Нарушенные потребности при ангине
Категории:
Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности пациента и его родителей.
Возможные проблемы пациента:
- нарушение аппетита;
- нарушение глотания из-за болей в горле;
- дефицит жидкости в связи с лихорадкой;
- нарушение формулы сна:
- высокий риск развития осложнений;
- неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;
- страх перед манипуляциями и др.
Возможные проблемы родителей:
- дефицит знаний о заболевании и уходе;
- недостаточное внимание к ребенку;
- дефекты в организации режима, рационального вскармливания, ухода в связи с отсутствием навыков;
- гиперопека;
- неадекватная оценка состояния ребенка.
Сестринское вмешательство. Информировать родителей о причинах развития, особенностях течения ангины, принципах лечения, возможных осложнениях.
Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить ребенку комфортное положение в постели, спокойные игры, разнообразить его досуг.
Вовлечь ребенка (если позволяет возраст) и родителей в процесс ухода и лечения, помочь осознать необходимость проведения тех или иных процедур. Контролировать проведение медикаментозной терапии, объяснить ребенку и родителям, что курс антибактериальной терапии должен быть не менее 7 дней (для предотвращения развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных осложнений). Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева: настой из шалфея — 1 ст. ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 20 минут, процедить, полоскать зев до 4-х раз в сутки; настой из тысячелистника — 2 ст. ложки заварить 1 стаканом кипятка, настоять 60 минут, процедить, полоскать 4 раза в сутки; настой из календулы — 1 чайную ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать до 6-ти раз в сутки.
Обучить родителей технике постановки согревающего компресса на шейно-подчелюстную область: вымыть руки, подготовить марлевую салфетку из 8 слоев, компрессную бумагу, вату (каждый последующий слой должен быть больше предыдущего на 2 см), смочить салфетку 45% теплым раствором этилового спирта, отжать, последовательно все слои приложить на шейно-подчелюстную область, зафиксировать повязкой (для более плотного прилегания к поверхности кожи), через 1,5-2 часа проверить степень влажности компресса, надежность фиксации и оставить его еще на. 4-6. часов.
Рекомендовать легко усвояемую полужидкую пищу, исключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда. Увеличить объем вводимой жидкости до 1-1,5 литров в виде витаминизированных напитков: чай с лимоном, разбавленные некислые соки, отвар шиповника (3 столовых ложки ягод залить 2 стаканами кипятка, выдержать 10-15 минут в закрытой посуде на медленном огне, настоять, процедить, употреблять по 1/3 стакана 3-4 раза в день). После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.
Подготовить заблаговременно ребенка к дополнительным методам обследования с помощью терапевтической игры (клиническому анализу крови, взятию мазков из зева и носа, ЭКГ и др.), убедить в необходимости их проведения, объяснить на понятном ребенку языке, что и зачем нужно делать, можно показать последовательность манипуляций, используя, например, куклу. Поддерживать ребенка во время болезни и лечения, используя только позитивные утверждения, поощрять положительные эмоции.
Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделить отдельную посуду, после использования кипятить ее, убрать на время болезни мягкие игрушки, оставить только те, которые легко моются, ежедневно проводить влажную уборку и проветривать помещение 3-4 раза в день). Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать хронические очаги инфекции. Проводить ребенку профилактические мероприятия вне обострения заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, дозированные физические нагрузки, ЛФК, физиотерапию, санацию полости рта).
При повторяющихся ангинах рекомендовать динамическое наблюдение за ребенком врачами — педиатром, кардио-ревматологом, отоларингологом, стоматологом.
ОСТРЫЙ ЛАРИНГОТРАХЕИТ
Острый ларинготрахеит— это острое воспаление слизистой оболочки гортани и дыхательных путей. Особенно часто встречается у детей раннего возраста на фоне ОРВИ или других инфекционных заболеваний (кори, дифтерии, коклюше и др.).
Возбудители заболевания:
- вирусы (парагриппа, кори, рино- и аденовирусы);
- β-гемолитический стрептококк группы А;
- коринебактерии.
