Я маленький горло в ангине за окнами падает снег анализ
«Из детства» Давид Самойлов
Я — маленький, горло в ангине.
За окнами падает снег.
И папа поет мне: «Как ныне
Сбирается вещий Олег… »Я слушаю песню и плачу,
Рыданье в подушке душу,
И слезы постыдные прячу,И дальше, и дальше прошу.
Осеннею мухой квартира
Дремотно жужжит за стеной.
И плачу над бренностью мира
Я, маленький, глупый, больной.
Анализ стихотворения Самойлова «Из детства»
Кажется, что детство – это самое счастливое время в жизни человека. Что оно ничем не омрачается, что дети – самый беззаботный народ. Стихотворение «Из детства» Давида Самойлова, написанное в 1956 году и вошедшее в сборник «Второй перевал», опровергает такие мысли.
В качестве лирического героя выступает сам поэт, говоря от первого лица. Действие переносит читателя далеко в прошлое. Благодаря живым образам, созданных талантом Давида Самуиловича, он может видеть комнатку, где на кровати лежит мальчик. За окном зима, снег пушистыми хлопьями покрывает улицы, а ребенок вынужден лежать под одеялом. Он тяжело заболел ангиной, поэтому отец малыша читает ему вслух.
Многие могут удивиться, что же в этой картине такого, что способно противоречит мнению о беспечности детства. А вот что: маленький герой стихотворения не желает обычных для своих сверстников сказок и потешек. Его интересуют другие, более глубокие и серьезные темы. Ребенок просит читать ему о Вещем Олеге и очень остро отзывается на эту трагическую историю:
Я слушаю песню и плачу,
Рыданье в подушке душу,
И слезу постыдные прячу,
И дальше, и дальше прошу.
И хотя автор в последних строках называет себя «маленьким, глупым, больным», нельзя согласиться с этим самоуничижительным определением. Думается, что Давид Самуилович иронизирует, когда вспоминает об этом эпизоде своего детства. Потому что способность сопереживать кому-либо, даже если речь идет о легендарных персонажах, представляется поэту важным качеством. Кроме того, он еще не раз потом обратится к историческим сюжетам в своих произведениях.
Возможно, ирония поэта относится к тому, что называют горем от ума. Автор поясняет: «И плачу над бренностью мира…»
На самом деле, маленького человека, который имея большое сердце и быстрый разум, который уже сейчас осознает, что мир несправедлив, хочется пожалеть. Будущее для него рисуется одновременно и прекрасным, и полным разочарования и страданий. В этом случае такие стороны характера, как доброта и отзывчивость, станут бременем, которое словно ангина, держит за горло.
Однако это только догадки. После трогательной кульминации во второй строфе, где автор так красочно описывает терзания сострадательной детской души, поэт успокаивает читателя:
Осеннею мухой квартира
Дремотно жужжит за стеной.
Используя эти удивительные сравнения, он возвращает нас в уютную атмосферу зимнего вечера.
Смотри больше:
Самойлов
1 июня родился Давид Самуилович Кауфман (1920 — 1990).
«Из детства». Здесь и далее читает автор
Я — маленький, горло в ангине.
За окнами падает снег.
И папа поет мне: «Как ныне
Сбирается вещий Олег…»
Я слушаю песню и плачу,
Рыданье в подушке душу,
И слезы постыдные прячу,
И дальше, и дальше прошу.
Осеннею мухой квартира
Дремотно жужжит за стеной.
И плачу над бренностью мира
Я, маленький, глупый, больной.
Здесь дерево качается: — Прощай! —
Там дом зовет: — Остановись, прохожий!
Дорога простирается: — Пластай
Меня и по дубленой коже
Моей шагай, топчи меня пятой,
Не верь домам, зовущим поселиться.
Верь дереву и мне. —
А дом: — Постой! —
Дом желтой дверью свищет, как синица.
А дерево опять: — Ступай, ступай,
Не оборачивайся. —
А дорога:
— Топчи пятой, подошвою строгай.
Я пыльная, но я веду до бога! —
Где пыль, там бог.
Где бог, там дух и прах.
А я живу не духом, а соблазном.
А я живу, качаясь в двух мирах,
В борении моем однообразном.
А дерево опять: — Ну, уходи,
Не медли, как любовник надоевший! —
Опять дорога мне: — Не тяготи!
Ступай отсюда, конный или пеший. —
А дом — оконной плачет он слезой.
А дерево опять ко мне с поклоном.
Стою, обвит страстями, как лозой,
Перед дорогой, деревом и домом.
«Слова».
Красиво падала листва,
Красиво плыли пароходы.
