Нарушенные потребности пациента при ангине
Категории:
Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности пациента и его родителей.
Возможные проблемы пациента:
- нарушение аппетита;
- нарушение глотания из-за болей в горле;
- дефицит жидкости в связи с лихорадкой;
- нарушение формулы сна:
- высокий риск развития осложнений;
- неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;
- страх перед манипуляциями и др.
Возможные проблемы родителей:
- дефицит знаний о заболевании и уходе;
- недостаточное внимание к ребенку;
- дефекты в организации режима, рационального вскармливания, ухода в связи с отсутствием навыков;
- гиперопека;
- неадекватная оценка состояния ребенка.
Сестринское вмешательство. Информировать родителей о причинах развития, особенностях течения ангины, принципах лечения, возможных осложнениях.
Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить ребенку комфортное положение в постели, спокойные игры, разнообразить его досуг.
Вовлечь ребенка (если позволяет возраст) и родителей в процесс ухода и лечения, помочь осознать необходимость проведения тех или иных процедур. Контролировать проведение медикаментозной терапии, объяснить ребенку и родителям, что курс антибактериальной терапии должен быть не менее 7 дней (для предотвращения развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных осложнений). Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева: настой из шалфея — 1 ст. ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 20 минут, процедить, полоскать зев до 4-х раз в сутки; настой из тысячелистника — 2 ст. ложки заварить 1 стаканом кипятка, настоять 60 минут, процедить, полоскать 4 раза в сутки; настой из календулы — 1 чайную ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать до 6-ти раз в сутки.
Обучить родителей технике постановки согревающего компресса на шейно-подчелюстную область: вымыть руки, подготовить марлевую салфетку из 8 слоев, компрессную бумагу, вату (каждый последующий слой должен быть больше предыдущего на 2 см), смочить салфетку 45% теплым раствором этилового спирта, отжать, последовательно все слои приложить на шейно-подчелюстную область, зафиксировать повязкой (для более плотного прилегания к поверхности кожи), через 1,5-2 часа проверить степень влажности компресса, надежность фиксации и оставить его еще на. 4-6. часов.
Рекомендовать легко усвояемую полужидкую пищу, исключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда. Увеличить объем вводимой жидкости до 1-1,5 литров в виде витаминизированных напитков: чай с лимоном, разбавленные некислые соки, отвар шиповника (3 столовых ложки ягод залить 2 стаканами кипятка, выдержать 10-15 минут в закрытой посуде на медленном огне, настоять, процедить, употреблять по 1/3 стакана 3-4 раза в день). После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.
Подготовить заблаговременно ребенка к дополнительным методам обследования с помощью терапевтической игры (клиническому анализу крови, взятию мазков из зева и носа, ЭКГ и др.), убедить в необходимости их проведения, объяснить на понятном ребенку языке, что и зачем нужно делать, можно показать последовательность манипуляций, используя, например, куклу. Поддерживать ребенка во время болезни и лечения, используя только позитивные утверждения, поощрять положительные эмоции.
Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделить отдельную посуду, после использования кипятить ее, убрать на время болезни мягкие игрушки, оставить только те, которые легко моются, ежедневно проводить влажную уборку и проветривать помещение 3-4 раза в день). Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать хронические очаги инфекции. Проводить ребенку профилактические мероприятия вне обострения заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, дозированные физические нагрузки, ЛФК, физиотерапию, санацию полости рта).
При повторяющихся ангинах рекомендовать динамическое наблюдение за ребенком врачами — педиатром, кардио-ревматологом, отоларингологом, стоматологом.
ОСТРЫЙ ЛАРИНГОТРАХЕИТ
Острый ларинготрахеит— это острое воспаление слизистой оболочки гортани и дыхательных путей. Особенно часто встречается у детей раннего возраста на фоне ОРВИ или других инфекционных заболеваний (кори, дифтерии, коклюше и др.).
Возбудители заболевания:
- вирусы (парагриппа, кори, рино- и аденовирусы);
- β-гемолитический стрептококк группы А;
- коринебактерии.
Предрасполагающие факторы развития острого ларинготрахеита:
- анатомо-физиологические особенности гортани: узость просвета дыхательных путей, быстрое развитие отека слизистой, рыхлость клетчатки и подсвязочного аппарата гортани;
- склонность детей раннего возраста к ларингоспазму;
- фоновые состояния (аллергический диатез). J
Механизм развития заболевания. Вследствие острого воспаления, отека, инфильтрации голосовых связок, подсвязочного пространства и возникающего за этим спазма мускулатуры, закрывается голосовая щель, развивается картина стеноза — сужения гортани (острый ларингит).Воспалительный процесс может распространяться на трахею (острый ларинготрахеит) и бронхи. Нарушение вентиляции легких приводит к синдрому кислородной недостаточности. При тяжелых формах заболевания, кроме дыхательной недостаточности, появляются нарушения метаболизма и гемодинамики, которые приводят к тканевой гипоксии, гипергидратации тканей и отеку головного мозга.
Острый ларинготрахеит, протекающий при ярко выраженных явлениях стеноза, носит еще название крупа или острого стенозирующего ларинготрахеита.
Различают 4 степени стеноза гортани:
- степень (компенсированный круп).
- степень (стридор — круп неполной компенсации).
- степень (декомпенсированный круп).
- степень (асфиксия).
Клинические признаки острого стенозирующего ларинготрахеита: Возникает чаще ночью внезапно, характеризуется триадой симптомов:
- грубым кашлем (лающим, каркающим);
- изменением голоса (осиплостью, дисфонией);
- шумным стенотическим дыханием (с участием вспомогательной мускулатуры).
1.При компенсированном крупе:
- кашель сухой, навязчивый, переходящий в лающий;
- осиплость голоса;
- инспираторная одышка (затруднен вдох, особенно при плаче, беспокойстве и физической нагрузке).
2. При крупе неполной компенсации:
- состояние ухудшается, выражено беспокойство ребенка, чувство страха, потливость;
- голос осипший, кашель резко лающий;
- дыхание стенотическое, инспираторная одышка, слышимая на расстоянии с участием вспомогательной мускулатуры (втяжение межреберных промежутков, надключичных и подключичных ямок).
3. При декомпенсированном крупе:
- состояние ребенка тяжелое, периоды беспокойства сменяются периодами адинамии, заторможенности;
- нарастают признаки дыхательной недостаточности: периоральный цианоз в покое, переходящий в генерализованный, при аускультации — дыхание ослаблено;
- изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: тахикардия, снижение АД.
4. При асфиксии:
- крайне тяжелое состояние ребенка, адинамия, заторможенность, сонливость, выраженная бледность;
- аритмичное поверхностное или парадоксальное («рыбье») дыхание;
- изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: АД резко снижено, брадикардия, пульс малый, едва пальпируется;
- периодически возникают судороги.
Ребенок может погибнуть, вследствие истощения дыхательного и сердечно-сосудистого центра.
Основные принципы лечения острого стенозирующего ларинготрахеита. Цель: восстановление проходимости дыхательных путей.
При первой степени стеноза, возможно лечение в домашних условиях, начиная со второй — обязательная госпитализация в стационар.
- Режим щадящий с удлиненным сном.
- Оксигенотерапия с обогревом и увлажнением вдыхаемого воздуха.
- Введение бронходилататоров: эуфиллин, солутан, бронхолитин и др.
- Гормонотерапия: преднизолон или гидрокортизон (начиная со второй степени).
- Антибактериальная терапия (по показаниям).
- Ингаляции с муколитиками и бронхолитиками.
- Витаминотерапия.
- Антигистаминные препараты (при аллергических проявлениях).
- Физиотерапия: субэритемные дозы кварца, озокеритовые «сапожки».
При стенозе третьей и четвертой степени — интубация трахеи, ИВЛ.
При остро нарастающей дыхательной недостаточности, в редких случаях, прибегают к трахеостомии.
Сестринский процесс при остром стенозирующем ларинготрахеите. Выявление настоящих и потенциальных проблем, нарушенных потребностей больного ребенка и членов его семьи.
Возможные проблемы пациента:
- нарушение дыхания;
- дефицит жидкости из-за гипервентиляции легких и недостаточного потребления;
- нарушение сна, аппетита;
- неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания, тяжелая реакция на госпитализацию;
- страх перед манипуляциями и др.;
- риск возникновения тяжелых осложнений;
- угроза для жизни.
Возможные проблемы родителей:
- страх за ребенка;
- дефицит знаний о заболевании и уходе;
- психоэмоциональное напряжение;
- неадекватная оценка состояния ребенка.
Сестринское вмешательство. Информировать родителей о причинах развития стенозирующего ларинготрахеита, клинических проявлениях, профилактике, возможном прогнозе. Убедить родителей в необходимости срочной госпитализации ребенка для оказания неотложной квалифицированной медицинской помощи и обеспечения благополучного исхода заболевания, оказать помощь в госпитализации.
Вовлекать родителей в планирование и реализацию сестринского ухода. Обучить их уходу за больным ребенком. Создать спокойную обстановку, по возможности обеспечить удлиненный сон, избегать громких звуков, яркого света.
Постоянно оценивать жизненно важные функции: ЧДД, ЧСС, АД, сознание, цвет кожных покровов и пр. Своевременно выполнять назначения врача и оценивать эффективность проводимой терапии.
Уметь оказать неотложную помощь при развитии приступа ложного крупа:
- срочно вызвать врача;
- успокоить ребенка и родителей;
- обеспечить доступ свежего воздуха или подачу увлажненного теплого кислорода;
- применить методы отвлекающей терапии: горячие ручные и ножные ванны (начать с температуры 38°С и довести до 39,5°С) или горчичники на область передней грудной клетки (при отсутствии аллергии).
Научить родителей различным методам увлажнения воздуха в помещении (аэроионизатором, влажными простынями, травяными аэрозолями). Своевременно санировать дыхательные пути (промывать носовые ходы физиологическим раствором, отсасывать содержимое из носа резиновым баллончиком), несколько раз в день проводить паровые ингаляции с бронхо- и муколитиками, чаще давать теплое щелочное питье (молоко пополам с Боржоми) и отхаркивающие настои из трав.
Заранее готовить ребенка к манипуляциям и дополнительным методам обследования (инъекциям, ингаляциям, взятию мазков из зева и носа, исследованию крови) с помощью терапевтической игры, учитывая возраст ребенка, любые процедуры проводить только тогда, когда ребенок спокоен.
Обеспечить ребенка легко усвояемой полужидкой пищей в соответствии с его возрастом и состоянием, давать чаще витаминизированное питье (отвар шиповника, сладкие фруктовые соки, разведенные водой, компоты).
Оказывать психологическую поддержку родителям и предоставлять интересующую информацию на разных стадиях развития заболевания.
После выписки из стационара рекомендовать родителям продолжить динамическое наблюдение за ребенком врачом-педиатром. Вне обострения заболевания посоветовать родителям, проводить ребенку общеукрепляющие мероприятия: организовать длительные прогулки на свежем воздухе, продолжить комплексы массажа и дыхательной гимнастики, постепенно начать закаливающие процедуры, придерживаться гипоаллергенной диеты и пр.
Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 4931 | Нарушение авторских прав
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
Источник
Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента, оказывать психологическую поддержку ему и его родителям.
Возможные проблемы ребенка:
• нарушение аппетита;
• нарушение глотания из-за болей в горле;
• дефицит жидкости в связи с лихорадкой;
• нарушение формулы сна;
• страх перед манипуляциями;
• неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;
• высокий риск развития осложнений и др.
Возможные проблемы родителей:
• дефицит знаний о заболевании и уходе;
• недостаточное внимание к ребенку;
• дефекты в организации режима, рационального вскармливания, ухода в связи с отсутствием навыков;
• гиперопека;
• неадекватная оценка состояния ребенка.
Сестринское вмешательство
Информировать родителей о причинах развития, особенностях течения ангины, принципах лечения, профилактике возможных осложнений.
Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить ребенку комфортное положение в постели, спокойные игры, разнообразить его досуг.
Вовлечь ребенка (если позволяет возраст) и родителей в процесс лечения и ухода, помочь осознать необходимость проведения назначенного лечения и процедур (полосканий, орошений и др.).
Обучить родителей оказывать первую помощь при гипертермии:
• срочно вызвать врача;
• успокоить ребенка;
• убрать теплое одеяло, укрыть ребенка простыней;
• подвесить над головой пузырь со льдом или положить холод в местах проекции крупных
магистральных сосудов: область печени, верхняя треть бедра (при гипертермии с расширением периферических сосудов, покраснением кожiьих покровов для увеличения теплоотдачи);
• растереть кожу спиртом, разведенным водой (1:1) или раствором 6% уксуса — 1 ст.л. на 1 стакан воды (при гипертермии со спазмом периферических сосудов и резко выраженной бледностью кожных покровов);
• обеспечить ребенка частым, дробным питьем (на каждый градус повышения температуры дополнительно ввести жидкость из расчета 10 мл на 1 кг массы тела);
• создать температуру в помещении в пределах 1 8—20°С;
• выполнить назначения врача: дать панадол или парацетамол (угнетают центральный синтез простагландинов, регулирующих процесс терморегуляции) в виде сиропа или развести «шипучий» порошок в стакане теплой кипяченой воды (в разовой дозе 10—15 мг/кг), маленьким детям предпочтительнее ввести в свечах.
Контролировать проведение медикаментозной терапии, объяснить родителям и ребенку, если позволяет возраст, что курс антибактериальной терапии не должен прерываться и быть менее 7 дней (для предотвращения развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных осложнений).
Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева: настой шалфея, эвкалипта — 1 ст. ложку сбора заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать зев до 4-х раз в сутки; настой тысячелистника — 2 ст. ложки сбора заварить 1 стаканом кипятка, настоять 60 минут, процедить, полоскать 4 раза в сутки; настой календулы — 1 чайную ложку сбора заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать до 6-ти раз в сутки.
Рекомендовать в остром периоде заболевания легко усвояемую полужидкую витаминизированную диету. Исключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда.
После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко для нормализации кишечной флоры.
Увеличить объем вводимой жидкости до 1—1,5 литров в виде витаминизированных напитков. Приготовление отвара шиповника: З столовых ложки ягод залить 2 стаканами кипятка, выдержать 10—15 минут в закрытой посуде на медленном огне (можно заварить ягоды крутым кипятком в термосе), настоять в течение б часов, употреблять по 1/3—1/2 стакана 3—4 раза в день.
Необходимо заблаговременно подготовить ребенка к дополнительным методам обследования с помощью терапевтической игры: клиническому анализу крови, взятию мазков из зева и носа, ЭКГ. Убедить его в необходимости их проведения, объяснить на понятном ему языке, что и зачем нужно делать, можно показать последовательность манипуляций, используя, например, куклу.
Оказывать психологическую поддержку ребенку во время болезни и лечения, используя только позитивные утверждения, поощрять положительные эмоции.
Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделить отдельную посуду, после использования кипятить ее, убрать на время болезни мягкие игрушки, оставить только те, которые легко моются, ежедневно проводить влажную уборку и проветривать помещение несколько раз в день).
В периоде выздоровления необходимо провести дополнительные исследования: клинический анализ крови, общий анализ мочи, ЭКГ, затем в полном объеме их повторить через 2 недели.
Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать очаги хронической инфекции.
Проводить ребенку профилактические мероприятия вне обострения заболевания: сон на свежем воздухе, дозированные физические нагрузки, закаливающие процедуры, курсы физиотерании, витаминотерапии, санацию полости рта.
При повторяющихся ангинах рекомендовать динамическое наблюдение ребенка врачами: кардиоревматологом, оториноларингологом, стоматологом, педиатром.
Составьте экспертную карту сестринского процесса
при ангине
Нарушенные потребности, настоящие и потенциальные проблемы ребенка и его родителей |
Краткосрочные и долгосрочные цели сестринского процесса |
Планирование и мотивация сестринских вмешательств |
Профилактические мероприятия |
Дата добавления: 2016-03-26 | Просмотры: 4578 | Нарушение авторских прав
Источник
Îïðåäåëåíèå è àíàëèç ãëàâíîé öåëè ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà. Îçíàêîìëåíèå ñ èñòî÷íèêàìè èíôîðìàöèè î ïàöèåíòå. Ðàññìîòðåíèå îñíîâíûõ çàäà÷ âðà÷à è ìåäñåñòðû. Èññëåäîâàíèå è õàðàêòåðèñòèêà íåîáõîäèìîñòè îöåíêè ýôôåêòèâíîñòè è êà÷åñòâà óõîäà çà ïàöèåíòîì.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ëåêöèÿ
Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ
Åôðåøèíà È.Ï.
Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ — ýòî íàó÷íî îáîñíîâàííûé ìåòîä îðãàíèçàöèè è ïðåäîñòàâëåíèÿ ñåñòðèíñêîãî óõîäà, çàäåéñòâóþùèé ìåäñåñòðó è ïàöèåíòà â êà÷åñòâå ñòîðîí.
Ñåñòðèíñêîå äåëî — ÷àñòü ñèñòåìû çäðàâîîõðàíåíèÿ, íàóêà è èñêóññòâî, íàïðàâëåííûå íà ðåøåíèå ñóùåñòâóþùèõ è ïîòåíöèàëüíûõ ïðîáëåì ñî çäîðîâüåì â óñëîâèÿõ èçìåíåíèÿ îêðóæàþùåé ñðåäû.
Ïàöèåíò- ÷åëîâåê, êîòîðûé íóæäàåòñÿ â ñåñòðèíñêîì óõîäå è ïîëó÷àåò åãî.
Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ.Öåëü ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà — îáåñïå÷åíèå ïðèåìëåìîãî êà÷åñòâà æèçíè â áîëåçíè, òî åñòü, îáåñïå÷åíèå ìàêñèìàëüíî âîçìîæíîãî äëÿ ïàöèåíòà â åãî ñîñòîÿíèè ôèçè÷åñêîãî, ïñèõî-ñîöèàëüíîãî è äóõîâíîãî êîìôîðòà.
Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ — ïîäðàçäåëÿåòñÿ íà 5 ýòàïîâ:
1. Ñáîð èíôîðìàöèè î ñîñòîÿíèè çäîðîâüÿ ïàöèåíòà.
2. Ñåñòðèíñêàÿ äèàãíîñòèêà
3. Ïëàíèðîâàíèå.
4. Ðåàëèçàöèÿ.
5. Îöåíêà ýôôåêòèâíîñòè ïðåäîñòàâëÿåìîãî óõîäà è êîððåêöèÿ óõîäà â ñëó÷àå íåîáõîäèìîñòè.
I ÝÒÀÏ -ñåñòðèíñêîå îáñëåäîâàíèå
Èñòî÷íèêè èíôîðìàöèè î ïàöèåíòå:
1. ðàññïðîñ ïàöèåíòà;
2. ôèçè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ïàöèåíòà ïî îðãàíàì è ñèñòåìàì;
3. çíàêîìñòâî ñ ìåäèöèíñêîé èñòîðèåé áîëåçíè;
4. áåñåäà ñ âðà÷îì;
5. áåñåäà ñ ðîäñòâåííèêàìè ïàöèåíòà;
6. ÷òåíèå ìåäèöèíñêîé ëèòåðàòóðû è ñïåöèàëüíîé ëèòåðàòóðû ïî óõîäó.
Çàäà÷à âðà÷à — ïîñòàâèòü ïðàâèëüíûé äèàãíîç è íàçíà÷èòü ëå÷åíèå. Âðà÷ èññëåäóåò ïàöèåíòà äëÿ òîãî, ÷òîáû âûÿâèòü íàðóøåíèÿ ôóíêöèé âíóòðåííèõ îðãàíîâ è ñèñòåì è óñòàíîâèòü ïðè÷èíû. Íàïðèìåð, ïðè÷èíîé îñòðîé áîëè â æèâîòå ñëóæèò âîñïàëåíèå ÷åðâåîáðàçíîãî îòðîñòêà ñëåïîé êèøêè, íåîáõîäèìà ñðî÷íàÿ îïåðàöèÿ äëÿ åãî óäàëåíèÿ.
Çàäà÷à ìåäñåñòðû — îáåñïå÷èòü ïàöèåíòó ìàêñèìàëüíûé êîìôîðò, â ïðåäåëàõ ñâîåé ñåñòðèíñêîé êîìïåòåíöèè ïîñòàðàòüñÿ îáëåã÷èòü åãî ñîñòîÿíèå. Ïîýòîìó äëÿ ìåäñåñòðû âàæíû íå ïðè÷èíû íàðóøåíèÿ ôóíêöèè ðàçëè÷íûõ îðãàíîâ è ñèñòåì (èíôåêöèÿ, îïóõîëè, àëëåðãèÿ è òàê äàëåå), à âíåøíèå ïðîÿâëåíèÿ çàáîëåâàíèÿ, êàê ðåçóëüòàò ãëóáîêîãî íàðóøåíèÿ ôóíêöèé îðãàíèçìà.
Ïîòðåáíîñòü — ýòî ïñèõîëîãè÷åñêèé è ôèçèîëîãè÷åñêèé äåôèöèò òîãî, ÷òî ñóùåñòâåííî äëÿ çäîðîâüÿ è áëàãîïîëó÷èÿ ÷åëîâåêà. Êàæäûé ÷åëîâåê ïî ïèðàìèäå Ìàñëîó èìååò 14 îñíîâíûõ ïîòðåáíîñòåé.
1. Äûøàòü
2. åñòü
3. ïèòü
4. âûäåëÿòü
5. äâèãàòüñÿ
6. áûòü çäîðîâûì
7. ïîääåðæèâàòü òåìïåðàòóðó òåëà
8. ñïàòü è îòäûõàòü
9. îäåâàòüñÿ è ðàçäåâàòüñÿ
10. áûòü ÷èñòûì
11. èçáåãàòü îïàñíîñòè
12. îáùàòüñÿ
13. èìåòü æèçíåííûå öåííîñòè
14. ðàáîòàòü
15. èãðàòü è ó÷èòüñÿ
Ëþáîå çàáîëåâàíèå âñåãäà ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ óäîâëåòâîðåíèÿ îäíîé, à ÷àùå íåñêîëüêèõ ïîòðåáíîñòåé ÷åëîâåêà, ÷òî âûçûâàåò ó íåãî îùóùåíèå äèñêîìôîðòà. Íàïðèìåð, ïðè àíãèíå, ìîæåò íàðóøàòüñÿ óäîâëåòâîðåíèå Åñòü, Ïèòü, Ïîääåðæèâàòü òåìïåðàòóðó, ðàáîòàòüè äðóãèå. Ïîñêîëüêó êîíå÷íîé öåïüþ äåÿòåëüíîñòè ìåäñåñòðû ÿâëÿåòñÿ îáåñïå÷åíèå êîìôîðòà è «ïîìîùü ïàöèåíòó â ïîëó÷åíèè íåäîñòàþùåãî», îíà äîëæíà çíàòü, ÷òî èìåííî âûçûâàåò äèñêîìôîðò, ìåøàåò ïàöèåíòó æèòü ïîëíîöåííîé æèçíüþ.
²² ÝÒÀÏ — ïîñòàíîâêà ñåñòðèíñêèõ ïðîáëåì.
Ñåñòðèíñêèé äèàãíîç — ýòî êëèíè÷åñêîå ñóæäåíèå ìåäñåñòðû, â êîòîðîì äàåòñÿ îïèñàíèå õàðàêòåðà ñóùåñòâóþùåé èëè ïîòåíöèàëüíîé îòâåòíîé ðåàêöèè ïàöèåíòà íà áîëåçíü è ñâîå ñîñòîÿíèå, ñ æåëàòåëüíûì óêàçàíèåì âåðîÿòíîé ïðè÷èíû òàêîé ðåàêöèè.
Äðóãèìè ñëîâàìè, ñåñòðèíñêèé äèàãíîç — ñèìïòîìíûé èëè ñèíäðîìíûé äèàãíîç, îðèåíòèðîâàííûé íà óäîâëåòâîðåíèå æèçíåííî âàæíûõ, ôèçèîëîãè÷åñêèõ è ïñèõîëîãè÷åñêèõ ïîòðåáíîñòåé ïàöèåíòà.
Ñåñòðèíñêèé äèàãíîç:
— îïèñàíèå âíåøíåé, îòâåòíîé ðåàêöèè ïàöèåíòà íà íàëè÷èå ãëóáèííîãî ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà â îðãàíèçìå.
Íàïðèìåð, îäûøêà (êàê îäíî èç âîñïàëåíèÿ ëåãêèõ).
à) Âðà÷åáíûé äèàãíîç:
— â îñíîâå — íàðóøåíèå ôóíêöèé ðàçëè÷íûõ îðãàíîâ è ñèñòåì è èõ ïðè÷èíû, òî åñòü ïàòîôèçèîëîãè÷åñêèå ïàòîëîãîàíàòîìè÷åñêèå èçìåíåíèÿ.
á) Ñåñòðèíñêèé äèàãíîç:
— â îñíîâå — íàðóøåíèå óäîâëåòâîðåíèå îñíîâíûõ ÷åëîâå÷åñêèõ ïîòðåáíîñòåé, êàê ðåçóëüòàò íàðóøåíèÿ ôóíêöèé, òî åñòü, ïðåäñòàâëåíèÿ ãëàâíûì îáðàçîì ñàìîãî ïàöèåíòà î åãî ñîñòîÿíèè çäîðîâüÿ.
à) Âðà÷åáíûé äèàãíîç:
— íå èçìåíÿåòñÿ.
á) Ñåñòðèíñêèé äèàãíîç:
— èçìåíÿåòñÿ íåñêîëüêî ðàç â òå÷åíèå äíÿ.
à) Âðà÷åáíûé äèàãíîç:
— â òåðìèíàõ âðà÷åáíîé êîìïåòåíöèè.
á) Ñåñòðèíñêèé äèàãíîç:
— â òåðìèíàõ ñåñòðèíñêîé êîìïåòåíöèè.
Ìåäñåñòðà ðàññìàòðèâàåò íå çàáîëåâàíèå, à ðåàêöèþ ïàöèåíòà íà áîëåçíü è ñâîå ñîñòîÿíèå. Ýòà ðåàêöèÿ ìîæåò áûòü:
1. ôèçèîëîãè÷åñêèé,
2. ïñèõîëîãè÷åñêîé è äóõîâíîé,
3. ñîöèàëüíîé.
Íåêîòîðûå ïðèìåðû:
Ôèçèîëîãè÷åñêèå ñåñòðèíñêèå ïðîáëåìû:
1. íåäîñòàòî÷íîå èëè èçáûòî÷íîå ïèòàíèå;
2. ñíèæåíèå çàùèòíûõ ôóíêöèé îðãàíèçìà;
3. îñòðàÿ èëè õðîíè÷åñêàÿ áîëü;
4. îòåêè èëè îáåçâîæèâàíèå;
5. çàñòîé ìîêðîòû, âëàæíûé èëè ñóõîé êàøåëü, îäûøêà;
6. óäóøüå, äûõàòåëüíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü;
7. ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü;
8. çàïîð, äèàðåÿ, íåäåðæàíèå êàëà, ìåòåîðèçì;
9. îñòðàÿ èëè õðîíè÷åñêàÿ çàäåðæêà ìî÷è, íåäåðæàíèå ìî÷è;
10. íàðóøåííàÿ öåëîñòíîñòü êîæíîãî ïîêðîâà;
11. íàðóøåíèå ãëîòàíèÿ;
12. íåäîñòàòî÷íàÿ ñàìîãèãèåíà;
13. îáåññèëèâàíèå;
14. íàðóøåíèå ðå÷è, ïàìÿòè, âíèìàíèÿ;
15. ëèõîðàäêà.
Ïñèõîëîãè÷åñêèå è äóõîâíûå ñåñòðèíñêèå ïðîáëåìû
1. äåôèöèò çíàíèé (î çàáîëåâàíèè, î öåëåñîîáðàçíîì ïèòàíèè, î ðàöèîíàëüíîé ñõåìå ïðèåìà ìåäèêàìåíòîâ, î çäîðîâîì îáðàçå æèçíè);
2. ñòðàõ, òðåâîãà, áåñïîêîéñòâî;
3. äåôèöèò äîñóãà;
4. äåôèöèò ðåñóðñîâ ïîääåðæêè;
5. íåäîâåðèå ìåäïåðñîíàëó;
6. îòêàç îò ïðèåìà ëåêàðñòâà;
7. ýôôåêòèâíîå èñïîëíåíèå ëå÷åáíîé ñõåìû;
8. íåäîîöåíêà òÿæåñòè ñâîåãî ñîñòîÿíèÿ;
9. íàðóøåíèå ïðåäñòàâëåíèÿ î ñâîåì òåëå;
10. íåýôôåêòèâíàÿ àäàïòàöèÿ ñåìüè ê ôàêòó íàëè÷èÿ çàáîëåâàíèÿ, ó îäíîãî èç åå ÷ëåíîâ;
11. êîíôëèêòíàÿ ñèòóàöèÿ â ñåìüå, óñóãóáëÿþùàÿ ñîñòîÿíèå çäîðîâüÿ ïàöèåíòà;
12. ñòðàõ ñìåðòè;
13. ÷óâñòâî «ëîæíîé âèíû» ïåðåä áëèçêèìè èç-çà ñâîåãî çàáîëåâàíèÿ.
Ñîöèàëüíûå ñåñòðèíñêèå ïðîáëåìû
1. ñîöèàëüíàÿ èçîëÿöèÿ;
2. áåñïîêîéñòâî î ôèíàíñîâîì ïîëîæåíèè â ñâÿçè ñ âûõîäîì íà èíâàëèäíîñòü.
Ïîìèìî ýòîé êëàññèôèêàöèè, âñå ñåñòðèíñêèå ïðîáëåìû äåëÿòñÿ íà:
1. ÍÀÑÒÎßÙÈÅ. 2. ÏÎÒÅÍÖÈÀËÜÍÛÅ3. ÏÐÈÎÐÈÒÅÒÍÛÅ
²²². ÝÒÀÏ- ïëàíèðîâàíèå
Âî âðåìÿ ïëàíèðîâàíèÿ ÎÒÄÅËÜÍÎ ÄËß ÊÀÆÄÎÉ ÏÐÈÎÐÈÒÅÒÍÎÉ ÏÐÎÁËÅÌÛ ôîðìèðóþòñÿ ÖÅËÈ è ÏËÀÍ óõîäà.
Ïîñòàíîâêà öåëåé íåîáõîäèìà ïî äâóì ïðè÷èíàì:
1. äàþò íàïðàâëåíèå äëÿ èíäèâèäóàëüíîãî ñåñòðèíñêîãî âìåøàòåëüñòâà;
2. èñïîëüçóþòñÿ äëÿ îïðåäåëåíèÿ ñòåïåíè ýôôåêòèâíîñòè âìåøàòåëüñòâà.
Òðåáîâàíèÿ ê ïîñòàíîâêå öåëåé:
1. öåëè äîëæíû áûòü ðåàëüíûìè, äîñòèæèìûìè.
Íåëüçÿ ñòàâèòü öåëü: ïàöèåíò ïîõóäååò çà 3 äíÿ íà 10 êã, ýòî íåâîçìîæíî.
2. Íåîáõîäèìî óñòàíîâèòü êîíêðåòíî ñðîêè äîñòèæåíèÿ êàæäîé öåëè.
Ïî ñðîêàì ñóùåñòâóåò 2 âèäà öåëåé:
à) êðàòêîñðî÷íûå (ìåíüøå îäíîé íåäåëè);
á) äîëãîñðî÷íûå (2 íåäåëè, ìåñÿöû, ÷àñòî ïîñëå âûïèñêè).
3. Öåëè äîëæíû íàõîäèòüñÿ â ïðåäåëàõ ñåñòðèíñêîé êîìïåòåíöèè. Íåäîïóñòèìà öåëü: «Ó ïàöèåíòà íå áóäåò êàøëÿ ê ìîìåíòó âûïèñêè», òàê êàê ýòî îáëàñòü êîìïåòåíöèè âðà÷à. Ìåäñåñòðà ìîæåò çàïèñàòü «ïðîäåìîíñòðèðóåò çíàíèÿ î äèñöèïëèíå êàøëÿ ê ìîìåíòó âûïèñêè»
Êàæäàÿ öåëü âêëþ÷àåò 3 êîìïîíåíòà:
1. äåéñòâèå, èñïîëíåíèå;
2. êðèòåðèè: äàòà, âðåìÿ, ðàññòîÿíèå;
3. óñëîâèå: ñ ïîìîùüþ êîãî/÷åãî-ëèáî.
IV ýòàï — ðåàëèçàöèÿ ïëàíà óõîäà.
Âñå, ÷òî ì/ñ íàìåòèëà ñäåëàòü íà áóìàãå, òåïåðü îíà äîëæíà ïðåòâîðèòü â æèçíü — ñàìîñòîÿòåëüíî èëè ñ ïîìîùüþ òåõíè÷åñêîé ì/ñ.
Ñåñòðèíñêèå äåéñòâèÿ ïîäðàçóìåâàþò 3 òèïà ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ:
— çàâèñèìîå;
— íåçàâèñèìîå;
— âçàèìîçàâèñèìîå.
Çàâèñèìîå âìåøàòåëüñòâî
— òàêèå äåéñòâèÿ ì/ñ, êîòîðûå âûïîëíÿþòñÿ ïî íàçíà÷åíèþ èëè ïîä íàáëþäåíèåì âðà÷à, ê ïðèìåðó, èíúåêöèè àíòèáèîòèêîâ êàæäûå 4 ÷àñà, è ñìåíà ïîâÿçîê, ïðîìûâàíèå æåëóäêà.
Îäíàêî ñåñòðà â ýòîì ñëó÷àå íå äîëæíà àâòîìàòè÷åñêè âûïîëíÿòü óêàçàíèÿ âðà÷à. Îíà îáÿçàíà, îïðåäåëèòü ïðàâèëüíî ëè îïðåäåëåíà äîçà, ó÷òåíû ëè ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê íàçíà÷åíèþ ïðåïàðàòà, ñîâìåñòèìî ëè åãî ëåêàðñòâåííîå ñðåäñòâî ñ äðóãèìè, îïòèìàëåí ëè ïóòü ââåäåíèÿ è ò.ä.
Ïðîÿñíåíèå óêàçàíèé âõîäèò â êîìïåòåíöèþ ìåäñåñòðû. Ñåñòðà, çàïîëíÿþùàÿ íåâåðíîå èëè íåíóæíîå ïðåäïèñàíèå, ïðîôåññèîíàëüíî íåêîìïåòåíòíà è â òîé æå ñòåïåíè îòâåòñòâåííà çà ïîñëåäñòâèÿ îøèáêè.
Íåçàâèñèìîå âìåøàòåëüñòâî— äåéñòâèÿ, îñóùåñòâëÿåìûå ì/ñ ïî ñîáñòâåííîé èíèöèàòèâå è ðóêîâîäñòâóÿñü ñîáñòâåííûìè ñîîáðàæåíèÿìè, àâòîíîìíî áåç ïðÿìîãî òðåáîâàíèÿ ñî ñòîðîíû âðà÷à.
Èëëþñòðàöèåé ìîãóò ñëóæèòü ñëåäóþùèå ïðèìåðû:
1. îêàçàíèå ïîìîùè ïàöèåíòó â ñàìîîáñëóæèâàíèè;
2. íàáëþäåíèå çà ðåàêöèåé ïàöèåíòà íà áîëåçíü è çà àäàïòàöèåé ê áîëåçíè;
3. íàáëþäåíèå çà ðåàêöèåé ïàöèåíòà íà ëå÷åíèå è çà àäàïòàöèåé ê ëå÷åíèþ;
4. îáó÷åíèå ïàöèåíòà ïðèåìàì ëå÷åíèÿ è óõîäà çà ñîáîé, íàïðèìåð ãèãèåíå.
5. ñîâåòû ïàöèåíòó îòíîñèòåëüíî åãî çäîðîâüÿ;
6. ðåêîìåíäàöèè ïàöèåíòó îòíîñèòåëüíî âîññòàíîâèòåëüíîé àêòèâíîñòè è îòäûõà â òå÷åíèå äíÿ;
7. ïëàíèðîâàíèå ìåðîïðèÿòèé óõîäà âìåñòå ñ ïàöèåíòîì äëÿ ðàçâèòèÿ ó ïàöèåíòà ÷óâñòâà óâåðåííîñòè â ñâîèõ ñèëàõ è âîçìîæíîñòÿõ;
8. Îðãàíèçàöèÿ äîñóãà ïàöèåíòà.
Âçàèìîçàâèñèìîå âìåøàòåëüñòâî— ñîòðóäíè÷åñòâî ñ âðà÷îì èëè ñ äðóãèì ñïåöèàëèñòîì â îáëàñòè çäðàâîîõðàíåíèÿ, íàïðèìåð, ñ ôèçèîòåðàïåâòîì, äèåòîëîãîì èëè èíñòðóêòîðîì ËÔÊ, êîãäà ñèëà 2-õ ñòîðîí îäèíàêîâî öåíèòñÿ îáåèìè ñòîðîíàìè. Ïðèìåðîì ìîæåò ñëóæèòü ñëó÷àé ðåàíèìàöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé. Êòî âàæíåå — òîò, êòî îñóùåñòâëÿåò èñêóññòâåííóþ âåíòèëÿöèþ ëåãêèõ èëè òîò, êòî âûïîëíÿåò íåïðÿìîé ìàññàæ ñåðäöà?
V ÝÒÀÏ- îöåíêà ýôôåêòèâíîñòè óõîäà.
Îöåíêà ýôôåêòèâíîñòè è êà÷åñòâà óõîäà çà ïàöèåíòîì ïðîèçâîäèòñÿ ñåñòðîé ïîñòîÿííî (ó íå ýêñòðåííûõ áîëüíûõ — â íà÷àëå è â êîíöå êàæäîé ñìåíû).
Îñíîâíûå àñïåêòû:
1. îöåíêà óñïåõîâ â äåëå äîñòèæåíèÿ öåëåé, ÷òî ïîçâîëÿåò èçìåðèòü êà÷åñòâî óõîäà.
2. îáñëåäîâàíèå îòâåòíîé ðåàêöèè ïàöèåíòà íà ôàêò ïðåáûâàíèÿ â ñòàöèîíàðå.
Âñåì ëè äîâîëåí ïàöèåíò?
×òî õîòåëîñü áû èçìåíèòü?
Êàê ïåðåíîñèò ïðîöåäóðû?
Ñ÷èòàåò ëè, ÷òî ê íåìó äîñòàòî÷íî âíèìàòåëüíû?
3. àêòèâíûé ïîèñê è îöåíêà íîâûõ ïðîáëåì. Íè÷òî íå ñòîèò íà ìåñòå. Â÷åðà Âàøåãî ïàöèåíòà áîëüøå âñåãî áåñïîêîèëà áåññîííèöà, à ñåãîäíÿ ó íåãî ñèëüíåéøàÿ ãîëîâíàÿ áîëü, è Âû äîëæíû ðåàãèðîâàòü íà ýòî.
Ñèñòåìàòè÷åñêèé ïðîöåññ îöåíêè òðåáóåò îò ìåäñåñòðû óìåíèÿ ìûñëèòü àíàëèòè÷åñêè ïðè ñðàâíåíèè îæèäàåìûõ ðåçóëüòàòîâ ñ äîñòèãíóòûìè. ïàöèåíò âðà÷ ìåäñåñòðà
Åñëè ïîñòàâëåííûå öåïè äîñòèãíóòû è ïðîáëåìà ðåøåíà, ìåäñåñòðà äîëæíà óäîñòîâåðèòü ýòî ðàñïèñàâøèñü ïîä ñîîòâåòñòâóþùåé öåëüþ è ïðîñòàâèòü äàòó.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник