Люголь при лакунарной ангине

Люголь при лакунарной ангине thumbnail

Продолжительный насморк, заложенный нос, проблемы с дыханием могут кому угодно испортить жизнь. Ведь при затяжном рините, помимо постоянных выделений, начинают беспокоить головные боли, появляется раздражительность, быстрая утомляемость. Справиться с этой проблемой, в частности, помогут специальные дыхательные упражнения при насморке.

Хронический ринит и его последствия

К сожалению, большинство людей зачастую игнорирует появившийся насморк, считая его лишь досадным недомоганием, которое вскоре пройдёт само по себе, как и простуда, его вызвавшая. В лучше случае, используются сосудосуживающие капли или спреи для носа.

Однако ринит весьма коварен, при отсутствии должного лечения он может перерасти в хроническую форму, что чревато последствиями для состояния здоровья человека.

Функция носа уникальна. Это, по сути, «врата», через которые поступает воздух. Проходя через носоглотку, он очищается и согревается, а болезнетворные микроорганизмы не попадают далее благодаря волоскам и вырабатываемой слизи, выполняющим защитную функцию.

С появлением насморка нос уже не в состоянии справляться со своими задачами. Дыхание происходит через рот, что, в свою очередь, приводит к развитию бронхита, ларингита, фарингита. При отёке носовой полости ухудшается отток слизи и естественная вентиляция носовых пазух. В результате развивается гайморит, появляются полипы, кисты.

Если острый ринит не был своевременно вылечен, он переходит в хроническую форму. Начинают развиваться стойкие дистрофические изменения. Особенно опасно, если хроническим ринитом страдает ребёнок.

хронический насморк

В чём суть дыхательных упражнений?

Без полноценного носового дыхания невозможно противостоять простудным заболеваниям. Поэтому так важно следить за тем, чтобы проходы всегда были свободными. Помимо традиционных капель от насморка, промываний солевым раствором и ингаляций, на помощь придут специальные дыхательные упражнения, способные избавить от заложенности носа.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой при насморке уже ни одно десятилетие помогает справиться не только с ринитами разной степени тяжести, но также со многими заболеваниями системы.

Методика Александры Николаевны была запатентована ещё в 1972 году, и с тех пор помогла многим людям избавиться от проблем с носоглоткой. После применения на практике её упражнений исчезают приступы удушья, уменьшаются отёки, нормализуется носовое дыхание, улучшается работоспособность.

В дыхательную систему Стрельниковой входит большое количество самых разных упражнений. Наиболее универсальными являются «Восьмёрки», «Ладошки», «Насос», «Кошка», «Обхвати плечи», «Большой маятник», «Погончики».

Данные упражнения очень эффективны, они в равной степени будут полезны для детей возрастом 3-4 года и старше, и для взрослых. Проводить их можно в домашних условиях, предварительно проветрив помещение. Выполняют дыхательную гимнастику спокойно, не торопясь, лучше всего в положении сидя, чтобы не закружилась голова.

Дыхательная гимнастика для носа

Дыхательные упражнения просты в исполнении и будут очень полезны как во время лечения ринита, так и в профилактических целях у взрослых и детей.

  • «Ладошки». Встать или сесть с ровной спиной, опустив вниз руки так, чтобы ладони смотрели вперед. Активно вдохнуть через нос и вместе с этим сильно сжать кулаки. Выдох свободный, одновременно через рот и нос. С выдохом кулаки следует разжать. Повторить так 5-6 раз. Делать акцент на резком вдохе и сильном сжатии кулаков. После немного передохнуть и выполнить необходимое количество повторов, чтобы в итоге получилось около 100 вдохов.
  • «Погончики». Принять удобное положение, сидя или стоя, выпрямить спину. Руки прижаты на уровне талии, ноги вместе. Сжать ладони в кулаки, сделать шумный вдох носом. Опускать руки на выдохе, разжимая кулаки, при этом растопырив в стороны пальцы. Важный момент – во время опускания рук нужно как можно сильнее напрячь плечи. Упражнение нужно выполнить в 12 подходов по 8 повторений.
  • «Насос». Выпрямить спину, опустить руки, ноги поставить вместе. Сделать глубокий выдох и прогнуться вперед, округляя спину, голова смотрит вниз. На вдохе не спеша вернуться в исходное положение. Упражнение очень схоже с движением насоса при накачивании шины, отсюда и его название. Сделать 12 подходов по 8 повторений.

дыхательная гимнастика для носа

  • «Восьмёрки». В положении стоя ноги раздвинуть на ширину плеч, прогнуться как можно дальше вперёд, вдохнуть носом и задержать в такой позе дыхание на 8 секунд. Выдохнуть и не спеша вернуться в изначальное положение.
  • «Кошка». Встать, ноги поставить рядом друг с другом, опустить руки вдоль туловища и постараться максимально расслабиться. Сделать короткий шумный вдох через нос, не спеша присесть на корточки с одновременным поворотом корпуса влево. Во время поворотов руки должны быть согнуты в локтях и сжаты в кулаки. Выдохнуть по завершению амплитуды, повторить подобное движение, но уже в противоположную сторону. Сделать 12 подходов по 8 раз.
  • «Большой маятник». Сделав вдох, слегка наклониться вперёд, а на выдохе прогнуться назад. Повторить 12 подходов по 8 повторений.
  • «Обхвати плечи». Выполняется упражнение в положении сидя или стоя, но обязательно с идеально выпрямленной спиной. Руки согнуть в локтях и поднять к плечам. Сделать резкий вдох и направить руки другу к другу, как во время объятий. На выдохе их нужно развести как можно шире в стороны.

При правильном выполнении и размеренном темпе одно дыхательное упражнение занимает в среднем около получаса.

Заниматься гимнастикой нужно регулярно, и тогда можно надолго забыть о лор-заболеваниях.

Бесспорным преимуществом подобной методики является её абсолютная доступность и простота выполнения: заниматься можно в домашних условиях, не потратив при этом ни копейки на покупку лекарств и специальных приспособлений. Будьте здоровы и при необходимости всегда консультируйтесь со специалистом!

Источник

Дыхательная гимнастика Стрельниковой против простуд

Дыхательная гимнастика Стрельниковой поможет активизировать внутренние ресурсы организма, укрепить иммунитет и избежать заболеваний в сезон простуд. Александра Стрельникова не была профессиональным врачом. Она была певицей, которая однажды по непонятной причине потеряла голос. Ни лекарства, ни рекомендации лучших медиков не помогали, поэтому женщина начала самостоятельно придумывать упражнения, которые в итоге помогли ей вернуть голос. Так и родилась парадоксальная гимнастика Стрельниковой.

Необычность этой дыхательной гимнастики состоит в том, что она делается особым, несколько непривычным способом: резкий вдох (будто ты почувствовала запах гари) производится на движениях, сжимающих грудную клетку, а не расширяющих, как это обычно бывает при дыхании. В результате таких упражнений усиливается приток крови к лор-органам, улучшается кровообращение во всем организме, легкие и пазухи носа очищаются от слизи, кровь насыщается кислородом. Со временем выяснилось, что данная гимнастика эффективна не только при лечении заболеваний, связанных с горлом, но и при проблемах дыхательной и сердечно-сосудистой систем в целом. Вот несколько базовых упражнений из этой гимнастики, освоив которые, ты навсегда забудешь об ангине, насморке и кашле.

Осваиваем базовые упражнения
При выполнении всех упражнений твоя основная задача – делать форсированный вдох через нос: короткий, резкий и шумный (будто ты почувствовала запах гари). Выдох должен быть произвольным.

1.    Разминочное упражнение «Ладошки».
Встань прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз и развернуты ладонями вперед. Делай форсированный вдох через нос и одновременно с силой сжимай ладони в кулаки. На выдохе ладони разжимаются сами по себе. После 4 шумных вдохов и 4 пассивных выдохов сделай перерыв на 3-4 секунды и продолжай. В целом нужно сделать 24 раза по 4 вдоха-выдоха.

2.    Упражнение «Насос».  
Встань прямо, ноги на ширине плеч, руки свободно свисают. С круглой спиной и расслабленными руками наклонись вниз, делая вдох в самой нижней точке, будто хочешь понюхать пол. Затем слегка приподнимись (не до конца), позволяя легким выпустить лишний воздух. Сделай 8 поклонов-вдохов, затем передохни 3-5 секунд и повтори упражнение еще 12 раз.

Читайте также:  Бывает ли ангина у 2 х летнего ребенка

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Охриплость голоса: что означает и как лечить

3.    Упражнение «Погончики».
Встань прямо, кисти рук сожми в кулаки и прижми к туловищу на уровне живота. Во время форсированного вдоха толкай кулаки вниз к полу, будто отжимаешься от него. Плечи при этом напряжены. Когда руки возвращаются к уровню живота, происходит выдох, плечи расслабляются. Выполни 12 повторов по 8 движений-вдохов.

4.    Упражнение «Кошечка».
Встань прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Сделай пружинистое приседание с одновременным поворотом туловища вправо. Вдох – на повороте. Далее приседание и поворот с вдохом влево. Выдохи происходят между поворотами. Колени полусогнуты, низко приседать не нужно. Сделай 12 повторений по 8 движений-вдохов.

По материалам журнала «Твое здоровье»
 

Источник

{lang: ‘ru’}

Дыхательная гимнастикаВпервые делаем упражнения вместе с тренером, глядя на экран!

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой — единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Поэтому гимнастику Стрельниковой называют ещё парадоксальной.

Думаю что этот метод также может быть отнесен к нетрадиционным.

Об этой гимнастике написано много, и в интернете, и в журналах, и в книгах, например, цикл статей был опубликован в журнале Физкультура и Спорт 1980г. №3-начало, автор Стив Шенкман. Поэтому я не хочу повторяться и давать описание, которое Вы без труда найдете на других сайтах.

Вместо текстового описания, я предлагаю сделать гимнастику вместе с преемником А.Н. Стрельниковой, Михаилом Николаевичем Щетининым, глядя на экран. Из описания я решил дать минимальные сведения о гимнастике и правила выполнения упражнений, несоблюдение которых, может нанести вред! Все остальное — на видео.

Тренируя шумный, короткий, активный вдох носом, дыхательная гимнастика в кратчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание.
Стрельниковская дыхательная гимнастика показана всем, взрослым, детям и подросткам и как метод лечения, и как метод профилактики.
Как метод лечения: ее нужно делать два раза в день: утром и вечером до еды или через час-полтора после еды.
Как метод профилактики: по утрам вместо общепринятой гимнастики или вечером, чтобы снять дневную усталость.

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ

Правило 1

«Гарью пахнет! Тревога!» И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше.
Самая грубая ошибка — тянуть воздух, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.

Правило 2

Выдох — результат вдоха.
Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно — но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему.Думайте только: «Гарью пахнет! Тревога!» И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением.

Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушными. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.

Правило 3

Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину в темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп — 60-72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма урока — 1000-1200 вдохов, можно и больше — 2000 вдохов. Паузы между дозами вдохов — 1-3 секунды.

Правило 4

Подряд делайте столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко.

УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ А.Н.СТРЕЛЬНИКОВОЙ

Вот список упражнений, которые предлагает делать Стрельникова. К сожалению, видео удалено по просьбе владельцев авторских прав. Однако, вы можете скачать видео книгу по прямой  ссылке, для этого вам нужно будет просто нажать на кнопку любой социальной сети, в которой вы зарегистрированы, чтобы об этой книге узнало как можно больше народа. От вас не требуется никакой оплаты, кроме этого движения. Маленький совет, если вы не зарегистрированы ни в одной соц. сети, просто зарегистрируйтесь. Времени уйдёт немного, а польза ощутимая, т.к. в книге все упражнения в видео формате.
Для тех, кто не сможет или не захочет скачать книгу, предлагаю посмотреть видеоролик с демонстрацией упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой.

1. Упражнение «Ладошки»

2. Упражнение «Погончики»

3. Упражнение «Насос»

4. Упражнение «Кошка»

5. Упражнение «Обними плечи»

6. Упражнение «Большой маятник»

7. Упражнение «Повороты»

8. Упражнение «Ушки»

9. Упражнение «Маленький маятник»

10. Упражнение «Перекаты»

11. Упражнение «Шаги»

12. Завершение комплекса упражнений

Надеюсь что видеотренировка, по предложенной ниже книге, облегчит занятия всем желающим освоить парадоксальную дыхательную гимнастику Стрельниковой.

Для тех, кто хорошо освоил упражнения глядя на экран, можно порекомендовать способ выполнять упражнения без видео. Для себя я распечатал список упражнений  на листе бумаги А4. Получилось 15 упражнений, т.к. есть «Шаги передние» и еще есть «Шаги задние». Кроме того, рекомендуется добавить в конце комплекса «Насос» и «Обними плечи». Завершение упражнений уже не нужно просматривать. Кладу список на стол и выкладываю на верхнюю пустую часть листа 4 штучки стеклянного декора. Это стеклянные капли для украшения интерьера и поделок. Вы можете использовать для этой цели что угодно, мелкие монетки, спички, кусочки картона, камешки, фасоль и т.д.

Делая упражнения по списку, я считаю по 8 и сдвигаю один декор на строчку с выполняемым упражнением после выполнения одной восьмерки. Как только на строчке с выполняемым упражнением соберется 4 камешка, это значит, что мы выполнили четыре восьмерки и нужно переходить к следующему упражнению. Так от строчки к строчке мы двигаемся вниз, к завершению комплекса не сбиваясь со счета, даже если начинаем думать о чем-то своем, или слушаем музыку. Я успеваю прослушать примерно 4-5 музыкальных произведений. Вы тоже можете подобрать для себя любимую музыку, если только она не будет сбивать вас с ритма и отвлекать от выполнения упражнений.

