ïåíèöèëëèíîâîãî ðÿäà. Êóðñ 5-7 äíåé. Ñðîê íåòðóäîñïîñîáíîñòè — 10 — 12 äíåé. Êðèòåðèè âûçäîðîâëåíèÿ ïðè àíãèíàõ: Íîðìàëèçàöèÿ òåìïåðàòóðû, íîðìàëèçàöèÿ ôàðèíãîñêîïè÷åñêîé êàðòèíû, îòñóòñòâèå èçìåíåíèé â îáùåì, àíàëèçå êðîâè (îáùåå êîëè÷åñòâî ëåéêîöèòîâ, ëåéêîöèòàðíàÿ ôîðìóëà, ÑÎÝ), ìî÷è, îòñóòñòâèå èçìåíåíèé íà ÝÊÃ.

Èç ìåñòíûõ îñëîæíåíèé àíãèí íàèáîëåå ÷àñòîå — ïàðàòîíçèëëèò (ïàðàòîíçèëëÿðíûé àáñöåññ), ÿâëÿþùèéñÿ ñëåäñòâèåì ðàñïðîñòðàíåíèÿ âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà íà îêîëîìèíäàëèêîâóþ êëåò÷àòêó. Ëå÷åíèå äàííîãî îñëîæíåíèÿ äîëæíî áûòü êîìïëåêñíûì: õèðóðãè÷åñêèì (âñêðûòèå àáñöåññà) è êîíñåðâàòèâíûì (ìåñòíûì è îáùèì). Îáÿçàòåëüíûì ÿâëÿåòñÿ ïîâòîðíîå ïîñåùåíèå áîëüíûìè ËÎÐ âðà÷à ïîñëå âñêðûòèÿ àáñöåññà äëÿ ðàçâåäåíèÿ êðàåâ ðàçðåçà (íà ñëåäóþùèå ñóòêè ïîñëå îïåðàöèè) ÷òî ÿâëÿåòñÿ ñðåäñòâîì ïðîôèëàêòèêè ðåöèäèâà ýòîãî îñëîæíåíèÿ è ïîñëåäóþùåé (íå ðàíåå, ÷åì ÷åðåç ìåñÿö) òîíçèëëýêòîìèè.

Äèôôåðåíöèàëüíî-äèàãíîñòè÷åñêèå ïðèçíàêè ëàêóíàðíîé àíãèíû èäèôòåðèè ðîòîãëîòêè

Êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè

Ëàêóíàðíàÿ àíãèíà

Äèôòåðèÿ çåâà

Îáùåå ñîñòîÿíèå

Ñðåäíåé òÿæåñòè

Òÿæåëîå (ïðè ðàñïðîñòðàíåííîé ôîðìå), ñ òåíäåíöèåé ê óõóäøåíèþ. Áîëüíîé àïàòè÷åí, âÿë, çåìëèñòûé îòòåíîê êîæíûõ ïîêðîâîâ

Òåìïåðàòóðà

39-40°

Îò ñóáôåáðèëüíîé äî 38-38,6°, ïîñòîÿííàÿ

Ïóëüñ

Ñîîòâåòñòâóåò òåìïåðàòóðå (ïîäúåì íà 1 ãðàäóñ — ó÷àùåíèå ïóëüñà íà 10 óäàðîâ)

 íà÷àëå áðàäèêàðäèÿ, çàòåì òàõèêàðäèÿ. Ïóëüñ àðèòìè÷íûé, ñëàáîãî íàïîëíåíèÿ

Æàëîáû

Íà ñèëüíóþ áîëü ïðè ãëîòàíèè

Áîëü ïðè ãëîòàíèè óìåðåííàÿ

Ôàðèíãîñêîïè÷åñêàÿ êàðòèíà:

Ñîñòîÿíèå ìèíäàëèí

Äâóñòîðîííÿÿ óìåðåííàÿ Ðåçêîå ïðèïóõàíèå íåáíûõ ìèíäàëèí, îòåê, âêëþ÷àÿ èíôèëüòðàöèÿ ìèíäàëèí äóæêè, ìÿãêîå íåáî, ÿçû÷îê. Ïðîöåññ ìîæåò áûòü îä
íîñòîðîííèì.