Стояли ясные погоды,
И праздничные торжества
Справлял сентябрь первоначальный,
Задумчивый, но не печальный.
И понял я, что в мире нет
Затертых слов или явлений.
Их существо до самых недр
Взрывает потрясенный гений.
И ветер необыкновенней,
Когда он ветер, а не ветр.
Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны.
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.
Их протирают, как стекло,
И в этом наше ремесло.
«Давай поедем в город…»
Давай поедем в город,
Где мы с тобой бывали.
Года, как чемоданы,
Оставим на вокзале.
Года пускай хранятся,
А нам храниться поздно.
Нам будет чуть печально,
Но бодро и морозно.
Уже дозрела осень
До синего налива.
Дым, облако и птица
Летят неторопливо.
Ждут снега, листопады
Недавно отшуршали.
Огромно и просторно
В осеннем полушарье.
И все, что было зыбко,
Растрепанно и розно,
Мороз скрепил слюною,
Как ласточкины гнезда.
И вот ноябрь на свете,
Огромный, просветленный.
И кажется, что город
Стоит ненаселенный, —
Так много сверху неба,
Садов и гнезд вороньих,
Что и не замечаешь
Людей, как посторонних…
О, как я поздно понял,
Зачем я существую,
Зачем гоняет сердце
По жилам кровь живую,
И что, порой, напрасно
Давал страстям улечься,
И что нельзя беречься,
И что нельзя беречься…
Давид Самойлов
Я — маленький, горло в ангине.
За окнами падает снег.
И папа поет мне: «Как ныне
Сбирается вещий Олег… «
Я слушаю песню и плачу,
Рыданье в подушке душу,
И слезы постыдные прячу,
И дальше, и дальше прошу.
Осеннею мухой квартира
Дремотно жужжит за стеной.
И плачу над бренностью мира
Я, маленький, глупый, больной.
* * *
Борис Рыжий
Ну вот, я засыпаю наконец,
уткнувшись в бок отцу, еще отец
читает: «Выхожу… я на дорогу…»
Совсем один? Мне пять неполных лет.
Я просыпаюсь, папы рядом нет,
и тихо так и тлеет понемногу
в окне звезда, деревья за окном,
как стражники, мой охраняют дом.
И некого бояться мне, но все же
совсем один. Как бедный тот поэт.
Как мой отец. Мне пять неполных лет.
И все мы друг на друга так похожи.
Источник
Poesy.site
Стихотворение «Из детства» на русском языке, написанное в 1956 год. Автором произведения является Самойлов, Давид Самуилович.
Переключатель меню
Я — маленький, горло в ангине.
За окнами падает снег.
И папа поет мне: «Как ныне
Сбирается вещий Олег… »
Я слушаю песню и плачу,
Рыданье в подушке душу,
И слезы постыдные прячу,
И дальше, и дальше прошу.
Осеннею мухой квартира
Дремотно жужжит за стеной.
И плачу над бренностью мира
Я, маленький, глупый, больной.
Анализ стихотворения Давида Самуиловича Самойлова «Из детства»
Кажется, что детство – это самое счастливое время в жизни человека. Что оно ничем не омрачается, что дети – самый беззаботный народ. Стихотворение «Из детства» Давида Самойлова, написанное в 1956 году и вошедшее в сборник «Второй перевал», опровергает такие мысли.
В качестве лирического героя выступает сам поэт, говоря от первого лица. Действие переносит читателя далеко в прошлое. Благодаря живым образам, созданных талантом Давида Самуиловича, он может видеть комнатку, где на кровати лежит мальчик. За окном зима, снег пушистыми хлопьями покрывает улицы, а ребенок вынужден лежать под одеялом. Он тяжело заболел ангиной, поэтому отец малыша читает ему вслух.
Многие могут удивиться, что же в этой картине такого, что способно противоречит мнению о беспечности детства. А вот что: маленький герой стихотворения не желает обычных для своих сверстников сказок и потешек. Его интересуют другие, более глубокие и серьезные темы. Ребенок просит читать ему о Вещем Олеге и очень остро отзывается на эту трагическую историю:
Я слушаю песню и плачу,
Рыданье в подушке душу,
И слезу постыдные прячу,
И дальше, и дальше прошу.
И хотя автор в последних строках называет себя «маленьким, глупым, больным», нельзя согласиться с этим самоуничижительным определением. Думается, что Давид Самуилович иронизирует, когда вспоминает об этом эпизоде своего детства. Потому что способность сопереживать кому-либо, даже если речь идет о легендарных персонажах, представляется поэту важным качеством. Кроме того, он еще не раз потом обратится к историческим сюжетам в своих произведениях.
Возможно, ирония поэта относится к тому, что называют горем от ума. Автор поясняет: «И плачу над бренностью мира…»
На самом деле, маленького человека, который имея большое сердце и быстрый разум, который уже сейчас осознает, что мир несправедлив, хочется пожалеть. Будущее для него рисуется одновременно и прекрасным, и полным разочарования и страданий. В этом случае такие стороны характера, как доброта и отзывчивость, станут бременем, которое словно ангина, держит за горло.
Однако это только догадки. После трогательной кульминации во второй строфе, где автор так красочно описывает терзания сострадательной детской души, поэт успокаивает читателя:
Осеннею мухой квартира
Дремотно жужжит за стеной.
Используя эти удивительные сравнения, он возвращает нас в уютную атмосферу зимнего вечера.
Источник
Àõ, íàâåðíîå, Àííà Àíäðåâíà,
Âû âîâñå íå ïðàâû.
Íå èç ñîðà ðîäÿòñÿ ñòèõè,
À èç ãîðüêîé îòðàâû,
À èç ãîðüêîé è æãó÷åé,
Êîòîðàÿ êîð÷èò è òðàâèò.
È ïîãóáèò.
È òîëüêî òðàâèíêó
Äëÿ ñòðî÷êè îñòàâèò.
Âûäàþùèéñÿ ñîâåòñêèé, ðóññêèé ïîýò Äàâèä Ñàìóèëîâè÷ Ñàìîéëîâ (Êàóôìàí) ðîäèëñÿ 1 èþíÿ 1920 ãîäà â Ìîñêâå. Îòåö åãî áûë âðà÷îì, ó÷àñòíèêîì Ïåðâîé ìèðîâîé è Ãðàæäàíñêîé âîéí; â ãîäû Îòå÷åñòâåííîé âîéíû ðàáîòàë â òûëîâîì ãîñïèòàëå. Îáðàçû ðîäèòåëåé ïðèñóòñòâóþò â ñòèõàõ Ñàìîéëîâà; âîñïîìèíàíèÿ äåòñòâà îòðàçèëèñü â àâòîáèîãðàôè÷åñêîé ïðîçå êîíöà 1970-õ íà÷àëà 1980-õ ãîäîâ.
Øêîëüíèê Äàâèä Êàóôìàí ïèñàë ñòèõè, â¸ë äíåâíèê. Íà îáëîæêå òîé ÷àñòè åãî äíåâíèêà, êîòîðàÿ äàòèðóåòñÿ 1935 ãîäîì, áûëî íàïèñàíî øóòëèâîå ïðåäîñòåðåæåíèå äëÿ ðîäèòåëåé: «Ïðîøó â ñèþ òåòðàäü íîñà íå ñîâàòü…»).
ÈÇ ÄÅÒÑÒÂÀ
ß — ìàëåíüêèé, ãîðëî â àíãèíå.
Çà îêíàìè ïàäàåò ñíåã.
È ïàïà ïîåò ìíå: ‘Êàê íûíå
Ñáèðàåòñÿ âåùèé Îëåã… ‘
ß ñëóøàþ ïåñíþ è ïëà÷ó,
Ðûäàíüå â ïîäóøêå äóøó,
È ñëåçû ïîñòûäíûå ïðÿ÷ó,
È äàëüøå, è äàëüøå ïðîøó.
Îñåííåþ ìóõîé êâàðòèðà
Äðåìîòíî æóææèò çà ñòåíîé.
È ïëà÷ó íàä áðåííîñòüþ ìèðà
ß, ìàëåíüêèé, ãëóïûé, áîëüíîé.
Íà òâîð÷åñêîå ñòàíîâëåíèå áóäóùåãî ïîýòà áîëüøîå âëèÿíèå îêàçàë äðóã ñåìüè, èñòîðè÷åñêèé ðîìàíèñò Â.ßí.
Êàê ìíîãèå åãî ðîâåñíèêè, Äàâèä Ñàìîéëîâ (åãî íàñòîÿùàÿ ôàìèëèÿ ïî îòöó Êàóôìàí) áûë ïàòðèîòîì ñâîåé ñòðàíû. Îí ïðîñèëñÿ äîáðîâîëüöåì íà ñîâåòñêî-ôèíñêóþ âîéíó. Íî òóäà ñòóäåíòà Ìîñêîâñêîãî èíñòèòóòà ôèëîñîôèè, ëèòåðàòóðû è èñòîðèè íå âçÿëè ïî ñîñòîÿíèþ çäîðîâüÿ. Â 1941 ãîäó Äàâèä Ñàìîéëîâ âñå æå îòïðàâëÿåòñÿ íà ôðîíò.
ÑÎÐÎÊÎÂÛÅ
1961
Ñîðîêîâûå, ðîêîâûå,
Âîåííûå è ôðîíòîâûå,
Ãäå èçâåùåíüÿ ïîõîðîííûå
È ïåðåñòóêè ýøåëîííûå.
Ãóäÿò íàêàòàííûå ðåëüñû.
Ïðîñòîðíî. Õîëîäíî. Âûñîêî.
È ïîãîðåëüöû, ïîãîðåëüöû
Êî÷óþò ñ çàïàäà ê âîñòîêó…
À ýòî ÿ íà ïîëóñòàíêå
 ñâîåé çàìóðçàííîé óøàíêå,
Ãäå çâåçäî÷êà íå óñòàâíàÿ,
À âûðåçàííàÿ èç áàíêè.
Äà, ýòî ÿ íà áåëîì ñâåòå,
Õóäîé, âåñåëûé è çàäîðíûé.
È ó ìåíÿ òàáàê â êèñåòå,
È ó ìåíÿ ìóíäøòóê íàáîðíûé.
È ÿ ñ äåâ÷îíêîé áàëàãóðþ,
È áîëüøå íóæíîãî õðîìàþ,
È ïàéêó íàäâîå ëîìàþ,
È âñå íà ñâåòå ïîíèìàþ.
Êàê ýòî áûëî! Êàê ñîâïàëî —
Âîéíà, áåäà, ìå÷òà è þíîñòü!
È ýòî âñå â ìåíÿ çàïàëî
È ëèøü ïîòîì âî ìíå î÷íóëîñü!..
Ñîðîêîâûå, ðîêîâûå,
Ñâèíöîâûå, ïîðîõîâûå…
Âîéíà ãóëÿåò ïî Ðîññèè,
À ìû òàêèå ìîëîäûå!
Ñíà÷àëà îí ïîïàäàåò íà ðàáî÷èé ôðîíò, ðîåò îêîïû ïîä Âÿçüìîé. Ïîçæå, çàêîí÷èâ â ýâàêóàöèè âîåííî-ïåõîòíîå ó÷èëèùå ëåòîì 1942, áûë íàïðàâëåí íà Âîëõîâñêèé ôðîíò. Áûë íåîäíîêðàòíî ðàíåí, íî ïîñëå ãîñïèòàëåé ñíîâà ðâàëñÿ íà ïåðåäîâóþ.
Çäåñü, íà ïåðåäíåì êðàå, ëåæàò èñòîêè ìíîãèõ åãî âîåííûõ ñòèõîâ.
 ÷àñòÿõ 1-ãî Áåëîðóññêîãî ôðîíòà îñâîáîæäàë Ïîëüøó, Ãåðìàíèþ; îêîí÷èë âîéíó â Áåðëèíå.  ïîýìå «Áëèæíèå ñòðàíû. Çàïèñêè â ñòèõàõ» (19541959) Ñàìîéëîâ ïîäâåë èòîã âàæíåéøåãî ýòàïà áèîãðàôèè ñâîåãî ïîêîëåíèÿ:
Îòìàõàëî ìîå ïîêîëåíüå
Ãîäû ñòðàíñòâèé è ãîäû ó÷åíüÿ…
Äà, èñïèòà äî äíà êðóãîâàÿ,
Õìåëåì þíîñòè ïîëíàÿ ÷àøà.
Îòãðåìåëà âîéíà ìèðîâàÿ
Íàøà, êðîâíàÿ, çëàÿ, âòîðàÿ.
Íó à òðåòüÿ óæ áóäåò íå íàøà!..
Èìÿ Äàâèäà Ñàìîéëîâà ñòàëî èçâåñòíî øèðîêîìó êðóãó ñîâåòñêèõ ÷èòàòåëåé ïîñëå âûõîäà åãî ïîýòè÷åñêîãî ñáîðíèêà «Äíè» (1970).  ñëåäóþùåì ñâîåì ñáîðíèêå «Ðàâíîäåíñòâèå» (1972) ïîýò îáúåäèíèë ëó÷øèå ñòèõè èç ñâîèõ ïðåæíèõ êíèã.