Есть еще  пара интересных эффектов от выполнения дыхательной гимнастики Стрельниковой. У пожилых людей и у тех, кто перенес различные травмы, ощущается влияние упражнений на подвижность суставов. Если здоровый человек этого не замечает, то ослабленный чувствует, как разрабатывается поясница, коленные суставы, локти, плечи и шейный отдел позвоночника. Понемногу укрепляются мышцы и вскоре хочется заняться чем-то еще, кроме «дыхательной» гимнастики.

Про то, что исчезает тяга к курению даже не стоит упоминать, а вот о том, что у некоторых людей пропадает интерес к спиртному стоит сказать. Это не то что происходит при кодировании. Человек остается полностью психически нетронутым. Просто у него исчезает интерес к выпивке. Он может немного выпить, если тому способствует ситуация, например, День рождения. Но количество выпитого становится гораздо меньшим, по сравнению с периодом до гимнастики. Даже если человек иногда выпивал немного хорошего вина изредка после работы, то после нескольких недель занятия гимнастикой уже початая бутылка отличного вина может стоять на виду, не вызывая никаких эмоций. Эмоций нет совершенно, ни положительных, ни отрицательных. Этот эффект наблюдается не у всех, но он имеет место быть.

По  многочисленным просьбам даем ссылку на мультимедийную книгу со всеми упражнениями дыхательной гимнастики, интервью известных актеров, объяснениями, рекомендациями и т.д.  В книге не много текста, но есть много видео. Те, кто сможет скачать книгу, а ее размер около 120 Мб, получат настоящее удовольствие. Книга бесплатна. Вы можете смело делиться ею со своими друзьями.  Не бойтесь скачивать, книга не заразная ?

Нажмите на любую кнопку ниже, чтобы получить ссылку на скачивание

Читайте также:  Бактерии паразиты вызывают ангину

Источник

Êíèãà: Äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà À. Í. Ñòðåëüíèêîâîé. Êàê ñïðàâèòüñÿ ñ õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè è óêðåïèòü îðãàíèçì

Åñëè ó âàñ çàëîæåí íîñ

 íîðìå ÷åëîâåê â ñïîêîéíîì ñîñòîÿíèè äûøèò ÷åðåç íîñ. Äëÿ îðãàíèçìà ñâîáîäíîå íîñîâîå äûõàíèå èìååò î÷åíü áîëüøîå çíà÷åíèå. Èìåííî òàêîå äûõàíèå ñ÷èòàåòñÿ ôèçèîëîãè÷íûì.

Íîñîâàÿ ïîëîñòü âûïîëíÿåò äûõàòåëüíóþ, îáîíÿòåëüíóþ è ðåçîíàòîðíóþ ôóíêöèè. Áëàãîäàðÿ íàëè÷èþ â ñëèçèñòîé îáîëî÷êå íîñà áîëüøîãî êîëè÷åñòâà êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ âîçäóõ, ïðîõîäÿùèé ÷åðåç íîñ, ñîãðåâàåòñÿ è óâëàæíÿåòñÿ. Ìåðöàòåëüíûé ýïèòåëèé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè è èçâèëèñòûå íîñîâûå õîäû î÷èùàþò âîçäóõ îò ÷àñòè÷åê ïûëè. Ðîò – ýòî «çàïàñíîé âõîä», èì ÷åëîâåê äûøèò âî âðåìÿ áûñòðîé ðå÷è, ïåíèÿ è òîãäà, êîãäà íîñîâîå äûõàíèå íàðóøåíî.

Ïðè äëèòåëüíîì íàðóøåíèè íîðìàëüíîãî íîñîâîãî äûõàíèÿ â îðãàíèçìå è îòäåëüíûõ åãî ñèñòåìàõ è îðãàíàõ ïðîèñõîäÿò î÷åíü ñåðüåçíûå èçìåíåíèÿ. Ýòî áûëî äîêàçàíî ó÷åíûìè åùå â ïåðâîé ïîëîâèíå ïðîøëîãî âåêà.

Ðàññòðîéñòâî íîñîâîãî äûõàíèÿ, à òåì áîëåå ïîëíîå åãî âûêëþ÷åíèå ìîæåò èìåòü òàêèå ïîñëåäñòâèÿ, êàê:

• ñíèæåíèå ðåñïèðàòîðíîé ôóíêöèè íîñîâûõ ïàçóõ;

• áûñòðîå èñòîùåíèå çàùèòíûõ ñïîñîáíîñòåé äûõàòåëüíûõ ïóòåé, ïðîòèâîñòîÿùèõ ïîïàäàíèþ èíôåêöèè;

• óìåíüøåíèå êîëè÷åñòâà ïîñòóïàþùåãî â ëåãêèå âîçäóõà;

• ÷àñòûå çàáîëåâàíèÿ àíãèíàìè, íàçîôàðèíãèòàìè è ëàðèíãèòàìè, êàòàðàìè íèæíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, áðîíõèòàìè è ïíåâìîíèåé;

• çíà÷èòåëüíîå íàðóøåíèå ãàçîîáìåíà (êîëè÷åñòâî êèñëîðîäà â êðîâè óìåíüøàåòñÿ íà 25–30 %);

• èçìåíåíèå ñîñòàâà êðîâè: óìåíüøåíèå ãåìîãëîáèíà, ñàõàðà è êàëüöèÿ, íàðóøåíèå êèñëîòíî-ùåëî÷íîãî áàëàíñà;

• ðàññòðîéñòâà êðîâîîáðàùåíèÿ (ãèïåðòîíèÿ è äð.);

• çàñòîéíûå ÿâëåíèÿ â ãðóäíîé ïîëîñòè è ÷åðåïíûõ ïîëîñòÿõ;

• íåïðàâèëüíîå ðàçâèòèå ëèöåâîãî ñêåëåòà;

• ðàññòðîéñòâà ñëóõà;

• íàðóøåíèÿ çðåíèÿ;

• ðàññòðîéñòâî ïàìÿòè;

• íàðóøåíèÿ íåðâíîé ñèñòåìû: ãîëîâíûå áîëè, ðàçäðàæèòåëüíîñòü, ïîâûøåííàÿ óòîìëÿåìîñòü, íåðâíûå òèêè, íî÷íûå ñòðàõè, íåäåðæàíèå ìî÷è è äð.;

• ñíèæåíèå èììóíèòåòà;

• ðàññòðîéñòâà ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ: îòñòàâàíèå â ðîñòå, ñëàáîñòü ìûøö è äð.;

• èñêðèâëåíèå ïîçâîíî÷íèêà ó äåòåé è ïîäðîñòêîâ (ñêîëèîçû, êèôîçû, ëîðäîçû è äð.);

• çàäåðæêà ïîëîâîãî ðàçâèòèÿ;

• ïðîáëåìû ñ êîæåé: þíîøåñêèå óãðè, ïîÿâëåíèå ïðåæäåâðåìåííûõ ìîðùèí ó âçðîñëûõ;

• ðàçâèòèå ñèêîçà è ðîæèñòîãî âîñïàëåíèÿ;

• ðàññòðîéñòâà ïèùåâàðåíèÿ;

• ñíèæåíèå ïîëîâîé ôóíêöèè;

• âûêèäûø âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè.