Íàëåòû

Ðàñïðîñòðàíåíû â ïðåäåëàõ ìèíäàëèí, ïîâåðõíîñòíûå, ëåãêî ñíèìàþòñÿ

Âûõîëÿò çà ïðåäåëû ìèíäàëèí, ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ íà äóæêè, ìÿãêîå íåáî, áîêîâûå è çàäíèå ñòåíêè ãëîòêè. Íàëåòû ãëóáîêèå, ñíèìàþòñÿ ñ òðóäîì (â òèïè÷íûõ ñëó÷àÿõ), îñòàâëÿÿ ýðîçèâíóþ êðîâîòî÷àùóþ ïîâåðõíîñòü

Öâåò íàëåòîâ

Æåëòûé Ñåðîáåëûé, ãðÿçíîñåðûé

Ðåãèîíàëüíûå ëèìôîóçëû

Óâåëè÷åíû, îòäåëüíûå, ëåãêî ïðîùóïûâàþòñÿ, ðåçêî áîëåçíåííûå

Çíà÷èòåëüíîå äâóñòîðîííåå ïðèïóõàíèå ïîä÷åëþñòíûõ ëèìôîóçëîâ ñ ñàìîãî íà÷àëà çàáîëåâàíèÿ. Îòåê ïîäêîæíîé êëåò÷àòêè øåè, ñãëàæåííîñòü åå êîíòóðîâ

Áàêòåðèîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå

Êîêêîâàÿ ôîðìà, îòðèöàòåëüíîå íà íàëè÷èå äèôòåðèéíûõ ïàëî÷åê

Ïîëîæèòåëüíîå (â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ) íà íàëè÷èå äèôòåðèéíûõ ïàëî÷åê Ëåôëåðà.

Ïðè òîêñè÷åñêîé äèôòåðèè ðîòîãëîòêè íàáëþäàþòñÿ ðåçêî âûðàæåííûå ïðîÿâëåíèÿ èíòîêñèêàöèè, «íîæíèöû» ìåæäó òåìïåðàòóðíîé ðåàêöèåé (â ñðåäíåì 38,0 — 38,5° Ñ) è èçìåíåíèÿìè ñî ñòîðîíû ñåðäå÷íîé äåÿòåëüíîñòè (áðàäèêàðäèÿ, à çàòåì òàõèêàðäèÿ, àðèòìèÿ, ãëóõèå òîíû).

Ôàðèíãîñêîïè÷åñêè — ãðÿçíîñåðûé òðóäíî ñíèìàåìûé «âàòíèêîì» íàëåò, ðàñïðîñòðàíÿþùèéñÿ çà ïðåäåëû ìèíäàëèí íà áîêîâûå ñòåíêè ãëîòêè, ìÿãêîå íåáî, ÿçû÷îê.

Ïðè ïðîâåäåíèè äèôôåðåíöèàëüíîé äèàãíîñòèêè ïîä÷åðêèâàåòñÿ íåîáõîäèìîñòü îáÿçàòåëüíîé ñðî÷íîé ãîñïèòàëèçàöèè â èíôåêöèîííîå îòäåëåíèå áîëüíûõ ñ ïîäîçðåíèåì íà äèôòåðèþ, ïîäà÷à ýêñòðåííîãî èçâåùåíèÿ â Ãîññàíýïèäíàäçîð, ñîáëþäåíèå ýïèäåìèîëîãè÷åñêîãî ðåæèìà, ââåäåíèå ïðîòèâîäèôòåðèéíîé ñûâîðîòêè ïî ìåòîäó Áåçðåäêè.

Õðîíè÷åñêèé òîíçèëëèò íîñèò èíôåêöèîííîàëëåðãè÷åñêèé õàðàêòåð.

Ìåñòíûå ïðèçíàêè:

à) ãèïåðåìèÿ è âàëèêîîáðàçíîå óòîëùåíèå êðàåâ ïåðåäíèõ íåáíûõ äóæåê;

á) ðóáöîâûå ñïàéêè ìåæäó ïåðåäíèìè íåáíûìè äóæêàìè è ìèíäàëèíàìè;

â) ðàçðûõëåííûå è ðóáöîâî-èçìåíåííûå íåáíûå ìèíäàëèíû;

ã) êàçåîçíûé äåòðèò èëè ãíîéíîêàçåîçíûå ïðîáêè â ëàêóíàõ ìèíäàëèí;

ä) óâåëè÷åííûå, áîëåçíåííûå ëèìôàòè÷åñêèå óçëû ïîçàäè óãëà íèæíåé ÷åëþñòè è ïî ïåðåäíåìó êðàþ âåðõíåé òðåòè ãðóäèííîêëþ÷è÷íîñîñöåâèäíûõ ìûøö (ðåãèîíàëüíûé ëèìôàäåíèò).