Предрасполагающие факторы развития острого ларинготрахеита:
- анатомо-физиологические особенности гортани: узость просвета дыхательных путей, быстрое развитие отека слизистой, рыхлость клетчатки и подсвязочного аппарата гортани;
- склонность детей раннего возраста к ларингоспазму;
- фоновые состояния (аллергический диатез). J
Механизм развития заболевания. Вследствие острого воспаления, отека, инфильтрации голосовых связок, подсвязочного пространства и возникающего за этим спазма мускулатуры, закрывается голосовая щель, развивается картина стеноза — сужения гортани (острый ларингит).Воспалительный процесс может распространяться на трахею (острый ларинготрахеит) и бронхи. Нарушение вентиляции легких приводит к синдрому кислородной недостаточности. При тяжелых формах заболевания, кроме дыхательной недостаточности, появляются нарушения метаболизма и гемодинамики, которые приводят к тканевой гипоксии, гипергидратации тканей и отеку головного мозга.
Острый ларинготрахеит, протекающий при ярко выраженных явлениях стеноза, носит еще название крупа или острого стенозирующего ларинготрахеита.
Различают 4 степени стеноза гортани:
- степень (компенсированный круп).
- степень (стридор — круп неполной компенсации).
- степень (декомпенсированный круп).
- степень (асфиксия).
Клинические признаки острого стенозирующего ларинготрахеита: Возникает чаще ночью внезапно, характеризуется триадой симптомов:
- грубым кашлем (лающим, каркающим);
- изменением голоса (осиплостью, дисфонией);
- шумным стенотическим дыханием (с участием вспомогательной мускулатуры).
1.При компенсированном крупе:
- кашель сухой, навязчивый, переходящий в лающий;
- осиплость голоса;
- инспираторная одышка (затруднен вдох, особенно при плаче, беспокойстве и физической нагрузке).
2. При крупе неполной компенсации:
- состояние ухудшается, выражено беспокойство ребенка, чувство страха, потливость;
- голос осипший, кашель резко лающий;
- дыхание стенотическое, инспираторная одышка, слышимая на расстоянии с участием вспомогательной мускулатуры (втяжение межреберных промежутков, надключичных и подключичных ямок).
3. При декомпенсированном крупе:
- состояние ребенка тяжелое, периоды беспокойства сменяются периодами адинамии, заторможенности;
- нарастают признаки дыхательной недостаточности: периоральный цианоз в покое, переходящий в генерализованный, при аускультации — дыхание ослаблено;
- изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: тахикардия, снижение АД.
4. При асфиксии:
- крайне тяжелое состояние ребенка, адинамия, заторможенность, сонливость, выраженная бледность;
- аритмичное поверхностное или парадоксальное («рыбье») дыхание;
- изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: АД резко снижено, брадикардия, пульс малый, едва пальпируется;
- периодически возникают судороги.
Ребенок может погибнуть, вследствие истощения дыхательного и сердечно-сосудистого центра.
Основные принципы лечения острого стенозирующего ларинготрахеита. Цель: восстановление проходимости дыхательных путей.
При первой степени стеноза, возможно лечение в домашних условиях, начиная со второй — обязательная госпитализация в стационар.
- Режим щадящий с удлиненным сном.
- Оксигенотерапия с обогревом и увлажнением вдыхаемого воздуха.
- Введение бронходилататоров: эуфиллин, солутан, бронхолитин и др.
- Гормонотерапия: преднизолон или гидрокортизон (начиная со второй степени).
- Антибактериальная терапия (по показаниям).
- Ингаляции с муколитиками и бронхолитиками.
- Витаминотерапия.
- Антигистаминные препараты (при аллергических проявлениях).
- Физиотерапия: субэритемные дозы кварца, озокеритовые «сапожки».
При стенозе третьей и четвертой степени — интубация трахеи, ИВЛ.
При остро нарастающей дыхательной недостаточности, в редких случаях, прибегают к трахеостомии.
Сестринский процесс при остром стенозирующем ларинготрахеите. Выявление настоящих и потенциальных проблем, нарушенных потребностей больного ребенка и членов его семьи.