È ýòî äàëåêî íå ïîëíûé ïåðå÷åíü. Áîëüøèíñòâî ïåäèàòðîâ ñ÷èòàþò, ÷òî äåòñêèé îðãàíèçì îñîáåííî ÷óâñòâèòåëåí ê íåäîñòàòêó êèñëîðîäà. Êèñëîðîäíîå ãîëîäàíèå âûçûâàåò ñíèæåíèå àïïåòèòà, íàðóøåíèå îáìåíà âåùåñòâ è â èòîãå âåäåò ê îáùèì òÿæåëûì ðàññòðîéñòâàì çäîðîâüÿ è ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.

 îïðåäåëåííûå ïåðèîäû ôîðìèðîâàíèÿ äåòñêîãî îðãàíèçìà ÷àñòî íàáóõàåò êàâåðíîçíàÿ òêàíü, âûçûâàÿ íå òîëüêî âîñïàëèòåëüíûå èçìåíåíèÿ, íî è ïðîäîëæèòåëüíûå çàñòîéíûå ÿâëåíèÿ êàê â ïîëîñòè íîñà, òàê è â íîñîâûõ ïàçóõàõ. Ñî âðåìåíåì ýòîò ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ ïðèíèìàåò õðîíè÷åñêèé õàðàêòåð. ×àñòûå íàáóõàíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè íîñîãëîòêè ñïîñîáñòâóþò áûñòðîìó ïðîíèêíîâåíèþ â íåå è äàëüíåéøåìó ðàçìíîæåíèþ ìèêðîîðãàíèçìîâ, â ñâÿçè ñ ÷åì íîñîãëîòêà ñòàíîâèòñÿ ìåñòîì ëîêàëèçàöèè ïîñòîÿííûõ î÷àãîâ àäåíîâèðóñíîé èíôåêöèè.

×àñòî âñòðå÷àþùèìñÿ â äåòñêîì âîçðàñòå íàðóøåíèåì íîñîâîãî äûõàíèÿ ÿâëÿþòñÿ àäåíîèäíûå ðàçðàñòàíèÿ. Óâåëè÷èâàÿñü, àäåíîèäû ÷àñòè÷íî èëè ïîëíîñòüþ çàêðûâàþò õîàíû è îòâåðñòèÿ åâñòàõèåâûõ òðóá. Òàêèì îáðàçîì, óõóäøàåòñÿ èëè âîîáùå ïðåêðàùàåòñÿ äûõàíèå ÷åðåç íîñ ñî âñåìè âûòåêàþùèìè îòñþäà ïîñëåäñòâèÿìè äëÿ çäîðîâüÿ ðåáåíêà.

Ê âåðõíèì äûõàòåëüíûì ïóòÿì îòíîñÿòñÿ íîñ ñ ïðèäàòî÷íûìè ïàçóõàìè, ãëîòêà, ãîðòàíü è òðàõåÿ. Ñëîæíàÿ ñèñòåìà ËÎÐ-îðãàíîâ òåñíî ñîïðèêàñàåòñÿ ñ îðãàíàìè ñëóõà, à òàêæå ñ ãëàçàìè è ìîçãîì. Ñòðóÿ âäûõàåìîãî âîçäóõà ïîïàäàåò âíà÷àëå â ïîëîñòü íîñà, çàòåì ïîäíèìàåòñÿ ê íîñîâîìó ñâîäó, ïî îáùåìó íîñîâîìó âõîäó äâèæåòñÿ âãëóáü è îïóñêàåòñÿ, íàïðàâëÿÿñü ÷åðåç õîàíû â íîñîãëîòàòåëüíóþ îáëàñòü.

Îñîáåííîñòüþ äåòñêîãî âîçðàñòà ÿâëÿåòñÿ ñðàâíèòåëüíàÿ óçîñòü âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé è ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ñëèçèñòîé îáîëî÷êè íîñà. Íà ïóòè ñëåäîâàíèÿ ñòðóè âîçäóõà èç-çà íàëè÷èÿ âûñòóïîâ è óçêèõ ìåñò â äûõàòåëüíîì òðàêòå îáðàçóþòñÿ çàâèõðåíèÿ, êîòîðûå ñèëüíî ðàçäðàæàþò ðàñïîëîæåííûå â ñëèçèñòîé îáîëî÷êå íîñà ðåöåïòîðû. Ïîñëåäíèå îáåñïå÷èâàþò ðåôëåêòîðíóþ ñâÿçü ïî÷òè ñî âñåìè âíóòðåííèìè îðãàíàìè: ãîðòàíüþ, ëåãêèìè, ñåðäöåì, æåëóäêîì, êèøå÷íèêîì, ïîëîâûìè îðãàíàìè. Äûõàòåëüíûå ìûøöû ðàáîòàþò àêòèâíåå â òîì ñëó÷àå, åñëè ïîñòóïëåíèþ âîçäóõà â äûõàòåëüíûé òðàêò áóäåò îêàçàíî ñîïðîòèâëåíèå.

Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà íàðóæíîé ñòåíêè íîñà, êàê èçâåñòíî, ñîäåðæèò êàâåðíîçíóþ òêàíü. Åå áûñòðîå íàáóõàíèå (íàïðèìåð, ïðè ïðîñòóäå) ñîçäàåò äîïîëíèòåëüíîå ñîïðîòèâëåíèå ñòðóå âîçäóõà. È. È. Ùåðáàòîâ äîêàçàë, ÷òî äîñòàòî÷íî ñàìîãî íåïðîäîëæèòåëüíîãî è íåæíîãî ðàçäðàæåíèÿ, ÷òîáû ïðîèçîøëè èçìåíåíèÿ â ãàçîâîì ñîñòàâå êðîâè. Ñòðóÿ àêòèâíî âäûõàåìîãî âîçäóõà âûçûâàåò ðåôëåêñ, íåîáõîäèìûé äëÿ ëó÷øåé àðòåðèàëèçàöèè êðîâè.

Ñòðåëüíèêîâñêàÿ äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà òðåíèðóåò êîðîòêèé øóìíûé àêòèâíûé âäîõ, êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ åäèíñòâåííûì åñòåñòâåííûì ñðåäñòâîì âîññòàíîâëåíèÿ íîñîâîãî äûõàíèÿ.

Ïîä÷åðêèâàþ: åñòåñòâåííûì, òî åñòü áåç ïîìîùè ìåäèêàìåíòîâ è õèðóðãè÷åñêèõ âìåøàòåëüñòâ, êîòîðûå åñëè è ñïîñîáñòâóþò óëó÷øåíèþ íîñîâîãî äûõàíèÿ, òî ëèøü íà î÷åíü êîðîòêèé ñðîê (äà ïðîñòÿò ìíå òàêîå îòêðîâåíèå âðà÷è-îòîðèíîëàðèíãîëîãè).

Êîíå÷íî, êàæäûé ñàì âïðàâå âûáèðàòü ìåòîä ëå÷åíèÿ. Íî ìíîãèå, ê ñîæàëåíèþ, çàáûâàþò, ÷òî «ëåæà íà ïå÷è, íå áóäåøü åñòü êàëà÷è»! ×ëåí-êîððåñïîíäåíò ÐÀÌÍ, çàñëóæåííûé äåÿòåëü íàóêè ÐÑÔÑÐ, ïðîôåññîð À. Ã. Ëèõà÷åâ â ñâîåì «Ñïðàâî÷íèêå ïî îòîðèíîëàðèíãîëîãèè» ïèøåò: «Ìåñòíîå ïðèìåíåíèå àíòèáèîòèêîâ ìàëîýôôåêòèâíî è äàåò ëèøü êðàòêîâðåìåííûé ýôôåêò. Íåäîñòàòî÷íî îáîñíîâàííîå õèðóðãè÷åñêîå âìåøàòåëüñòâî íà ïðèäàòî÷íûõ ïàçóõàõ íîñà â òàêèõ ñëó÷àÿõ ÷àñòî ïðèâîäèò ê óõóäøåíèþ ïðîöåññà…» Íàèâíûì òîâàðèùàì, íàäåþùèìñÿ âîññòàíîâèòü óòðà÷åííîå íîñîâîå äûõàíèå êàêèìè-ëèáî äðóãèìè ìåòîäàìè è íå âåðÿùèì â êîëîññàëüíóþ ëå÷åáíóþ ñèëó ñòðåëüíèêîâñêîé ãèìíàñòèêè, ñîâåòóþ çàäóìàòüñÿ íàä ýòèìè ñëîâàìè âûäàþùåãîñÿ êëèíèöèñòà.

×òî äàåò ñòðåëüíèêîâñêàÿ äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà?

Âî-ïåðâûõ, îíà âîññòàíàâëèâàåò íîðìàëüíîå ôèçèîëîãè÷åñêîå äûõàíèå ÷åðåç íîñ è çàêðåïëÿåò íàâûêè ïðàâèëüíîãî äûõàíèÿ.  ðåçóëüòàòå ñèñòåìàòè÷åñêîãî è ÷àñòîãî ïîâòîðåíèÿ (ïî 1200 âäîõîâ-äâèæåíèé â òå÷åíèå 15–30 ìèíóò äâà ðàçà â äåíü, óòðîì è âå÷åðîì, â òåìïîðèòìå ñòðîåâîãî ñîëäàòñêîãî øàãà) ýòè óïðàæíåíèÿ ñòàíîâÿòñÿ óñëîâíûì ðàçäðàæèòåëåì äëÿ êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà è èçìåíÿþò õàðàêòåð äûõàíèÿ (åãî ðèòì, ãëóáèíó è äð.). Òàêèì îáðàçîì, ñòåðåîòèï äûõàíèÿ ïîëíîñòüþ ìåíÿåòñÿ – îíî ñòàíîâèòñÿ ïðåäåëüíî ãëóáîêèì.

Âî-âòîðûõ, óïðàæíåíèÿ óñòðàíÿþò ìåñòíûå çàñòîéíûå ÿâëåíèÿ â âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòÿõ. Ïðè åæåäíåâíûõ ñèñòåìàòè÷åñêèõ òðåíèðîâêàõ ïðîèñõîäèò îòòîê ïàòîëîãè÷åñêîãî ñåðîçíî-ñëèçèñòîãî ñåêðåòà èç ïðèäàòî÷íûõ ïàçóõ íîñà, óñòðàíÿþòñÿ âîñïàëèòåëüíûå èíôèëüòðàòû è ìåñòíûå îòåêè òêàíåé, çà÷àñòóþ ñ íåáîëüøèìè êðîâîèçëèÿíèÿìè. Ïîñòåïåííî ðàññàñûâàþòñÿ ïîëèïû è àäåíîèäíûå ðàçðàñòàíèÿ, âîññòàíàâëèâàåòñÿ óòðà÷åííîå îáîíÿíèå.

È òðåòüå. Çàñòîéíûå ÿâëåíèÿ â îðãàíàõ è òêàíÿõ – õàðàêòåðíûé ñïóòíèê ëþáîãî âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà. Óïðàæíåíèÿ ñòðåëüíèêîâñêîé äûõàòåëüíîé ãèìíàñòèêè âîâëåêàþò â àêòèâíóþ ðàáîòó êðóïíûå ìûøå÷íûå ãðóïïû íèæíèõ êîíå÷íîñòåé, êîòîðûå êàê áû «îòñàñûâàþò» íà ñåáÿ áîëüøîå êîëè÷åñòâî êðîâè, ñïîñîáñòâóÿ åå óñèëåííîìó äâèæåíèþ è ïåðåðàñïðåäåëåíèþ.

Äàâíî èçâåñòíî, ÷òî âî âðåìÿ àêòèâíîãî âäîõà äàâëåíèå â ïëåâðàëüíîé ïîëîñòè óìåíüøàåòñÿ (îíî ñòàíîâèòñÿ íèæå àòìîñôåðíîãî íà 10–15 ìì ðò. ñò.), è ýòî âîçäåéñòâóåò íà îðãàíû, íàõîäÿùèåñÿ âíóòðè ãðóäíîé êëåòêè. Òîíêèå ñòåíêè âåí ðàñòÿãèâàþòñÿ, è êðîâü àêòèâíî ïðèëèâàåò ê ñåðäöó. Òàêèì îáðàçîì, âî âðåìÿ ñòðåëüíèêîâñêèõ óïðàæíåíèé çíà÷èòåëüíî óñèëèâàåòñÿ íå òîëüêî îáùèé, íî è ìåñòíûé êðîâîòîê. Äàâëåíèå íèæå àòìîñôåðíîãî ïåðåäàåòñÿ íà âíóòðåííþþ è íàðóæíóþ ÿðåìíûå âåíû â íèæíåé ÷àñòè øåè, íà ïëå÷åâûå âåíû ïîä êëþ÷èöåé è íà ñèñòåìó âåí ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà. À òàê êàê ýòè êðóïíûå âåíû ðàñïîëîæåíû âáëèçè ãðóäíîé ïîëîñòè, óñèëåíèå ïåðèôåðè÷åñêîãî êðîâîîáðàùåíèÿ ñïîñîáñòâóåò ëèêâèäàöèè ìåñòíûõ çàñòîéíûõ ÿâëåíèé â âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòÿõ.

Ê òîìó æå âî âðåìÿ âûïîëíåíèÿ ñòðåëüíèêîâñêèõ óïðàæíåíèé äëÿ ãîëîâû («Ïîâîðîòû ãîëîâû», «Óøêè», «Ìàÿòíèê ãîëîâîé», «Êðóãîâûå äâèæåíèÿ ãîëîâîé» è «Íàêëîí íàçàä») â ðàáîòó âîâëåêàþòñÿ ìûøöû øåè. Ýòî ñïîñîáñòâóåò àêòèâíîé ãèïåðåìèè – ïðèëèâó êðîâè ê ó÷àñòêàì, ïîðàæåííûì âîñïàëèòåëüíûì ïðîöåññîì, è èõ ðàññàñûâàíèþ. Ïîýòîìó ñ ïîìîùüþ íàøåé äûõàòåëüíîé ãèìíàñòèêè ëèêâèäèðóþòñÿ âûçâàííûå äëèòåëüíûì îòñóòñòâèåì íîñîâîãî äûõàíèÿ íàðóøåíèÿ â ðàçëè÷íûõ îðãàíàõ è ñèñòåìàõ.

Êàêèì óïðàæíåíèÿì íóæíî óäåëÿòü îñîáîå âíèìàíèå?

Åñëè ó âàñ íå äûøèò íîñ, åãî íóæíî çàñòàâèòü äûøàòü! Åäèíñòâåííîå ñðåäñòâî, êîòîðîå ñïîñîáíî ýòî ñäåëàòü, – ñòðåëüíèêîâñêàÿ äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà. Ïðîñòèòå ìîþ íåñêðîìíîñòü, íî ýòî äåéñòâèòåëüíî òàê. Âû ìîæåòå óáåäèòüñÿ â ýòîì ñàìè.

Äëÿ íà÷àëà ïðîñòî øìûãàéòå íîñîì. Õîäèòå ïî êâàðòèðå è àêòèâíî íþõàéòå âîçäóõ êàê äèêîå æèâîòíîå. Ïðèíþõèâàéòåñü ê çàïàõàì, äîíîñÿùèìñÿ ñ êóõíè. Ïîòåðÿíî îáîíÿíèå, íå ÷óâñòâóåòå çàïàõîâ? Âñå ðàâíî õîäèòå è ïðèíþõèâàéòåñü. Ôàíòàçèðóéòå, ïðèäóìûâàéòå çàïàõè! Åñëè ïðè ïåðâûõ æå øóìíûõ âäîõàõ ó âàñ çàêðóæèëàñü ãîëîâà, íå ïóãàéòåñü. Ñÿäüòå â óäîáíîå, ìÿãêîå êðåñëî, ìàêñèìàëüíî ðàññëàáüòåñü è ïðîäîëæèòå òàê æå àêòèâíî øìûãàòü íîñîì (íàïîìèíàþ: âûäîõ óõîäèò ÷åðåç íîñ èëè ðîò ïîñëå êàæäîãî êîðîòêîãî âäîõà; íå äóìàéòå î âûäîõå). Îòäûõàéòå ïîñëå êàæäûõ 2 øóìíûõ êîðîòêèõ âäîõîâ, ïðè÷åì íå 3–5 ñåêóíä, êàê ÿ îáû÷íî ðåêîìåíäóþ, à äî 10 ñåêóíä. Çàòåì ñíîâà ïðîäîëæàéòå ïîïûòêè.

Читайте также:  Как лучше лечить ангину в домашних условиях быстро у взрослого

Ïîñòåïåííî, ïî-ïðåæíåìó ñèäÿ â êðåñëå, ïåðåõîäèòå ê âûïîëíåíèþ 4, à çàòåì è 8 âäîõîâ ïîäðÿä. Ïîñëå òîãî êàê ãîëîâîêðóæåíèå óìåíüøèòñÿ èëè âîîáùå ïðîéäåò, ïðîäîëæèòå óïðàæíåíèå óæå íå ñèäÿ, à íà õîäó.

Õîäèòå ïî êîìíàòå è ïðèñåäàéòå ïðè êàæäîì âäîõå. Ïðèñåäàíèå äîëæíî áûòü ëåãêèì, ïðóæèíèñòûì: âûíîñÿ íîãó âïåðåä è äåëàÿ øàã, ÷óòü ñîãíèòå åå â êîëåíå è ñðàçó æå âûïðÿìèòå. Òîëüêî ïîñëå ýòîãî äåëàéòå øàã äðóãîé íîãîé. Ñïèíó äåðæèòå àáñîëþòíî ïðÿìîé, íå íàêëîíÿéòåñü âïåðåä äàæå ñëåãêà.

Ìûñëåííî ñ÷èòàéòå øàãè-ïðèñåäàíèÿ. Äîñ÷èòàâ äî 8, áåç îñòàíîâêè íà÷èíàéòå ñ÷åò ñíà÷àëà (â íàøåé ãèìíàñòèêå ñ÷åò âñåãäà èäåò âîñüìåðêàìè). Ïîñëå òîãî êàê âû ïîõîäèòå òàêèì îáðàçîì (øìûãàÿ è ïðèñåäàÿ) 10–15 ìèíóò, îòäîõíèòå – ïðèñÿäüòå èëè çàéìèòåñü êàêèìè-íèáóäü äîìàøíèå äåëàìè. Çàòåì ïîõîäèòå åùå 10–15 ìèíóò, ñëåãêà ïðèñåäàÿ è øóìíî íþõàÿ âîçäóõ. È òàê íåñêîëüêî ðàç â äåíü. Ïîìíèòå: âäîõ íåëüçÿ òÿíóòü, îí äîëæåí áûòü ãðîìêèì è êîðîòêèì, êàê õëîïîê.

Ñêîëüêî «âîñüìåðîê» ïîëó÷èòñÿ çà 10–15 ìèíóò õîäüáû, íåèçâåñòíî, è ñ÷èòàòü èõ íå íàäî. Ñ÷èòàéòå øàãè: «Ðàç, äâà, òðè, ÷åòûðå, ïÿòü, øåñòü, ñåìü, âîñåìü». È ñíîâà: «Ðàç, äâà…» Èìåííî «ðàç», à íå «îäèí». Ýòî î÷åíü âàæíî. Íàøà ãèìíàñòèêà îòøëèôîâûâàëàñü â òå÷åíèå ìíîãèõ ëåò. Íå îòñòóïàéòå îò ïðàâèë, íå ýêñïåðèìåíòèðóéòå! Èíà÷å âû çðÿ ïîòåðÿåòå âðåìÿ – òðåíèðîâêà íå ïðèíåñåò ðåçóëüòàòà.

Åñëè âàì ÷òî-òî íåïîíÿòíî è ó âàñ âîçíèêëè âîïðîñû, çâîíèòå â èçäàòåëüñòâî – âàì ïîìîãóò ñâÿçàòüñÿ ñ àâòîðîì.

×åðåç íåñêîëüêî äíåé òàêèõ õîæäåíèé ñ ïðèñåäàíèÿìè è øóìíûì íþõàíèåì âîçäóõà íîñ, êàê ïðàâèëî, õîòü «íà êîïåéêó», íî íà÷èíàåò äûøàòü ëó÷øå.

Ýòî ïðåäâàðèòåëüíîå óïðàæíåíèå, ïðåäíàçíà÷åííîå äëÿ òåõ, êòî âïåðâûå ïðèñòóïèë ê ñòðåëüíèêîâñêîé ãèìíàñòèêå. Ïîñêîëüêó íà íåäîñòàòîê êèñëîðîäà ðåàãèðóåò ïðåæäå âñåãî êîðà ãîëîâíîãî ìîçãà, íå ïåðåõîäèòå ê óïðàæíåíèÿì ñ äâèæåíèÿìè ãîëîâû áåç òàêîé ïîäãîòîâêè. Ñîñóäû êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà äîëæíû àäàïòèðîâàòüñÿ ê ðåçêîìó øóìíîìó âäîõó ÷åðåç íîñ, è ãîëîâà äîëæíà ïåðåñòàòü êðóæèòüñÿ.

• Çàòåì âûïîëíèòå òðè óïðàæíåíèÿ, êîòîðûå çàäåéñòâóþò ãîëîâó: «Ïîâîðîòû», «Óøêè» è «Ìàëûé ìàÿòíèê». Äåëàéòå ïî 8 âäîõîâ-äâèæåíèé ñ îòäûõîì â òå÷åíèå 3–5 ñåêóíä – ïî 12 «âîñüìåðîê» äëÿ êàæäîãî óïðàæíåíèÿ. Åñëè ó âàñ êðóæèòñÿ ãîëîâà, âûïîëíÿéòå óïðàæíåíèÿ ñèäÿ. Ïðè ñèëüíîì ãîëîâîêðóæåíèè óâåëè÷üòå îòäûõ ìåæäó «âîñüìåðêàìè» äî 10 ñåêóíä. È íè â êîåì ñëó÷àå íå äåëàéòå ðåçêèõ äâèæåíèé ãîëîâîé: ïîâîðà÷èâàéòå è îïóñêàéòå åå ÷óòü-÷óòü, ñëåãêà. Íå íàïðÿãàéòå øåþ, âû íå äîëæíû îùóùàòü åå âî âðåìÿ äâèæåíèÿ.

• Ïîñëå ýòîãî ïåðåéäèòå ê óïðàæíåíèþ «Êðóãîâûå äâèæåíèÿ ãîëîâîé» èç âñïîìîãàòåëüíîãî êîìïëåêñà. Âûïîëíèòå 6 «âîñüìåðîê» ñ âðàùåíèåì ñïðàâà íàëåâî è 6 «âîñüìåðîê» ñ âðàùåíèåì ñëåâà íàïðàâî. Øóìíî âäûõàéòå â ìîìåíò, êîãäà ãîëîâà îïóùåíà âíèç.

• Íàêîíåö, ïðîäåëàéòå óïðàæíåíèå «Îáíèìè ïëå÷è» ñ îòêèäûâàíèåì ãîëîâû íàçàä. Íîðìà: 12 «âîñüìåðîê».

Èòîãî ïîñëå âûïîëíåíèÿ ïÿòè óïðàæíåíèé ïîëó÷èëîñü ïÿòü ñòðåëüíèêîâñêèõ «ñîòåí». Ýòî íîðìà îäíîãî óðîêà. Çà äåíü âû äîëæíû ïîâòîðèòü òàêîé óðîê ïÿòü-âîñåìü ðàç. Ïîòðåíèðóéòåñü òðè-÷åòûðå äíÿ, è âàø íîñ îáÿçàòåëüíî ñòàíåò äûøàòü ëó÷øå.

Î ïîðÿäêå âûïîëíåíèÿ óïðàæíåíèé

 ñòàðûõ ïóáëèêàöèÿõ 20-30-ëåòíåé äàâíîñòè êîìïëåêñ äûõàòåëüíîé ãèìíàñòèêè Ñòðåëüíèêîâîé íà÷èíàëñÿ ñ òðåõ óïðàæíåíèé ãîëîâîé. Ñ ãîäàìè ìåòîä ñîâåðøåíñòâîâàëñÿ: ÷òî-òî ñîêðàùàëîñü, ÷òî-òî äîáàâëÿëîñü. Ìîÿ ó÷èòåëüíèöà áûëà ÷åëîâåêîì èùóùèì, îíà ïåðèîäè÷åñêè ìåíÿëà îïðåäåëåííûå ýëåìåíòû â òåõíèêå âûïîëíåíèÿ òîãî èëè èíîãî óïðàæíåíèÿ, ìåíÿëà è ïîðÿäîê âûïîëíåíèÿ ñàìèõ óïðàæíåíèé.

Ñ òî÷êè çðåíèÿ ëîãèêè, êàçàëîñü áû, íàäî íà÷èíàòü ñ ãîëîâû, à çàêàí÷èâàòü íîãàìè. Íî ó áîëüíûõ ñ äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ II ñòåïåíè, êàê ïðàâèëî, ñîñóäû ãîëîâû íà øóìíûé âäîõ îòâå÷àþò ñïàçìîì. À åñëè åùå ïðè ýòîì âåðòåòü ãîëîâîé äà âäîáàâîê íàïðÿãàòü øåþ… ×òî áóäåò? Ãîëîâîêðóæåíèå è, âîçìîæíî, äàæå îáìîðîê.

Ïðèäÿ íà ðàáîòó â ãîðîäñêóþ êëèíè÷åñêóþ áîëüíèöó ¹ 50 (ñåé÷àñ ÿ òàì óæå äàâíî íå ðàáîòàþ) è ïðèñòóïèâ ê âíåäðåíèþ íàøåãî ìåòîäà â êëèíè÷åñêóþ ïðàêòèêó, ÿ óáåäèëñÿ, ÷òî íåëüçÿ íà÷èíàòü îñâîåíèå ñòðåëüíèêîâñêîé ãèìíàñòèêè ñ óïðàæíåíèé äëÿ ãîëîâû. Îñîáåííî åñëè ñîñóäû «äîâåäåíû äî ðó÷êè» èëè ïåðåíåñåíà òðàâìà ãîëîâû. ß óáåäèë â ýòîì Àëåêñàíäðó Íèêîëàåâíó, ïðèâåäÿ åå îäíàæäû â áîëüíèöó è ïîêàçàâ åé òàêèõ ïàöèåíòîâ. Ïîýòîìó â ïîñëåäíèå ãîäû æèçíè ìîÿ ó÷èòåëüíèöà íà÷èíàëà óðîêè â òîé æå ïîñëåäîâàòåëüíîñòè, â êàêîé ÿ ïðîâîäèë èõ â áîëüíèöå.

Èñêëþ÷èòå óïðàæíåíèå «Íàñîñ» íà ìåñÿö â òîì ñëó÷àå, åñëè â ïðîöåññå îñâîåíèÿ îñíîâíîãî êîìïëåêñà ñòðåëüíèêîâñêîé ãèìíàñòèêè ó âàñ î÷åíü ïëîõî äûøèò íîñ. Äåëî â òîì, ÷òî âî âðåìÿ íàêëîíà âíèç êðîâü ðåçêî ïðèëèâàåò ê íîñîãëîòêå. Ñîñóäû íàáóõàþò, è ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà îòåêàåò åùå ñèëüíåå.

Åñëè âû óæå êàêîå-òî âðåìÿ çàíèìàåòåñü íàøåé ãèìíàñòèêîé è äîñòàòî÷íî õîðîøî òðåíèðîâàíû, òî ïðè çàëîæåííîì íîñå ìîæåòå ñìåëî íà÷èíàòü ñ òðåõ óïðàæíåíèé äëÿ ãîëîâû, ÷òîáû áûñòðåå «ïðîäûøàòü» åãî. À âîò åñëè ó âàñ áîëüíûå ñîñóäû (íàïðèìåð, âåãåòîñîñóäèñòàÿ äèñòîíèÿ), òî, êàê áû ïëîõî íè äûøàë íîñ, íà÷èíàòü ñ «Ïîâîðîòîâ ãîëîâû» íåëüçÿ íè â êîåì ñëó÷àå. Ñëåäóåò ïîñòóïàòü, êàê îïèñàíî âûøå: ïðåäâàðèòåëüíî ïîòðåíèðîâàòü íîñîâîå äûõàíèå âî âðåìÿ õîäüáû ïî êîìíàòå. Èëè âûïîëíèòü ïåðâûå äâà óïðàæíåíèÿ îñíîâíîãî êîìïëåêñà – «Ëàäîøêè» è «Ïîãîí÷èêè». Äåëàéòå èõ â òå÷åíèå òðåõ-÷åòûðåõ äíåé, à çàòåì äîáàâëÿéòå ïî îäíîìó óïðàæíåíèþ êàæäûå äâà-òðè äíÿ. Ïðè ýòîì èñêëþ÷èòå èç îñíîâíîãî êîìïëåêñà «Íàñîñ».

Ïàöèåíòàì ñ áîëüíûìè ñîñóäàìè ãîëîâû è çàëîæåííûì íîñîì, êîòîðûå ðåøèëè îñâàèâàòü íàøó ãèìíàñòèêó, íà÷èíàÿ ñ óïðàæíåíèé îñíîâíîãî êîìïëåêñà, ðåêîìåíäóþ òàêóþ èõ ïîñëåäîâàòåëüíîñòü:

1) «Ëàäîøêè»;

2) «Ïîãîí÷èêè»;

3) «Êîøêà»;

4) «Îáíèìè ïëå÷è»;

5) «Ïîâîðîòû ãîëîâû»;

6) «Óøêè»;

7) «Ìàÿòíèê ãîëîâîé»;

8) «Ïåðåêàòû»;

9) «Øàãè»;

10) «Áîëüøîé ìàÿòíèê».

Òîëüêî ÷åðåç ìåñÿö òðåíèðîâîê, êîãäà âàø íîñ ñòàíåò äûøàòü ãîðàçäî ëó÷øå, âêëþ÷èòå «Íàñîñ» â ñàìûé êîíåö ýòîãî êîìïëåêñà.

Åñëè ñ ñîñóäàìè ãîëîâû ó âàñ âñå â ïîðÿäêå, à âîò íîñ äûøèò î÷åíü ïëîõî, óâåëè÷üòå ÷èñëî ïîâòîðîâ, âûïîëíÿÿ «Ïîâîðîòû ãîëîâû», «Óøêè» è «Ìàÿòíèê ãîëîâîé» («Ìàëûé ìàÿòíèê»). Òîãäà êîìïëåêñ óïðàæíåíèé ìîæåò âûãëÿäåòü ñëåäóþùèì îáðàçîì:

1) «Ïîâîðîòû ãîëîâû»;

2) «Óøêè»;

3) «Ìàÿòíèê ãîëîâîé»;

4) «Êðóãîâûå äâèæåíèÿ ãîëîâîé»;

5) «Îáíèìè ïëå÷è» (ñ îòêèäûâàíèåì ãîëîâû íàçàä);

6) «Ëàäîøêè»;

7) «Ïîãîí÷èêè»;

8) «Êîøêà»;

9) «Áîëüøîé ìàÿòíèê».

Çàòåì ñíîâà:

1) «Ïîâîðîòû ãîëîâû»;

2) «Óøêè»;

3) «Ìàÿòíèê ãîëîâîé»;

4) «Êðóãîâûå äâèæåíèÿ ãîëîâîé»;

5) «Îáíèìè ïëå÷è» (ñ îòêèäûâàíèåì ãîëîâû íàçàä);

6) «Ïåðåêàòû»;

7) «Øàãè».

È ïîâòîðèòü åùå ðàç:

1) «Ïîâîðîòû ãîëîâû»;

2) «Óøêè»;

3) «Ìàÿòíèê ãîëîâîé»;

4) «Êðóãîâûå äâèæåíèÿ ãîëîâîé»;

5) «Îáíèìè ïëå÷è» (ñ îòêèäûâàíèåì ãîëîâû íàçàä).

Êàæäîå óïðàæíåíèå æåëàòåëüíî äåëàòü â îáúåìå 96 âäîõîâ-äâèæåíèé. Âñåãî ïîëó÷èòñÿ 21 «ñîòíÿ» – áîëåå 2000 âäîõîâ-äâèæåíèé çà îäíó òðåíèðîâêó, ÷òî, â ïðèíöèïå, íå î÷åíü ìíîãî. Íî åñëè âàì ýòî íå ïî ñèëàì, îãðàíè÷üòåñü 32 âäîõàìè-äâèæåíèÿìè äëÿ êàæäîãî óïðàæíåíèÿ. Òîãäà âûéäåò îêîëî 700 âäîõîâ-äâèæåíèé çà òðåíèðîâêó. Ìàëîâàòî… Ïîýòîìó ïîâòîðèòå êîìïëåêñ äâàæäû è ïîëó÷èòå ïîðÿäêà 1400 âäîõîâ-äâèæåíèé çà òðåíèðîâêó – ýòî óæå õîðîøàÿ íàãðóçêà. Çàíèìàéòåñü óòðîì è âå÷åðîì, à åñëè ñìîæåòå ïðîäåëàòü êîìïëåêñ åùå è â ñåðåäèíå äíÿ – âîîáùå ïðåêðàñíî.

Ïîæàëóéñòà, íå ëåíèòåñü. Çà ñâîè òåðïåíèå è íàñòîé÷èâîñòü âû îáÿçàòåëüíî áóäåòå âîçíàãðàæäåíû íè ñ ÷åì íå ñðàâíèìûì îùóùåíèåì ñâîáîäíîãî, ïîëíîöåííîãî íîñîâîãî äûõàíèÿ!

Источник