Äàâèä Ñàìîéëîâ ïðàêòè÷åñêè íå ó÷àñòâóåò â îôèöèàëüíîé ïèñàòåëüñêîé æèçíè, íî êðóã åãî îáùåíèÿ ÷ðåçâû÷àéíî øèðîê.  ïîäìîñêîâíóþ Îïàëèõó, ãäå ñ 1967 ãîäà îí ïîñåëÿåòñÿ, ïðèåçæàåò Ãåíðèõ Áåëëü, ìíîãèå äðóãèå çíàìåíèòûå ëèòåðàòîðû òîãî âðåìåíè. Ïîýò áëèçêî äðóæèë ñî ìíîãèìè ñâîèìè âûäàþùèìèñÿ ñîâðåìåííèêàìè — Ô.Èñêàíäåðîì, Þ.Ëåâèòàíñêèì, Á.Îêóäæàâîé, Í.Ëþáèìîâûì, Ç.Ãåðäòîì, Þ.Êèìîì
ÏÎÄÌÎÑÊÎÂÜÅ
Åñëè á ó ìåíÿ õâàòèëî ãëèíû,
ß á ñëåïèë òàêèå æå ðàâíèíû;
Åñëè áû ìíå òó÷ è ñîëíöà äàëè,
ß á òàêèå æå óñòðîèë äàëè.
Âñå íåãðîìêî, ìÿãêî, íåïîñïåøíî,
Ñ ãëàçîìåðîì ñóçäàëüñêîãî òîëêà —
Ðàññàäèë áû ñîñíû è îðåøíèê
È ñåëî ïîñòàâèë ó ïðîñåëêà.
Áåç ïóñòûõ çàòåé, áåç ñóåñëîâüÿ
Âñå áû ñîçäàë òàê, êàê â Ïîäìîñêîâüå.
Íåñìîòðÿ íà ñåðüåçíîå çàáîëåâàíèå ãëàç, îí ìíîãî ðàáîòàåò àðõèâàõ. Òàêæå ðàáîòàåò íàä ïüåñîé î ðåâîëþöèè 1917 ãîäà, èçäàåò «Êíèãó î ðóññêîé ðèôìå», çàíèìàåòñÿ ïåðåâîäàìè ïîýçèè ñ ïîëüñêîãî, ÷åøñêîãî, âåíãåðñêîãî è äðóãèõ ÿçûêîâ.
 1974 ãîäó âûøëà êíèãà Äàâèäà Ñàìîéëîâà «Âîëíà è êàìåíü», êîòîðóþ êðèòèêè íàçâàëè ñàìîé ãëàâíîé åãî «ïóøêèíñêîé» êíèãîé — íå òîëüêî ïî ÷èñëó óïîìèíàíèé î À.Ñ.Ïóøêèíå, íî, ñàìîå ãëàâíîå, — ïî ïîýòè÷åñêîìó îùóùåíèþ ìèðà àâòîðîì.
Å.Åâòóøåíêî â ñâîåîáðàçíîé ñòèõîòâîðíîé ðåöåíçèè íà ýòó êíèãó íàïèñàë:
«È ÷èòàþ ÿ «Âîëíó è êàìåíü»
òàì, ãäå ìóäðîñòü âûøå ïîêîëåíüÿ.
Îùóùàþ è âèíó, è ïëàìåíü,
ïîçàáûòûé ïëàìåíü ïîêëîíåíüÿ».
 1976 Ñàìîéëîâ ïîñåëÿåòñÿ â ýñòîíñêîì ïðèìîðñêîì ãîðîäå Ïÿðíó. Çäåñü íîâûå âïå÷àòëåíèÿ îòðàæàþòñÿ â ñòèõàõ, âîøåäøèõ â ñáîðíèêè Âåñòü (1978), Óëèöà Òîîìèíãà, Çàëèâ, Ëèíèè ðóêè (âñå 1981).
Ñ 1962 ãîäà Äàâèä Ñàìîéëîâ âåë äíåâíèê, ìíîãèå çàïèñè èç êîòîðîãî ïîñëóæèëè îñíîâîé äëÿ ïðîçû, èçäàííîé ïîñëå åãî ñìåðòè îòäåëüíîé êíèãîé «Ïàìÿòíûå çàïèñêè» (1995). Áëèñòàòåëüíûé þìîð Äàâèäà Ñàìîéëîâà ïîðîäèë ìíîãî÷èñëåííûå ïàðîäèè, ýïèãðàììû, øóòëèâûé ýïèñòîëÿðíûé ðîìàí, «íàó÷íûå» èçûñêàíèÿ ïî èñòîðèè ñòðàíû Êóðçþïèè è ò.ï. ïðîèçâåäåíèÿ, ñîáðàííûå àâòîðîì è åãî äðóçüÿìè â ñáîðíèê «Â êðóãó ñåáÿ» (÷àñòè÷íî îïóáëèêîâàí â 1993 ãîäó).
Èç ïîýìû «ÑÒÐÓÔÈÀÍ»
(ÍÅÄÎÑÒÎÂÅÐÍÀß ÏÎÂÅÑÒÜ)
1
À ãäå-òî, ãîâîðÿò, â Ñàõàðå,
Íàøåë ðèñóíêè Ïèòåð Ïýí:
Ïîäîáíûå ñêàôàíäðàì õàðè
È óñèêè âðîäå àíòåíí,
À ìîæåò — ìàëåíüêèå ðîãè.
(Âîçìîæíî — äóõè èëè áîãè, —
Ïèñàë ïðîôåññîð Îëüäåðîããå.)
2
Äóë ñèëüíûé âåòåð â Òàãàíðîãå,
Îáû÷íûé â ïîðó íîÿáðÿ.
Ìíîãîîáðàçíûå òðåâîãè
Òîìèëè ðóññêîãî öàðÿ,
Îò íåóñòðîéñòâà è äîñàä
Îí âûõîäèë â îñåííèé ñàä
Äëÿ ñîâåðøåíüÿ ìîöèîíà,
Ãäå êðîíû ïåëè èññòóïëåííî
È ñîáèðàëñÿ ñíåãîïàä.
ß, âïðî÷åì, íå áûë â òîì ñàäó
È òî÷íî âåäàòü íå ìîãó,
Êàê âåòðû âåÿëè ìîðñêèå òîì äîñòîïàìÿòíîì ãîäó
Óìåð ïîýò 23 ôåâðàëÿ 1990 ãîäà â Ïÿðíó.
Ïîâòîðè, âîññîçäàé, âîçâåðíè
Æèçíü ìîþ, íî îñòðåé è êîðî÷å.
Ñëåé â åäèíóþ íî÷ü ìîè íî÷è
È â åäèíñòâåííûé äåíü ìîè äíè.
Äåíü åäèíñòâåííûé, äîëãèé, åäèíûé,
Íî÷ü îäíà, ÷òî ïðîæèòü ìíå äàíî.
À ïîä óòðî îòëåò ëåáåäèíûé —
Êðèê îäèí è ïðîùàíüå îäíî.
Íà ïðàâàõ Àíîíñà Æóðíàëà «ÍÆ» ¹6 (èþíü 2010ã.)
Источник
Лаврищева С.В.
«Светлых мыслей красота» и «бездна пространства» в лирическом произведении.
Цель урока: развитие у учащихся образного восприятия мира, развитие языкового чутья, развитие навыка анализа лирического произведения
Развитие у учащихся понятий: «Настроение в поэтическом произведении. Поэтическое пространство в стихотворном произведении
Воспитание гуманных качеств.
Оборудование: звуковой ряд музыка.
Зрительный ряд: репродукции с картин Левитана.
этап урока
содержание деятельности на этапе урока
Примечание
Организационный
приветствие
Объявление цели работы на уроке
Мы знаем, что человеческий ум пытливо стремится проникнуть в тайны мироздания, открыть непознанное. Это очень интересно- и трудно. Человек в своём стремлении к познанию шагнул в бездну космического пространства. Вам тоже предстоит открывать тайны Вселенной, предстоит много путешествовать в поисках истины.
И самое увлекательное для вас путешествие- это путешествие в мир лирики, в мир искусства.
Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по поэтическим страницам
Проверка домашнего задания
Обобщение работы по домашнему заданию
Д.Самойлов «Из детства».
Наизусть.
Давида Самойлов.
ИЗ ДЕТСТВА
Я — маленький, горло в ангине.
За окнами падает снег.
И папа поет мне: «Как ныне
Сбирается вещий Олег…»
Я слушаю песню и плачу,
Рыданье в подушке душу,
И слезы постыдные прячу,
И дальше, и дальше прошу.
Осеннею мухой квартира
Дремотно жужжит за стеной.
И плачу над бренностью мира
Я, маленький, глупый, больной.
Рецензия на чтение.
Какие интонационные и смысловые оттенки услышали в этом стихотворении?
Преамбула анализа
Что для вас лично оказалось удивительным открытием?
- Что –то -открыли, что-то -удивило, что-то- поразило? А может быть, что-то осталось неразгаданным?
Вот об этом мы сейчас и поговорим.
Анализ стихотворения
В этом стихотворении особым смыслом наполнено «Я»
- К кому относится «Я»?
Обобщение. Каким вы увидел лирического героя этого стихотворения?
Что о нём можно сказать?
Почему он плачет
(семантика: плачет-рыдает)
- Как вы понимаете «бренность мира»? Какой оттенок приобретает слово бренность? Почему не тленность? Изменился бы смысл ?
Давайте представим, что мы с вами
создаём мини-фильм на основе стихотворения Д.Самойлова.
Какие задачи нам нужно решить для создания клипа, какие уровни организации своей деятельности необходимо продумать?
Наметим план своей работы над фильмом.
Итак, для работы над фильмом нам надо продумать:
вещный план;
цветовое решение;
звуковой ряд;
композиционный план.
.
А к какому воздействию на зрителя вы будете стремиться? Какую сверхзадачу поставите перед собой?
Вы ещё научитесь специфическим тайнам мастерства. Среди вас будущие художники, музыканты, писатели, учителя- и всем вам понадобится умение слышать, видеть и понимать. И умение понимать мир в звуках, в красках и выразить это понимание в слове- одно из самых сложных, но отрадных
Трудно объяснить, как рождаются стихи, как становятся поэтами- мы будем открывать и эту тайну. Но совершенно точно можно сказать, что в стихотворении самые обычные слова приобретают совершено особый, высокий, поэтический смысл.
Попробуем проверить это на стихотворении Давида Самойлова.
Найдите метафоры, которые вам показались удивительными. Что вас удивило?
Кроме метафор, какие изобразительно-выразительные средства вы можете отметить?
(эпитеты, двойные эпитеты однородные члены предложения, повторы, интонация, синтаксис и др, образная структура- в литературе образ- это художественная картина, которая выполняет всегда важную роль в понимании произведения,
например, роль образа мухи, роль снега).
Обобщение
Почему плакал мальчик?
Анализ лексический
жить
пере-живать
Со-пер- живать
Смотрите, ребята, какое чудо открыли мы с вами в поэтических произведениях:
Пушкин художественным словом повествует о судьбе Вещего Олега ( и нам жаль Олега)- ЛИРИЧЕСКИЙ герой ст Самойлова рыдает над судьбой Олега, а мы с вами-
пере-живаем ли мы о мальчике, лирическом герое стих. Самойлова? Отозвалась ли его боль в наших сердцах?
- Обобщаю. Мы с вами приоткрыли тайну воздействия поэтических строк на человека. Видели слёзы мальчика, почувствовали его рыдания- а ведь такое воздействие вызвано всего лишь зачитанным томиком Пушкина.
- Он страдал от несовершенства мира, страдал от своего бессилия изменить это несовершенство- но хочется верить, что всегда будет стремиться к гармонии
Человека и Вселенной.
Вывод- человек, рыдающий над стихами- (рыдать можно не только над стихами- мы смотрели фильм о детях Беслана- и я видела в зале , как многие плакали- потому что чужое горе мы воспринимали как своё )
Человек, умеющий пере- живать за чужую жизнь как за свою будет и дорожить чужой жизнью как своей
Бренный- преходящий. Тленный (тлен-прах)
Переход к новому материалу
Целевая установка
Переход к конкретной теме урока
Кто мастер пейзажного жанра?
Обратить внимание на выставку книг
Только назвать авторов, но не комментировать
Фарфель И.М
Настоящие стихи многослойны. Их можно воспринимать по-разному- на это они и рассчитаны. Стихи можно читать сотни раз, каждый раз открывая для себя новую, неведомую глубину смыслов, новую, не замеченную ранее красоту звучания слов, понимать «светлых мыслей красоту».
Настоящие стихи, как мне кажется, всегда составляют нечто целостное в мировой поэзии. Голос Пушкина отозвался в душе поэта Самойлова,
Голос Пушкина отозвался в душе нашей русской поэзии. Голос Пушкина отозвался в сердце каждого человека, владеющего русским языком.
Каждое стихотворение связано со всем лирическим мировым богатством по законам сцепления. И это
удивительное путешествие- путешествие в поэтический мир-дарит нам поэзия.
Мы с вами анализировали стихотворение, в котором отчётливо заявлена авторская позиция, где чувства лирического героя названы. А сейчас совершим путешествие в мир пейзажной лирики.
Работа с выставкой книг
Включаю проектор. 1 раз
Пейзаж в литературе, в музыке, в живописи теснейшим образом связан с состоянием души –поэта, художника, музыканта.
Всмотритесь в эти картины.
«Прощальная» краса. Трогающая за сердце прелесть. Неповторимое очарование. Изысканная простота
Как скажет поэт, «тихая моя Родина». Возможно, эти картины знакомы с детства.
Видеоряд-с музыкальным сопровождением.
Постановка проблемной задачи
Читаем тему урока
Задание.
Какие пространства мы уже можем , умеем определять
«Светлых мыслей красота » и «бездна пространства» Попробуем раскрыть смысл этих метафор.
День рождения бывает ли у стихотворения?
15 сентября 1850 года- 158 лет тому назад- родилось стихотворение- его читали Ваши мамы, бабушки, прабабаушки—пра- пра…
Оно – в единой поэтической цепочке, связывающей поколения. Разорвётся ли эта цепь в вашем поколении?
Чтение стихотворения Тютчева «Окутан вещею дремотой…»
«Каждый может увидеть разные и различные пласты в стихотворении
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПОД МУЗЫКУ
Наметим план исследования.
Что нам для этого нужно
Запись на лист текста плана исследования.
смысловое
интонационное
временное
звуковое
цветовое
эмоциональное
изобразительно-выразительное
Звукопись (аллитерация-ассонанс)
и др
Какое пространство вы можете увидеть в этом стихотворении?
каждый уч-ся самостоятельно намечает уровни анализа стихотворения
(составляет записи на полях стихотворения).
индивидуальный подход
Подведение итогов самостоятельной работы
КАКИЕ УРОВНИ ПРОСТРАНСТВА УВИДЕЛИ
Лично меня захватило своей поэтической ассоциацией слово «вещий»
А вас какие слова
заставляют задуматься?
Словарная работа
Анализ отдельных слов
Можно спросить, какие слова хотелось бы осмыслить с помощью учителя
Слово «вещий» в нашем поэтическом сознании ассоциируется с…правильно! Вещий Олег!
Попробуйте догадаться, что, Тютчев просто заимствует этот образ у Пушкина?
Словарная работа
Вещий
участием умиленным
испещрённый
ветхий ( у Пушкина- ветхая лачужка)
изнурённый
молниевидный луч
«Унылая пора»
Поговорим об авторской
позиции
В стихотворении Тютчева как она выражена- через оценочные эпитеты, интонацию. Метафоры и даже пунктуацию
А может ли авторская позиция быть выражена по-другому?
Чтение сначала самостоятельно учениками, а потом выразительное чтение
Пушкин А.С.
Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье.
И мглой волнистою покрыты небеса.
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы
Комментарий домашнего задания
Выполнить творческую работу
«Последняя улыбка природы»
- Стихи;
- Может быть, снимки
- Лирическая миниатюра
- Фильм
- Выучить наизусть стихотворение Пушкина, Фета, Тютчева
- Букет осенних листьев
Возможен самостоятельный анализ стихотворения Пушкина
А.С. Пушкин. (1828)
Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждают в нас
Так иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья
как вариант- задание- сопоставить поэтический смысл эпитета «последний» в стихотворении Пушкина и Тютчева
Где мы видели «последний» у Пушкина- «последняя туча»)
Сопоставить «Вещий» в стихотворениях
Обобщение
Пушкин
Тютчев
Самойлов
СНОВА НА доске ТЕМА УРОКА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТОР
Как мы понимаем смысл метафор
«Светлых мыслей красота» и «бездна пространства» в поэтическом произведении?
Финал
Настоящие стихи всегда рождают мысли светлые. Они всегда новы и необычны, словно на наших глазах автор совершает открытие человеческой души и мы вместе с Поэтом открываем и людей, и природу, и себя
И чем глубже будет опыт читателя, тем содержательнее будет жизнь его духа, тем полнее он будет ощущать себя тоже автором этих строк. И тем светлее будут его собственные мысли.
И тем больше он найдёт ниточек-сцеплений, связывающих его с миром, и выше будет его ответственность за мир
Такие стихи сопровождают нас всю жизнь, мы никогда не исчерпаем их содержания пространство лирического стихотворения бесконечно
Финал
Д. Самойлов
Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны,
Они понятны лишь сперва.
Потом значенья их туманны.
Их протирают, как стекло,
И в этом наше мастерство
А наше мастерство- научиться понимать эти слова, принимать образ мира, в слове явленный.
Пушкин А.С.
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье.
И мглой волнистою покрыты небеса.
А.С. Пушкин. (1828)
Роскошных первенцев полей.
Ф.И. Тютчев
Полураздетый лес грустит…
Из летних листьев разве сотый.
Ещё на ветви шелестит.
Молниевидный брызнет луч.
В последний улыбнётся раз!..
Приложение к уроку.
Ф.И. Тютчев
Овеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит…
Из летних листьев разве сотый.
Блестя осенней позолотой,
Ещё на ветви шелестит.
Гляжу с участьем умиленным,
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещренным,
С их ветхим листьем изнуренным,
Молниевидный брызнет луч.
Как увядающее мило!
Какая прелесть в нём для нас,
Когда, что так цвело и жило,
Теперь, так немощно и хило,
В последний улыбнётся раз!..
15 сентября 1850 года
Вещать- торжественно говорить
Умиленное –нежное, возбуждённое чем-то трогательным.
Испещрённое -усеяно чем-то мелким.
Увядать- терять свежесть
хилый – больной
Немощный- больной
Композиционное пространство
1-я строфа- обозначено чувство
2-я строфа- авторская позиция. Оценка
3-я строфа- приглашение к диалогу- с читателем, с мировой литературой
Источник