Ðàçëè÷àþò êîìïåíñèðîâàííóþ è äåêîìïåíñèðîâàííóþ ôîðìû õðîíè÷åñêîãî òîíçèëëèòà.

Ïðè ïåðâîé ôîðìå èìåþòñÿ òîëüêî ìåñòíûå ïðèçíàêè âîñïàëåíèÿ íåáíûõ ìèíäàëèí, áàðüåðíàÿ ôóíêöèÿ êîòîðûõ è ðåàêòèâíîñòü îðãàíèçìà óðàâíîâåøèâàþò ñîñòîÿíèå ìåñòíîãî âîñïàëåíèÿ, ïîýòîìó îáùåé ðåàêöèè íå âîçíèêàåò.

Ïðè âòîðîé ôîðìå, ïîìèìî ìåñòíûõ ïðèçíàêîâ èìåþò ìåñòî ðàçëè÷íûå ïðîÿâëåíèÿ äåêîìïåíñàöèè â âèäå ðåöèäèâèðóþùèõ àíãèí, ïàðàòîíçèëëÿðíûõ àáñöåññîâ, ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèé îòäåëüíûõ îðãàíîâ è ñèñòåì.

Çàáîëåâàíèÿ, ñâÿçàííûå ñ õðîíè÷åñêèì òîíçèëëèòîì, ìíîãîîáðàçíû. Ýòî êîëàãåíîâûå áîëåçíè (ðåâìàòèçì, ñèñòåìíàÿ êðàñíàÿ âîë÷àíêà, ñêëåðîäåðìèÿ è äð. ), ðÿä çàáîëåâàíèé êîæè (ïñîðèàç, ýêçåìà), òèðåîòîêñèêîç è ò. ä.

Õðîíè÷åñêèé òîíçèëëèò íåðåäêî ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé ñóáôåáðèëüíîé òåìïåðàòóðû, îòÿãîùàåò òå÷åíèå âåãåòîñîñóäèñòîé äèñòîíèè, âåñòèáóëÿðíîé äèñôóíêöèè.  ìåõàíèçìå òîíçèëëîãåííûõ ïîðàæåíèé ñåðäöà îïðåäåëåííîå çíà÷åíèå èìåþò íåðâíîðåôëåêòîðíûé êîìïîíåíò, èíôåêöèîííî-òîêñè÷åñêèé è àëëåðãè÷åñêèé ôàêòîðû.

Âèäû êîíñåðâàòèâíîãî ëå÷åíèÿ õðîíè÷åñêîãî òîíçèëëèòà:

1. Ñàíàöèÿ íåáíûõ ìèíäàëèí è ðåãèîíàëüíûõ ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ (ïðîìûâàíèå ëàêóí àíòèñåïòè÷åñêèìè ðàñòâîðàìè, ââåäåíèå â ëàêóíû ëåêàðñòâåííûõ ïàñò, óëüòðàôèîëåòîâîå îáëó÷åíèå, ôîíîôîðåç, ÓÂ×, ÑÂ×, ãðÿçåëå÷åíèå è äð. ).

Читайте также:  Как правильно дышать над картошкой при ангине

2. Ãèïîñåíñèáèëèçèðóþùèå ñðåäñòâà (ïðåïàðàòû êàëüöèÿ, àñêîðáèíîâàÿ êèñëîòà, àíòèãèñòàìèííûå ïðåïàðàòû, ìàëûå äîçû àëëåðãåíîâ è äð. ).

3. Ñðåäñòâà, íàïðàâëåííûå íà ïîâûøåíèå åñòåñòâåííîé ðåçèñòåíòíîñòè îðãàíèçìà (ðåæèì äíÿ, ðàöèîíàëüíîå ïèòàíèå, âèòàìèíû, ñàíàòîðíî-êóðîðòíîå ëå÷åíèå è äð.).