Возможные проблемы пациента:
- нарушение дыхания;
- дефицит жидкости из-за гипервентиляции легких и недостаточного потребления;
- нарушение сна, аппетита;
- неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания, тяжелая реакция на госпитализацию;
- страх перед манипуляциями и др.;
- риск возникновения тяжелых осложнений;
- угроза для жизни.
Возможные проблемы родителей:
- страх за ребенка;
- дефицит знаний о заболевании и уходе;
- психоэмоциональное напряжение;
- неадекватная оценка состояния ребенка.
Сестринское вмешательство. Информировать родителей о причинах развития стенозирующего ларинготрахеита, клинических проявлениях, профилактике, возможном прогнозе. Убедить родителей в необходимости срочной госпитализации ребенка для оказания неотложной квалифицированной медицинской помощи и обеспечения благополучного исхода заболевания, оказать помощь в госпитализации.
Вовлекать родителей в планирование и реализацию сестринского ухода. Обучить их уходу за больным ребенком. Создать спокойную обстановку, по возможности обеспечить удлиненный сон, избегать громких звуков, яркого света.
Постоянно оценивать жизненно важные функции: ЧДД, ЧСС, АД, сознание, цвет кожных покровов и пр. Своевременно выполнять назначения врача и оценивать эффективность проводимой терапии.
Уметь оказать неотложную помощь при развитии приступа ложного крупа:
- срочно вызвать врача;
- успокоить ребенка и родителей;
- обеспечить доступ свежего воздуха или подачу увлажненного теплого кислорода;
- применить методы отвлекающей терапии: горячие ручные и ножные ванны (начать с температуры 38°С и довести до 39,5°С) или горчичники на область передней грудной клетки (при отсутствии аллергии).
Научить родителей различным методам увлажнения воздуха в помещении (аэроионизатором, влажными простынями, травяными аэрозолями). Своевременно санировать дыхательные пути (промывать носовые ходы физиологическим раствором, отсасывать содержимое из носа резиновым баллончиком), несколько раз в день проводить паровые ингаляции с бронхо- и муколитиками, чаще давать теплое щелочное питье (молоко пополам с Боржоми) и отхаркивающие настои из трав.
Заранее готовить ребенка к манипуляциям и дополнительным методам обследования (инъекциям, ингаляциям, взятию мазков из зева и носа, исследованию крови) с помощью терапевтической игры, учитывая возраст ребенка, любые процедуры проводить только тогда, когда ребенок спокоен.
Обеспечить ребенка легко усвояемой полужидкой пищей в соответствии с его возрастом и состоянием, давать чаще витаминизированное питье (отвар шиповника, сладкие фруктовые соки, разведенные водой, компоты).
Оказывать психологическую поддержку родителям и предоставлять интересующую информацию на разных стадиях развития заболевания.
После выписки из стационара рекомендовать родителям продолжить динамическое наблюдение за ребенком врачом-педиатром. Вне обострения заболевания посоветовать родителям, проводить ребенку общеукрепляющие мероприятия: организовать длительные прогулки на свежем воздухе, продолжить комплексы массажа и дыхательной гимнастики, постепенно начать закаливающие процедуры, придерживаться гипоаллергенной диеты и пр.
Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 5312 | Нарушение авторских прав
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
Источник
Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента, оказывать психологическую поддержку ему и его родителям.
Возможные проблемы ребенка:
• нарушение аппетита;
• нарушение глотания из-за болей в горле;
• дефицит жидкости в связи с лихорадкой;
• нарушение формулы сна;
• страх перед манипуляциями;
• неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;
• высокий риск развития осложнений и др.
Возможные проблемы родителей:
• дефицит знаний о заболевании и уходе;
• недостаточное внимание к ребенку;
• дефекты в организации режима, рационального вскармливания, ухода в связи с отсутствием навыков;
• гиперопека;
• неадекватная оценка состояния ребенка.
Сестринское вмешательство
Информировать родителей о причинах развития, особенностях течения ангины, принципах лечения, профилактике возможных осложнений.
Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить ребенку комфортное положение в постели, спокойные игры, разнообразить его досуг.
Вовлечь ребенка (если позволяет возраст) и родителей в процесс лечения и ухода, помочь осознать необходимость проведения назначенного лечения и процедур (полосканий, орошений и др.).
Обучить родителей оказывать первую помощь при гипертермии:
• срочно вызвать врача;
• успокоить ребенка;
• убрать теплое одеяло, укрыть ребенка простыней;
• подвесить над головой пузырь со льдом или положить холод в местах проекции крупных
магистральных сосудов: область печени, верхняя треть бедра (при гипертермии с расширением периферических сосудов, покраснением кожiьих покровов для увеличения теплоотдачи);
• растереть кожу спиртом, разведенным водой (1:1) или раствором 6% уксуса — 1 ст.л. на 1 стакан воды (при гипертермии со спазмом периферических сосудов и резко выраженной бледностью кожных покровов);
• обеспечить ребенка частым, дробным питьем (на каждый градус повышения температуры дополнительно ввести жидкость из расчета 10 мл на 1 кг массы тела);
• создать температуру в помещении в пределах 1 8—20°С;
• выполнить назначения врача: дать панадол или парацетамол (угнетают центральный синтез простагландинов, регулирующих процесс терморегуляции) в виде сиропа или развести «шипучий» порошок в стакане теплой кипяченой воды (в разовой дозе 10—15 мг/кг), маленьким детям предпочтительнее ввести в свечах.
Контролировать проведение медикаментозной терапии, объяснить родителям и ребенку, если позволяет возраст, что курс антибактериальной терапии не должен прерываться и быть менее 7 дней (для предотвращения развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных осложнений).
Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева: настой шалфея, эвкалипта — 1 ст. ложку сбора заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать зев до 4-х раз в сутки; настой тысячелистника — 2 ст. ложки сбора заварить 1 стаканом кипятка, настоять 60 минут, процедить, полоскать 4 раза в сутки; настой календулы — 1 чайную ложку сбора заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать до 6-ти раз в сутки.
Рекомендовать в остром периоде заболевания легко усвояемую полужидкую витаминизированную диету. Исключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда.
После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко для нормализации кишечной флоры.
Увеличить объем вводимой жидкости до 1—1,5 литров в виде витаминизированных напитков. Приготовление отвара шиповника: З столовых ложки ягод залить 2 стаканами кипятка, выдержать 10—15 минут в закрытой посуде на медленном огне (можно заварить ягоды крутым кипятком в термосе), настоять в течение б часов, употреблять по 1/3—1/2 стакана 3—4 раза в день.
Необходимо заблаговременно подготовить ребенка к дополнительным методам обследования с помощью терапевтической игры: клиническому анализу крови, взятию мазков из зева и носа, ЭКГ. Убедить его в необходимости их проведения, объяснить на понятном ему языке, что и зачем нужно делать, можно показать последовательность манипуляций, используя, например, куклу.
Оказывать психологическую поддержку ребенку во время болезни и лечения, используя только позитивные утверждения, поощрять положительные эмоции.
Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделить отдельную посуду, после использования кипятить ее, убрать на время болезни мягкие игрушки, оставить только те, которые легко моются, ежедневно проводить влажную уборку и проветривать помещение несколько раз в день).
В периоде выздоровления необходимо провести дополнительные исследования: клинический анализ крови, общий анализ мочи, ЭКГ, затем в полном объеме их повторить через 2 недели.
Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать очаги хронической инфекции.
Проводить ребенку профилактические мероприятия вне обострения заболевания: сон на свежем воздухе, дозированные физические нагрузки, закаливающие процедуры, курсы физиотерании, витаминотерапии, санацию полости рта.
При повторяющихся ангинах рекомендовать динамическое наблюдение ребенка врачами: кардиоревматологом, оториноларингологом, стоматологом, педиатром.
Составьте экспертную карту сестринского процесса
при ангине
Нарушенные потребности, настоящие и потенциальные проблемы ребенка и его родителей |
Краткосрочные и долгосрочные цели сестринского процесса |
Планирование и мотивация сестринских вмешательств |
Профилактические мероприятия |
Дата добавления: 2016-03-26 | Просмотры: 4763 | Нарушение авторских прав
Источник
Лекция № 13
Тема: « Сестринский уход при ангинах, скарлатине, коклюше»
Ангина (острый тонзиллит)-
это острое инфекционное заболевание с преимущественным поражением небных миндалин.
Этиология : стафилококк, В- гемолитический стрептококк группы А, но могут быть и другие возбудители (вирусы, грибы).
Пути передачи:
1. Воздушно-капельный
2. Алиментарный.
3. Контактно-бытовой.
Источник инфекции:
1. Экзогенный (т.е. от больных и бактерионосителей).
2. Эндогенный (аутоинфекция- т.е. инфицирование происходит из полости рта самого больного при наличии хронического воспаления небных миндалин или кариозных зубов).
Предрасполагающие факторы: местное или общее переохлаждение.
Клиника:
1. Синдром обшей интоксикации: (повышение температуры до 39-40, головная боль, озноб, общее недомогание).
2. Боль в горле при глотании.
3. Местные изменения на миндалинах зависят от формы ангины.
Различают:
1. Катаральную
2. Фолликулярную
2. Лакунарную
Ангина катаральная. Синдром интоксикации не выражен, температура субфебрильная. При осмотре глотки отмечается припухлость и гиперемия небных миндалин и дужек. Регионарные лимфоузлы увеличены и болезненны при пальпации. Катаральная ангина может быть начальной стадией для другой формы ангины, а иногда проявлением той или иной инфекционной болезни.
Ангины фолликулярная и лакунарная. Характеризуются более выраженной интоксикацией (головная боль, боль в горле, температура до 39°, озноб).
Осмотр зева при фолликулярной ангине: видны нагноившиеся фолликулы в виде белых или желтоватых горошин, просвечивающие сквозь слизистую оболочку. Иногда в лакунах желтые или сероватые, плотные пробки, имеющие неприятный гнилостный запах.
Осмотр зева при лакунарной ангине: в лакунах образуются жидкие желтовато-белые гнойные налеты, которые могут сливаться, покрывая всю поверхность миндалин. Эти налеты легко снимаются шпателем. В том и другом случае миндалины гиперемированы, отечны.
Осложнения ангин:
1. Местные
— флегмонозная ангина,
— паратонзиллярный абсцесс,
— отек гортани (ларингит),
— шейный лимфаденит,
— отит и др.
2. Инфекционно-аллергические:
— ревматизм , гломерулонефрит
Лечение
— постельный режим до нормализации температуры
— обильное теплое питье
— антибиотики( цефуроксим, азитромицин, джозамицин )-5 дней
— антигистаминные препараты
— полоскание зева солевым раствором, отварами трав ( ромашка, календула, эвкалипт)
— орошение зева препаратами ингалипт, биопарокс, йокс, гексорал и другими.
Наблюдение на участке:
Если ребенок не госпитализирован , то в первый день, до назначения антибиотиков на дому берется мазок из зева и носа на дифтерию (на BL ) В первые три дня больной активно наблюдается на дому врачом и медсестрой. Домашний режим 10 дней.
После выздоровления:
— больному однократно ставится внутримышечно бициллин-3 для профилактики ревматизма и нефрита,
— делаются общие анализы крови и мочи. Через месяц больной еще раз должен быть осмотрен врачом (чтобы не пропустить осложнения). При необходимости повторить анализы крови и мочи.
Скарлатина
— это одна из форм стрептококковой инфекции, сопровождающаяся лихорадкой, ангиной, мелкоточечной сыпью, склонная к осложнениям.
Этиология: вызывается бета – гемолитическим стрептококком группы А.
Эпидемиология
источники инфекции:
1-больной скарлатиной до 7-8 дней от начала заболевания;
2- больные ангиной.
Путь передачи:
Воздушно-капельный и контактно-бытовой, очень редко пищевой.
Клиника:
Инкубационный период 2-7 дней.
К концу 1х суток формируется 3 основных признака болезни:
1. Синдром интоксикация
2. воспаление в месте входных ворот (ангина)
3. мелкоточечная сыпь на коже.
Интоксикация проявляется повышением температуры до высоких цифр 38,5-39, нарушением самочувствия, головной болью нередко рвотой.
Ангина- жалобы на боли в горле. При осмотре зева- яркая гиперемия и отек миндалин, дужек, мягкого неба. Ангина может быть катаральной, лакунарной, фолликулярной и даже некротической.
Увеличиваются регионарные л/узлы.
Характерный вид при скарлатине имеет язык – в первые 2-3 дня он обложен в центре белым налетом, суховат. Кончик языка малинового цвета, со 2-3 дня язык начинает очищаться, становится малиновым, с выраженными сосочками. «Малиновый» язык – держится 1 -2 недели.
К концу первых, началу вторых суток одновременно по всему телу появляется мелкоточечная, густая сыпь на гиперемированном фоне кожи. Кожа на ощупь горячая, сухая, шероховатая (шагреневая кожа). Излюбленное место локализации сыпи в паховых складках, локтевых сгибах, внизу живота, в подмышечных впадинах, в подколенных ямках. Всегда свободным от сыпи остается носогубный треугольник.
Все симптомы достигают максимума к 3 дню, а затем постепенно угасают.
При угасании сыпи у большинства больных возникает крупнопластинчатое шелушение кожи, особенно выраженное на пальцах рук и ног.
Осложнения:
— Инфекционные – отит, синусит, ларингит, бронхит, пневмония, паратонзиллярный абсцесс.
— Аллергические – гломерулонефрит, ревматизм, инфекционно – аллергический миокардит.
Лечение:
На дому, госпитализации подлежат дети из закрытых ДУ, тяжелые
и осложненные формы, дети до 3 лет.
— режим постельный на весь острый период.
—А/б пенициллинового ряда (амоксициллин, аугментин, флемоксин солютаб), макролиды (эритромицин, азитромицин), или цефалоспорины 1 поколения (цефалексин, цефазолин и другие ).
— Антигистаминные ( тавегил, фенкарол )- по показаниям
-симптоматическое (жаропонижающие, полоскание зева).
Профилактика:
-специфической нет;
— неспецифическая — заключается в изоляции больных на 10 дней, если к 10 дню выздоровление не наступило, то срок увеличивается.
Выздоровевших выписывают в ДДУ и школу через 21 день (во избежание осложнений, таких как миокардит, гломерулонефрит). Дети бывшие в контакте с больным скарлатиной дома и в ДДУ наблюдаются 7 дней (температура, кожа, зев).
Противоэпидемические мероприятия в ДУ (детское учреждение)
1. карантин на 7 дней, в группе проводится заключительная дезинфекция, контактные ежедневно осматриваются ( кожа, зев, термометрия).
Коклюш
Этиология:
возбудитель коклюша грамотрицательная палочка (Bordetellapertussis). Известно 4 серотипа, которые в процессе роста и развития образуют экзо- и эндотоксины. К токсинам наиболее чувствительна ЦНС (дыхательный и сосудодвигательный центры). Во внешней среде палочка неустойчива и быстро погибает т.к. чувствительна к высокой температуре, солнечному свету, высушиванию, воздействию дезинфектантов.
Источник инфекции – больные типичными и атипичными формами коклюша.
Путь передачи – воздушнокапельный, заражение происходит при тесном и достаточно длительном контакте (радиус рассеивания возбудителя 2-2,5 метра). Коклюшем болеют дети различного возраста, в том числе и новорожденные.
Основные клинические проявления коклюша
1. Инкубационный период от 3 до 14 дней.
2. Катаральный период 1-2 недели-
состояние больного удовлетворительное, температура нормальная или
субфебрильная. Кашель сухой, навязчивый, постепенно нарастающий, может быть насморк.
3. Период спазматического кашля от 2-3 недель до 2 месяцев.
Приступ кашля представляет собой следующие друг за другом кашлевые толчки на выдохе, прерываемые свистящим, судорожным вдохом – репризом. Заканчивается приступ отхождением густой, вязкой стекловидной мокроты или рвотой. При типичном приступе кашля характерен вид больного: лицо краснеет, затем синеет, становится багрово – красным, набухают вены шеи, лица, головы, отмечается слезотечение. Язык высовывается изо рта до предела. В результате трения уздечки языка о зубы происходит надрыв или образования язвочки. Вне приступа сохраняется одутловатость лица, отечность век, бледность кожи. Возможны кровоизлияния в склеры и петехиальная сыпь на лице и шее.
4. Период разрешения от 2 до 3 недель-
кашель теряет типичный характер, возникает все реже и реже, но приступы могут провоцироваться эмоциональным напряжением или физической нагрузкой. В течении 2-6 месяцев сохраняется повышенная возбудимость ребенка, возможны следовые реакции (возврат приступообразного, судорожного кашля при присоединении ОРВИ).
Особенности современного коклюша – преобладание легких и атипичных форм вследствие массовой противококлюшной иммунизации.
Особенности коклюша у детей раннего возраста:
— укорочены 1 и 2 периоды, 3- удлинен до 50-60 дней;
— приступы кашля могут быть без реприз, но часто сопровождаются остановкой дыхания, могут быть судороги;
— чаще возникают осложнения: (диарейный синдром, энцефалопатия, эмфизема легких, коклюшная пневмония, ателектазы, нарушение мозгового кровообращения, кровотечение и кровоизлияния в головной мозг, сетчатку глаза, пупочная или паховая грыжи, выпадение прямой кишки и другие).
Лабораторная диагностика:
1) метод «кашлевой пластинок»
2) мазок с задней стенки глотки — бак посев на среду Борде-Жангу (картофельно-глицериновый агар с добавлением крови и пенициллина) или КУА (казеиново-угольный агар).
3) РПГА – для диагностики коклюша в поздние сроки или при обследовании очага. Диагностический титр 1:80.
4) молекулярный метод – ПЦР (полимерная цепная реакция).
5) OAK – лейкоцитоз с лимфоцитозом (или изолированный лимфоцитоз) при нормальной СОЭ.
Лечение:
Госпитализации подлежат дети с тяжелыми формами, с осложнениями, с негладким течением, неблагоприятным преморбидным фоном, с обострением хронических заболеваний и дети раннего возраста. По эпидемическим показаниям – дети из закрытых ДУ.
Режим – щадящий, с обязательными индивидуальными прогулками.
Диета – при тяжелых формах кормить чаще и маленькими порциями,
после рвоты докармливать.
Этиотропная терапия: антибиотики- – эритромицин, рокситромицин (рулид), азитромицин (сумамед) на 5-7-10 дней, эффективны в ранние сроки заболевания.
Патогенетическая терапия:
— п/судорожные (фенобарбитал, аминазин);
— успокаивающие (валериана);
— дегидратационная терапия (диакарб или фуросемид);
— муколитики и противокашлевые (туссин плюс, бронхолитин, либексин, тусупрекс,синекод);
— антигистаминные (кларитин, супрастин);
— витамины с микроэлементами;
— при тяжелых формах – преднизолон;
— оксигенотерапия, при апноэ – ИВЛ;
— эуфиллин (при бронхоабструкции и нарушениях мозгового кровообращения);
— физиотерапия, массаж грудной клетки, ЛФК;
— п/коклюшный иммуноглобулин (детям до 2х лет).
Профилактика
-специфическая— АКДС (тетракокк ) с 3х месяцев 3х кратно, с интервалом 45 дней, ревакцинация в 18 месяцев.
— неспецифическая
Изоляция больного на 14 дней. Дети, бывшие в контакте с больным, наблюдаются в течении 7 дней, двукратное бактериологическое обследование проводится детям из семейного очага при лечении больного коклюшем на дому.. Контактным детям первого года жизни и непривитым до 2х лет ввести антитоксический противококлюшный иммуноглобулин.
Источник