Êóðñû êîíñåðâàòèâíîé òåðàïèè õðîíè÷åñêîãî òîíçèëëèòà ïðîâîäÿò äâà ðàçà â ãîä, ëó÷øå âåñíîé è îñåíüþ, â òå÷åíèå 2-3 ëåò. Ýôôåêòèâíîñòü ëå÷åíèÿ — 70-85%.

Òîíçèëëýêòîìèÿ — ïîëíîå óäàëåíèå íåáíûõ ìèíäàëèí — ïîêàçàíà ïðè äåêîìïåíñàöèè õðîíè÷åñêîãî òîíçèëëèòà â âèäå ðåöèäèâèðóþùèõ àíãèí [ïðè íåýôôåêòèâíîñòè ïîëíîöåííîãî êîíñåðâàòèâíîãî ëå÷åíèÿ), ïðè ðåöèäèâàõ ïàðàòîíçèëëÿðíûõ àáñöåññîâ, âûðàæåííîé òîíçèëëîãåííîé èíòîêñèêàöèè, çàáîëåâàíèè îòäàëåííûõ îðãàíîâ è ñèñòåì.

Äèñïàíñåðíûé ó÷åò áîëüíûõ õðîíè÷åñêèì òîíçèëëèòîì ó îòîðèíîëàðèíãîëîãà — íàèáîëåå ýôôåêòèâíûé ìåòîä àêòèâíîãî âûÿâëåíèÿ è ëå÷åíèÿ ýòîãî çàáîëåâàíèÿ. Áîëüíûå îñìàòðèâàþòñÿ 1 ðàç â 3 ìåñÿöà. Åñëè íå îòìå÷àåòñÿ îáîñòðåíèé, êîëè÷åñòâî îñìîòðîâ ñîêðàùàåòñÿ äî 2 ðàç â ãîä. Åñëè êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå îêàçàëîñü ýôôåêòèâíûì, ðåöèäèâîâ àíãèí íåò, ïàöèåíòà ñ äèñïàíñåðíîãî ó÷åòà ñíèìàþò ÷åðåç òðè ãîäà ïîñëå ïîñëåäíåãî êóðñà. Ëèö, ïåðåíåñøèõ òîíçèëëýêòîìèþ, ñíèìàþò ñ ó÷åòà ÷åðåç 6 ìåñÿöåâ.

Ïðè àäåíîèäàõ ( ãèïåðïëàçèÿ ãëîòî÷íîé ìèíäàëèíû), ïîìèìî çàòðóäíåíèÿ íîñîâîãî äûõàíèÿ, èìååò ìåñòî íàðóøåíèå ðîñòà ñêåëåòà ëèöà, ìîãóò íàáëþäàòüñÿ ðàññòðîéñòâî ñíà, ðàññåÿííîñòü è çàáûâ÷èâîñòü, ãîëîâíàÿ áîëü è ãîëîâîêðóæåíèå, íî÷íîå íåäåðæàíèå ìî÷è (ó 15% áîëüíûõ àäåíîèäàìè), ëàðèíãîñïàçì è ò. ä.

«Àäåíîèäíûé» òèï ëèöà — ëèöî âûòÿíóòî, âåðõíÿÿ ÷åëþñòü êëèíîîáðàçíàÿ, «ãîòè÷åñêîå íåáî», ðîò ïîëóîòêðûò, âåðõíèå çóáû ðàñïîëîæåíû áåñïîðÿäî÷íî, íàðóøåíèå ïðèêóñà ,ðåçöû çíà÷èòåëüíî âûñòóïàþò âïåðåä. Äëèòåëüíîå ðîòîâîå äûõàíèå âåäåò ê íàðóøåíèþ ôîðìèðîâàíèÿ ãðóäíîé êëåòêè — «êóðèíàÿ ãðóäü». Îêîí÷àòåëüíûé äèàãíîç ñòàâèòñÿ ïîñëå çàäíåé ðèíîñêîïèè èëè ïàëüöåâîãî èññëåäîâàíèÿ íîñîãëîòêè. Ëå÷åíèå, êàê ïðàâèëî, õèðóðãè÷åñêîå — àäåíîòîìèÿ.

Îñòðûé ôàðèíãèò — âîñïàëåíèå ñëèçèñòîé ãëîòêè, äëÿ êîòîðîãî õàðàêòåðíû ïðåèìóùåñòâåííî ìåñòíûå èçìåíåíèÿ (ñóõîñòü â ãîðëå, ïåðøåíèå, äèôôóçíàÿ ãèïåðåìèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ãëîòêè, ïðåèìóùåñòâåííî åå çàäíåé ñòåíêè), îòñóòñòâèå íàðóøåíèé îáùåãî ñàìî÷óâñòâèÿ.

Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà êàòàðàëüíîé àíãèíû è îñòðîãîôàðèíãèòà

Êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè

Êàòàðàëüíàÿ àíãèíà

Îñòðûé ôàðèíãèò

Òåìïåðàòóðà òåëà

Îáû÷íî íåçíà÷èòåëüíî ïîâûøåíà

Íîðìàëüíàÿ

Ñóáúåêòèâíûå îùóùåíèÿ

Áîëü ïðè ãëîòàíèè

Ïåðøåíèå, ùåêîòàíèå, ñóõîñòü â ãîðëå

Ôàðèíãîñêîïèÿ

Ãèïåðåìèÿ è èíôèëüòðàöèÿ íåáíûõ ìèíäàëèí

Ãèïåðåìèÿ ìèíäàëèí, ìÿãêîãî íåáà, çàäíåé ñòåíêè ãëîòêè

Ðåàêöèÿ ñî ñòîðîíû ëèìôîóçëîâ

Íåáîëüøàÿ ïðèïóõëîñòü, áîëåçíåííîñòü

Îòñóòñòâóþò

Ñîïóòñòâóþùèå ÿâëåíèÿ

Îòñóòñòâóþò

Õðèïîòà

Äîïîëíèòåëüíî

Èçìåíåíèÿ ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè

Óìåðåííûé ëåéêîöèòîç, óñêîðåííàÿ ÑÎÝ

Áåç èçìåíåíèé

Õðîíè÷åñêèé ôàðèíãèò. Ñðåäè ìíîãî÷èñëåííûõ ïðè÷èí õðîíè÷åñêèõ ôàðèíãèòîâ ñóùåñòâåííîå ìåñòî çàíèìàþò ïðîôåññèîíàëüíûå âðåäíîñòè è ýêîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû. Êëèíè÷åñêèå ôîðìû õðîíè÷åñêîãî ôàðèíãèòà: êàòàðàëüíûé, ãèïåðòðîôè÷åñêèé, àòðîôè÷åñêèé.

Ïðèíöû ëå÷åíèÿ õðîíè÷åñêîãî ôàðèíãèòà: ùàäÿùàÿ äèåòà, óñòðàíåíèå ïðè÷èíû, ìåñòíûå ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûå ñðåäñòâà, êðèîòåðàïèÿ.

Ëå÷åíèå ìíîãèõ ïàòîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé ãëîòêè ïðåäïîëàãàåò àêòèâíóþ ðîëü ìåäèöèíñêîé ñåñòðû.

Äëÿ ëå÷åíèÿ ìíîãèõ çàáîëåâàíèé ãëîòêè èñïîëüçóþò ëåêàðñòâåííûå âåùåñòâà â âèäå ïîëîñêàíèé, èíãàëÿöèé, ïðîìûâàíèå ëàêóí íåáíûõ ìèíäàëèí. Ìåäñåñòðà ãîòîâèò ðàñòâîð ëåêàðñòâåííîãî âåùåñòâà íà îäíó ïðîöåäóðó. Ðåöåïòóðó ðàñòâîðîâ äëÿ ïîëîñêàíèÿ è ñõåìó ïðèìåíåíèÿ îïðåäåëÿåò âðà÷.

 îáÿçàííîñòè ìåäñåñòðû âõîäèò íàó÷èòü áîëüíîãî ïðàâèëüíîìó ïîëîñêàíèþ ãîðëà. Ðàñòâîð äîëæåí èìåòü òåìïåðàòóðó 40 — 42° Ñ îáúåìîì 200 — 250 ìë íà îäíó ïðîöåäóðó. Ëåêàðñòâî íàáèðàþò â ðîò â íåáîëüøîì êîëè÷åñòâå, íå ãëîòàÿ, çàïðîêèäûâàþò ãîëîâó íàçàä, ïîëîùóò è âûïë¸âûâàþò.  òå÷åíèå äíÿ ïîëîñêàíèå ïîâòîðÿþò 3-5 ðàç, îáÿçàòåëüíî ïîñëå ïðèåìà ïèùè.

Èíãàëÿöèè ïðîâîäèò ìåäñåñòðà â ñïåöèàëüíî îáîðóäîâàííîì êàáèíåòå èëè ñ ïîìîùüþ ïîðòàòèâíîãî èíãàëÿòîðà.

Ìåäñåñòðà, âûïîëíÿþùàÿ ñìàçûâàíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ãëîòêè, íàïðèìåð, ðàñòâîðîì Ëþãîëÿ, èñïîëüçóåò âàòíûé òàìïîí, ñîáëþäàÿ âñå òðåáîâàíèÿ àñåïòèêè. Îíà äîëæíà óìåòü ïðèãîòîâèòü ñîãðåâàþùèé êîìïðåññ íà øåþ.

Ìåäñåñòðà íåïîñðåäñòâåííî ïðèíèìàåò ó÷àñòèå â ïîäãîòîâêå è ïðîâåäåíèè îïåðàöèè, ÷àùå âñåãî àäåíîòîìèè èëè òîíçèëëýêòîìèè. Îíà ãîòîâèò è îáðàáàòûâàåò îïåðàöèîííûé èíñòðóìåíòàðèé è ìàòåðèàë, ó÷àñòâóåò â îïåðàöèè, ôèêñèðóÿ ðåáåíêà, Íóæíî ïîìíèòü, ÷òî íàèáîëåå ÷àñòûì è îïàñíûì îñëîæíåíèåì òàêèõ îïåðàöèé ÿâëÿåòñÿ ðàíåå ïîñëåîïåðàöèîííîå êðîâîòå÷åíèå. Ïîýòîìó áîëüíîìó ïîñëå âìåøàòåëüñòâà çàïðåùàåòñÿ ãëîòàòü, îí äîëæåí ñïëåâûâàòü ñëþíó â ñïåöèàëüíî ïðèãîòîâëåííóþ ïðîñòûíþ. Ïîä íàáëþäåíèåì ìåäïåðñîíàëà ïîñëå îïåðàöèè (åñëè îíà ñäåëàíà â àìáóëàòîðíûõ óñëîâèÿõ), áîëüíîé íàõîäèòñÿ â òå÷åíèå 1,5-2 ÷àñîâ. Ïðè ïîÿâëåíèè â ñëþíå êðîâè ìåäñåñòðà îáÿçàíà ñðî÷íî ñîîáùèòü âðà÷ó è ïîäãîòîâèòüñÿ ê îñòàíîâêå êðîâîòå÷åíèÿ. Ïðèãîòîâèòü èíñòðóìåíòàðèé, ââåñòè ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à íåîáõîäèìûå ëåêàðñòâåííûå âåùåñòâà è äð.

1. Ïðèãîòîâëåíèå ãëîòî÷íîãî âàòîäåðæàòåëÿ

Äëÿ ñìàçûâàíèÿ ãëîòêè ïîëüçóþòñÿ äëèííûì òîíêèì çîíäîì ñ âèíòîâîé íàðåçêîé íà êîíöå. Íàìàòûâàòü âàòó íà çîíä íóæíî òóãî, îñòðûé êîíåö åãî ñëåäóåò õîðîøî ïðèêðûâàòü âàòîé, ÷òîáû íå íàíåñòè òðàâìó ñòåíêå ãëîòêè. Èñïîëüçóþò ñòåðèëüíóþ âàòó

Ãëîòî÷íûé âàòîäåðæàòåëü.

2. Âçÿòèå ìàçêà èç ãëîòêè

Ìàçîê áåðåòñÿ äëÿ âûÿâëåíèÿ ïàòîãåííîé ôëîðû. Áîëüíîé îòêðûâàåò ðîò, ÿçûê îòäàâëèâàþò øïàòåëåì (êàê ïðè ôàðèíãîñêîïèè), ñòåðèëüíîé ïàëî÷êîé ñ âàòîé áåðåòñÿ ìàçîê ñî ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. «Âàòíèê» ïîìåùàåòñÿ â ñòåðèëüíóþ ïðîáèðêó, êîòîðàÿ íàïðàâëÿåòñÿ â ëàáîðàòîðèþ.

3. Ñìàçûâàíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ãëîòêè

Ñìàçûâàíèå ïðèìåíÿþò äëÿ ìåñòíîãî ëå÷åíèÿ õðîíè÷åñêîãî ôàðèíãèòà è òîíçèëëèòà. Èñïîëüçóåòñÿ ãëîòî÷íûé âàòîäåðæàòåëü, èçîãíóâ ïîä óãëîì. Ïîñëå ôàðèíãîñêîïèè «âàòíèêîì», ñìî÷åííûì â ëåêàðñòâåííîì âåùåñòâå. îäíîâðåìåííî ñìàçûâàþò íåáíûå ìèíäàëèíû, çàäíþþ ñòåíêó ãëîòêè, èíîãäà íîñî- è ãîðòàíîãëîòêó. Ïðè ñìàçûâàíèè íåáíûõ ìèíäàëèí (ïðè õðîíè÷åñêîì òîíçèëëèòå) èñïîëüçóþò ëþãîëåâñêèé ðàñòâîð, 5% éîäíóþ íàñòîéêó, 0,25% ðàñòâîð ôîðìàëèíà è äð.  ñëó÷àå âûðàæåííîãî ðâîòíîãî ðåôëåêñà ïåðåä âûøå óêàçàííîé ïðîöåäóðîé ïðîèçâîäèòñÿ ïîâåðõíîñòíàÿ àíåñòåçèÿ ðàñòâîðîì ëèäîêàèíà è äð.

Ìåòîäèêà ñìàçûâàíèÿ ëåêàðñòâåííûìè âåùåñòâàìè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ãëîòêè.

4. Ïðîìûâàíèå ëàêóí íåáíûõ ìèíäàëèí

Äëÿ ïðîìûâàíèÿ ëàêóí ìèíäàëèí ìîæíî èñïîëüçîâàòü ðàñòâîðû àíòèáèîòèêîâ, àíòèñåïòè÷åñêèå ðàñòâîðû (2-3% âîäíûé ðàñòâîð áîðíîé êèñëîòû, ðàñòâîð ôóðàöèëèíà 1:5000, ðàñòâîð ìàðãàíöåâîêèñëîãî êàëèÿ è äð. ). Èñïîëüçóþòñÿ øïðèöû ðàçëè÷íîé åìêîñòè (20,0-100,0). Ñ ïîìîùüþ ðåçèíîâîé òðóáêè øïðèö ñîåäèíÿþò ñ ìåòàëëè÷åñêîé êàíþëåé ñ çàãíóòûì çàêðóãëåííûì êîíöîì.

Êàíþëÿ ïîä êîíòðîëåì çðåíèÿ ââîäèòñÿ ïîî÷åðåäíî âî âñå îáîçðèìûå ëàêóíû, è îíè ïðîìûâàþòñÿ æèäêîñòüþ ïîä íåáîëüøèì äàâëåíèåì . Ïðîìûâàíèå ëàêóí ïðîèçâîäèòñÿ åæåäíåâíî èëè ÷åðåç äåíü, ïðîäîëæèòåëüíîñòü êóðñà — 10 ïðîìûâàíèé.  ãîä ïîâòîðÿåòñÿ 2-3 êóðñà.

Ïðîìûâàíèå ëàêóí íåáíûõ ìèíäàëèí ïðè ïîìîùè ãîðòàííîãî øïðèöà.

5. Íàëîæåíèå ñîãðåâàþùåãî êîìïðåññà

Íà ïåðåäíþþ ïîâåðõíîñòü øåè, íà ïîä÷åëþñòíóþ îáëàñòü óêëàäûâàþò ñëîæåííóþ â íåñêîëüêî ñëîåâ ìàðëþ, ñìî÷åííóþ â òåïëîì (+36°Ñ) ïîëóñïèðòîâîì ðàñòâîðå. Ìàðëþ çàêðûâàþò âîùåíîé áóìàãîé èëè öåëëîôàíîì (ðàçìåðû äîëæíû áûòü íåñêîëüêî áîëüøå ÷åì ìàðëÿ, ÷òîáû ïðèêðûòü åå ñ èçáûòêîì). Ñâåðõó êëàäóò âàòó èëè ôëàíåëü, ñëîæåííóþ â íåñêîëüêî ñëîåâ, è âñå ýòî çàêðåïëÿþò áèíòîì. Êîìïðåññ íàêëàäûâàåòñÿ íà 6 — 8 ÷àñîâ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник